Современные проблемы науки и образования. Высшая школа под угрозой! «Интернационализация» образования влечёт за собой серьёзные проблемы Интернационализация образования для иностранных студентов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В современном мире позиции конкретного государства в мировой экономике, культуре, а соответственно и в политике, во многом определяются тем, насколько эффективно функционирует система образования. Человеческий капитал в последние десятилетия превратился в наиболее ценный ресурс, распоряжение которым «по уму» гарантирует стране экономическое процветание и всестороннее укрепление позиций на мировом уровне. Это прекрасно понимает руководство всех развитых стран мира, рассматривая сферу образования в качестве стратегически важной для развития и укрепления потенциала государства.

Болонский процесс и Россия

Реформы образования, начатые в Российской Федерации еще в конце 1990-х гг., формально были ориентированы на то, чтобы повысить уровень, качество и востребованность российского образования в мировом масштабе, соответственно содействуя и повышению престижа страны в международной политике. Идеологи реформирования российского образования подчеркивали, что потребность в модернизации деятельности отечественных высших и средних учебных заведений вызвана необходимостью более полной интеграции России в мировое сообщество, в том числе и в сфере образования. Именно в этот период распространилось представление о мировом образовательном пространстве как о своеобразном «рынке услуг», на котором свободно конкурируют между собой конкретные государства и образовательные учреждения, привлекая студентов, преподавателей, научных работников более выгодными условиями учебы и труда, более высоким качеством преподавания и научных исследований. Естественно, что перед российским государством была поставлена задача по повышению конкурентоспособности системы отечественного высшего и среднего образования в мировом масштабе. С решением этой задачи связывались перспективные успехи Российской Федерации в экономике, науке и технологиях, культуре и искусстве. Однако реальность оказалась значительно дальше от тех радужных перспектив, которые рисовали сторонники реформирования системы образования.

Еще в 2012 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об образовании», в котором закрепляется дальнейшая интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство. Как известно, с начала 2000-х гг. российское высшее образование реформируется в соответствии с принципами Болонского процесса. Болонский процесс, как раз, и ставит задачу интеграции образовательных систем отдельных европейских государств в единое образовательное пространство. В основе стремления к интеграции систем образования Европы изначально стояли две цели - обеспечение дальнейшего строительства «единой Европы» и повышение конкурентоспособности европейских систем образования по сравнению с США и Японией. То есть, приведение европейских вузов в соответствие принципам Болонского процесса осуществлялось не только с целью совершенствования самой системы образования, но и с целью укрепления политических и экономических позиций Европейского Союза. Известно, что единственными достойными соперниками стран Евросоюза в экономическом и культурном отношении, в настоящее время, являются США и ряд наиболее развитых стран Восточной Азии (Япония, Южная Корея, а в последнее время - и КНР). В Российской Федерации реализация программы Болонского процесса в сфере образования первоначально ставила перед собой следующие задачи: повысить общее качество предоставляемых образовательных услуг, ориентировать предоставляемое высшее и среднее профессиональное образование на практику, повысить мобильность студентов, научных работников и преподавателей, унифицировать присуждаемые квалификации и ученые степени, чтобы они могли беспрепятственно котироваться за рубежом, сформировать систему кредитования для получения образования (по образцу европейских государств).

Интернационализация образования

Стремление повысить мобильность студентов и преподавателей было вызвано происходящими процессами глобализации. Экономическая глобализация предусматривает возможность трудоустройства в иностранных и транснациональных корпорациях. Соответственно, интернационализируется не только рынок труда, но и рынок образовательных услуг. В Средние века по Европе перемещались бродячие студенты, а сегодня «мобильные» студенты, аспиранты и преподаватели могут легко менять одну страну обучения или работы на другую, заключая контракты и переходя из вуза в вуз. Другое дело, что российские высшие учебные заведения пока не обладают привлекательностью для большинства иностранных студентов и, тем более, преподавателей. Объясняется эта непривлекательность скорее не низким качеством предоставляемого образования, а недостаточным финансированием учебных заведений, отсутствием развитой материально-технической базы, неудовлетворительной организацией социально-бытовой сферы. Поэтому более обеспеченные и перспективные студенты - не только из развитых стран, но и из стран «третьего мира», в Россию не едут, а предпочитают получать образование в США или странах Западной Европы, пусть даже там и выше цены на образовательные услуги. Сомнительно, что реформы российского образования приведут к внезапному и резкому росту его популярности среди студентов из других государств. Тем более, в том виде, в котором они осуществляются. Интернационализация образования оборачивается утратой богатых национальных традиций высшей школы, которая, хоть и не укладывалась в рамки «европейских стандартов», но на протяжении столетия готовила прекрасных специалистов высокой квалификации. Однако в угоду «интеграции в глобальное образовательное пространство» сегодня происходит постепенное разрушение тех сложившихся методов и механизмов образования, которые складывались на протяжении семи десятилетий существования Советского Союза и уходят своими корнями еще в дореволюционную эпоху.


Большинство иностранных студентов прибывает в Россию из стран "третьего мира"

По мнению сторонников реформы российского образования, за «интеграцией в мировое образовательное пространство» должны последовать и повышение качества российского образования, и обеспечение его доступности широким слоям населения, и рост открытости российской системы образования, и занятие достойных позиций на мировом рынке образовательных услуг. Как известно, прежде всего, в соответствии с принципами Болонской системы, в российских высших учебных заведениях был осуществлен переход на двухуровневую модель высшего образования. Официально этот шаг объяснялся необходимостью признания российских дипломов о высшем образовании в европейских странах. Так как в европейских государствах действует двухуровневая система высшего образования, российские дипломы специалистов вызывали многочисленные вопросы у сотрудников служб персонала, образовательных учреждений, то есть - прямо препятствовали российским абитуриентам и соискателям рабочих мест. Ведь европейские службы персонала, ориентированные на работу с бакалаврами или магистрами, не всегда могли сделать правильный вывод о том, как использовать конкретного специалиста, куда отправлять его на работу - на должность, требующую квалификации бакалавра или магистра. Теперь в вузах есть бакалавриат и магистратура, тогда как ранее был только специалитет и учреждения высшего профессионального образования выпускали категорию специалистов. В 2013 г. вступил в действие обновленный Федеральный закон «Об образовании», согласно которому в России официально закрепилась трехуровневая модель высшего образования - бакалавриат, магистратура и послевузовская подготовка кадров высшей квалификации. При этом, традиционные для России ученые степени кандидата и доктора наук пока сохранены, хотя стандарты Болонской системы не предусматривают существование степени кандидата наук и, соответственно, у российских кандидатов могут возникать сложности при признании их степени за рубежом. Но соответствие дипломов и степеней - далеко не единственная и, к сожалению, не главная проблема, стоящая перед отечественной системой образования. Модернизационные изменения в жизни российской высшей школы привели к появлению целого ряда серьезных проблем и противоречий, которые, по мере дальнейшего углубления реформы образования, только растут и порождают новые проблемы.

Сокращение профессоров - удар по вузам

Во-первых, речь идет о сокращении высших учебных заведений. Это сокращение в административных кругах почему-то называют оптимизацией, повышением эффективности вузов, хотя даже непрофессионалу очевидно, что повысить эффективность вузов, увольняя наиболее квалифицированную часть преподавательского состава - профессоров, невозможно. Напротив, за увольнением профессоров неизбежно последует снижение общего качества преподавания. Если преподаватели без ученой степени или кандидаты наук считаются более высококачественными специалистами, чем доктора наук, то о чем тогда речь? К чему тогда вообще вся иерархия ученых степеней и званий? Представляется, что подлинная причина этой «оптимизации» за счет сокращения профессорских ставок и количества профессоров в вузах - пресловутая экономия денежных средств. Проще уволить трех профессоров, на зарплату одного из них оставив трех доцентов или старших преподавателей, которые, вдобавок, возьмут на себя преподавательскую нагрузку за еще двух уволенных, чем платить высокую зарплату профессорам. Но ведь страдает от реализации такой модели, прежде всего, само образовательное учреждение. Страдают студенты, которые не получат качественных знаний и не смогут, впоследствии, трудоустроиться по специальности или полноценно исполнять свои обязанности на рабочем месте. Конечно, открыто никто не говорит о сокращениях в вузах. Работников высших учебных заведений просто «не проводят» по конкурсам, после чего отказываются заключать контракт с «не прошедшими конкурс» преподавателями. Способов отказать в продлении контракта много - и один из них как раз и связан с пресловутой «интернационализацией образования». Это - обязательное требование иметь публикации на иностранных языках в иностранных журналах. На первый взгляд - дело нужное, ведь публикации в иностранных журналах повышают рейтинг российского образования в мировом масштабе. Вроде как. А на деле? Почему профессор или доцент (условно) Урюпинского заборостроительного института должен иметь публикации в британских или французских журналах? Разве без публикаций своего научного руководителя на английском или французском языках его выпускники не смогут строить заборы в родном Урюпинске?


кто будет готовить школьных учителей для сельской местности в случае закрытия провинциальных педагогических вузов?

Задачей российского государства в первую очередь должна быть не интернационализация образования, а обеспечение базовых потребностей страны в специалистах - врачах, инженерах, учителях, бухгалтерах, юристах и так далее. Для этого в советское время и была создана разветвленная система высших учебных заведений, готовивших квалифицированных работников для самых разных отраслей экономики, науки и культуры. В 1990-е годы, несмотря на экономические сложности, которые испытывало российское государство, высшее образование находилось в гораздо лучшем положении, чем сейчас. Росло количество учебных заведений, число студентов. Пусть даже далеко не все из выпускников вузов получали возможность трудоустройства по специальности, но они приобретали определенные знания, навыки. С другой стороны, в системе образования было трудоустроено огромное количество российских граждан - причем речь идет не только о профессорско-преподавательском составе вузов, но и о многочисленном обслуживающем персонале, в том числе о технических специалистах младшего уровня. Ведь химические, физические, технические факультеты, медицинские институты сложно представить без технических работников, лаборантов. В условиях современной «оптимизации» все они отправляются «на улицу». Конечно, кому-то повезет устроиться по специальности, но ведь большая часть увольняемых, скорее всего, покинет систему образования. А что потом? Депрофессионализация? Очередные продавцы, таксисты, разнорабочие с дипломами о высшем образовании и даже кандидатскими степенями, составляющие конкуренцию выходцам из бывших советских республик?

На самом деле, сокращение вузов в интересах повышения их «эффективности» - очень опасная затея. Далеко не все российские вузы нуждаются в международном признании - хотя бы, просто в силу специфики подготавливаемых ими кадров. В провинции существует большое количество педагогических, медицинских, сельскохозяйственных, технических высших учебных заведений, которые готовят специалистов для конкретных областей экономики. В этих вузах также работает профессорско-преподавательский состав, который справляется со своими обязанностями по подготовке учителей провинциальных школ, врачей, агрономов, инженеров, ветеринаров и так далее. Есть ли смысл нагружать преподавателей дополнительными обязанностями и требовать с них соответствия международным стандартам? Ведь в случае увольнения этих преподавателей готовить педагогические, медицинские, инженерно-технические кадры для провинции будет некому. Соответственно, мы увидим и сокращения количества школ, поликлиник и больниц, и усугубление оттока трудовых ресурсов из провинции, поскольку более-менее активные и молодые преподаватели не перейдут в другие сферы деятельности, а скорее покинут небольшие города и устремятся в столицу. Еще одним спутником сокращения вузов станет рост безработицы, в том числе - количества безработных профессионалов высокой квалификации, какими являются преподаватели высших учебных заведений. В контексте постоянных заявлений высших руководителей российского государства о необходимости развития инфраструктуры в сельской местности, о повышении рождаемости и улучшении качества человеческой жизни в современной России, направленные на ослабление системы высшего образования в провинции мероприятия выглядят, мягко говоря, странно. По сути дела, они являются вредительскими, направленными на подрыв экономики и, следовательно, национальной безопасности российского государства.

Как отмечает академик, профессор, доктор педагогических наук Сергей Комков, «В 2014 году продолжился кризис в системе высшего профессионального образования. Мы наблюдаем сегодня его фактическое уничтожение. Так называемые рейтинги ведущих вузов страны и определение «критериев эффективности» их деятельности, придуманные Минобрнауки и Рособрнадзором, привели к массовому закрытию региональных вузов, готовивших отраслевых специалистов на региональном уровне. Все это происходило на фоне продолжающегося процесса уничтожения системы начального и среднего профессионального образования. (Комков С. «Нас всех учили понемногу» // http://www.regnum.ru/news/society/1881456.html).

Университет становится «рабом рынка»

Второй важнейшей проблемой, которую ставит перед российской системой высшего образования его т.н. «модернизация», является подчинение университетов интересам рынка. В общественном сознании, с помощью средств массовой информации и части представителей профессорско-преподавательского состава российских вузов закрепляется представление о системе образования как о «рынке услуг», хотя в действительности система образования - не «рынок», а важнейший государственный институт, который должен регулироваться и контролироваться государством, а не рыночными законами. Целый ряд специальностей может быть мало востребован на рынке труда, особенно на международном уровне, но это не означает, что по ним следует прекращать подготовку специалистов. Есть базовые профессии, являющиеся ядром культуры государства - к примеру, профессия библиотекаря или музейного работника, малооплачиваемая и, по большому счету, малопрестижная. Но отказаться от библиотек и музеев - значит отказаться от своей культуры и , поэтому сохранение самого государства требует и сохранения соответствующих специальностей в вузах, пусть они и будут исключительно дотационными, неукомплектованными полностью, не показывающими серьезных успехов в мировом масштабе. Целый ряд специальностей должен готовиться государством, невзирая на их «популярность» и востребованность на международном рынке труда. В первую очередь, к ним относятся работники социальной инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства. Конечно, нет ничего плохого в том, что вузы ориентируются сегодня на подготовку востребованных экономикой специалистов. Но именно в задачи государства входит организация контроля над вузами с целью недопущения их полного подчинения коммерческим интересам, превращения вузов в подготовительные учреждения для конкретных корпораций.

Доцент МГИМО Ольга Четверикова утверждает, что «происходящая реформация обусловлена борьбой за обеспечение конкурентоспособности вузов, битвой за финансы. Если учебное заведение хочет получить соответствующее финансирование, оно вынуждено подстраиваться под эти новые требования. И в итоге целью обучения становится не формирование развитой, образованной личности, а подготовка узких специалистов, способных конъюнктурно, как менеджеры, реагировать на ту или иную реальность, потребность и, соответственно, встраиваться в ту систему управления, которая у нас существует: корпоративную или государственную. В основном, конечно, реформация нацелена на систему корпоративного управления, вплоть до того, что создаются кафедры, финансируемые отдельными бизнес-структурами, которые в течение четырех лет готовят нужных им людей. И такой человек впоследствии уже вряд ли выберет деятельность в иной сфере, поскольку он привык мыслить в определенном ключе» (Четверикова О. Переход духовных школ на Болонскую систему - серьезнейший удар по богословскому образованию // http://www.blagogon.ru/).

Для системы высшего образования следовать за конъюнктурой рынка труда - дело весьма неблагодарное. Ведь высшее образование в России получают 4-6 лет. Это достаточно большой срок, за время которого спрос на определенные профессии может упасть, а то и вообще исчезнуть. Соответственно, поступая на рыночно востребованную специальность, 17-летний абитуриент не имеет представления о том, будет ли он трудоустроен через несколько лет, когда в 22-23 года придет в отдел кадров корпорации или учреждения. Высокий динамизм, присущий и экономике, и культуре современного общества, обусловливает стремительные изменения в шкале приоритетов, в том числе и в сфере высшего образования. Поэтому в данном случае имеет смысл не столько сосредоточение вузов на рыночно востребованных специальностях, сколько сокращение срока обучения по ряду направлений. Там, где профессиональные обязанности требуют конкретных навыков, которые можно усвоить за 2-3 года обучения, не имеет никакого смысла держать студента в вузе на протяжении пяти или шести лет. За это время профессия может потерять популярность, а студент потеряет годы своей жизни на обретение специальности, не востребованной на рынке труда. Краткосрочные и долгосрочные курсы, колледжи с двухлетним и трехлетним обучением - лучший выход из ситуации, позволяющий достаточно оперативно реагировать на изменения на рынке труда и выстраивать в соответствии с ними образовательную политику. Приспособление же фундаментальных факультетов к нуждам рынка труда лишь в негативную сторону сказывается на качестве обучения, на мотивации студентов. Тем более, оно оставляет в заведомо проигрышном положении те специальности, которые не могут существовать без финансирования и организационной поддержки со стороны государства, а это - практически все направления гуманитарного профиля, плюс значительная часть естественнонаучных и точных дисциплин.
С «интернационализацией» образования тесно связана и проблема «утечки мозгов». Как известно, Россию за последние два десятилетия покинули сотни тысяч молодых и перспективных специалистов, обладающих высокой квалификацией в самых разных областях. Физики, биологи, химики, врачи, невостребованные на родине, оказались нужными в Соединенных Штатах Америки, странах Западной и Восточной Европы, в Китае. Их привлекли, в первую очередь, более выгодные зарплаты, а также условия труда, значительно отличающиеся от российских. Теперь, когда государство перевело образование на Болонскую модель, ликвидировав, тем самым, различия между отечественными и европейскими уровнями высшего образования, фактически облегчилась задача по дальнейшей эмиграции русских специалистов за границу. Если прежде у многих из них возникали опасения относительно востребованности российских дипломов о высшем образовании или ученых степеней в других государствах, то теперь дипломы приведены к единому образцу. Значит, намного проще стал процесс устройства на работу и учебу в зарубежные корпорации, учебные заведения, научно-исследовательские организации.

Как ни странно, но «повышению эффективности» российского образования почему-то способствует общее снижение качества знаний выпускников российских вузов. Последствия введения Единого государственного экзамена российское высшее образование расхлебывает уже сейчас - в вузы прошло большое количество абитуриентов, которые вряд ли смогли бы сдать вступительные экзамены до введения ЕГЭ. Но и попав в высшие учебные заведения, студенты сталкиваются с перегруженными и уставшими преподавателями, с администрацией, основное внимание уделяющей организации праздников, спортивных состязаний и участия студентов в массовых мероприятиях. При этом становится сложно отчислять студентов за неуспеваемость, поскольку на рейтинг преподавателя влияет и количество обучающихся, и количество защитивших дипломы. Сотрудники высших учебных заведений рассказывают, что представители администрации в период сессии просто заставляют их проставлять удовлетворительные оценки практически всем студентам, вне зависимости от их реальной успеваемости и уровня знаний.

Без воспитания - никуда

Еще одна крайне серьезная проблема - утрата воспитательных функций отечественного образования в процессе его модернизации. На протяжении длительного времени именно образовательные учреждения брали на себя значительную часть функций по воспитанию подрастающих поколений, разделяя воспитательные функции с официальными молодежными организациями. После роспуска ВЛКСМ российское государство так и не смогло сформировать жизнеспособную молодежную организацию, деятельность которой охватывала бы значительную часть российской молодежи. Все попытки создания молодежных структур, ориентированных на поддержку правительственного курса, заканчивались неудачей. «Идущие вместе», «Наши», «Россия Молодая» не могли объединить и, тем более, вовлечь в какую-либо систематическую деятельность, сколько-нибудь значительное количество молодых людей - как в столице, так и в провинциальных городах и сельской местности.


только квалифицированный педагог воспитает из детей настоящих граждан

Соответственно, в условиях отсутствия развитой молодежной политики государства единственным институтом, способным выполнять функции воспитательного характера (не будем сейчас рассматривать вооруженные силы - речь сугубо о гражданском сегменте общества), остались образовательные учреждения - школы, колледжи и лицеи, институты, университеты, академии. Однако в учреждениях высшего профессионального образования воспитательная компонента постепенно исчезла, что стало результатом утверждения прагматических принципов в качестве основного ориентира развития российского высшего образования. В современной России высшую школу ориентируют на подготовку специалистов, владеющих определенными знаниями и навыками и востребованных на отечественном и мировом рынках труда. Вплоть до настоящего времени на определенном уровне российские вузы с этой задачей справлялись, однако в угоду прагматическим интересам практически не уделялось внимание реализации воспитательных функций российского образования. Большинство российских студентов «выпало» из-под воспитательного влияния государства, что незамедлило сказаться на системе ценностей, поведении и мировоззрении многих молодых людей и девушек. Ведь отсутствие воспитательной политики в отношении молодежи неизбежно влечет за собой распространение социальных девиаций в молодежной среде, которые могут принимать как асоциальную форму в виде алкоголизма, наркомании и токсикомании, игромании, так и активную антисоциальную форму, проявляющуюся в совершении преступлений, в присоединении к агрессивным молодежным субкультурам или радикальным и экстремистским организациям. Нашумевшая история московской студентки Вари Карауловой - один из наиболее типичных примеров негативных последствий утраты высшими учебными заведениями воспитательных функций. Современным преподавателям главное, чтобы студент более-менее сносно учился, а каковы его ценностные установки, чем он интересуется и занимается, преподавательский состав интересует сегодня меньше всего.

В отечественной классической образовательной традиции в качестве основной цели полагалось не только профессиональное обучение учащегося, но и формирование «цельной личности», всесторонне развитого человека, который, помимо определенных знаний, обладал бы и соответствующими морально-этическими качествами. Именно эта модель лежала в основе образовательной политики советского государства. Воспитание учащегося рассматривалось как не менее важная функция образования, чем его обучение. «Стать людьми» молодежи помогали высшие и средние учебные заведения, преподавательский состав которых был, по сути, и воспитателями подрастающих поколений. Таким образом, в отличие от прагматично ориентированной западной системы образования, российское образование всегда отличалось гуманистической направленностью. Гуманистическая парадигма определяла развитие системы высшего образования в советский период и именно она закладывала в фундамент организации учебного процесса изучение не только профессиональных, но и общеразвивающих дисциплин, в первую очередь - философии и отечественной истории. В 1990-е гг. гуманитарная составляющая в высшем образовании была в еще большей степени усилена - теперь даже будущие «технари» изучали не только философию, но и социологию, психологию, другие социально-гуманитарные предметы (в зависимости от специфики конкретного вуза). Сегодня воспитательные функции университетов практически не реализуются, а то, что называют администрации вузов воспитательной работой, представляет собой скорее ее профанацию, выполняемую для отчетности и создания положительного имиджа высшему учебному заведению. Ведь формируемые по инициативе администраций вузов всевозможные студенческие организации не имеют влияния на основную массу студентов, а представляют собой небольшие группы карьеристов, которые используют их в качестве начальной ступени к последующему восхождению по карьерной лестнице в системе образования или молодежной политики. Воспитательные функции учебных заведений, по большому счету, сохраняются лишь в образовательных учреждениях силовых структур.

Интернационализация образования, осуществляемая в интересах интеграции России в «мировое образовательное пространство», неизбежно повлечет за собой дальнейшую прагматизацию системы высшего образования. Между тем, утверждение прагматической парадигмы в качестве определяющего вектора развития системы высшего образования представляет прямую опасность для безопасности страны и в плане «утечки мозгов», о которой уже сказано выше. Ведь прагматическая парадигма направляет студентов на поиск наиболее высокооплачиваемых мест работы, ориентирует на усвоение конкретных знаний, которые будут востребованы будущим работодателем, но в ее рамках невозможно привить патриотические ценности, воспитать достойного гражданина своей страны.

Прагматик, которому предложат за выполнение таких же функций в разы большую зарплату за рубежом, не задумываясь согласиться. Ведь ограничителей у него нет. С другой стороны, сложно представить себе утверждение прагматизма в качестве философии учебных заведений, где готовят «базовую интеллигенцию», то есть - учителей, врачей, работников культуры. Для данного сегмента российской системы высшего образования и сокращение преподавательского состава, и коммерциализация вузов, и подчинение их нуждам рынка могут рассматриваться как уничтожающие, поскольку подготовить полноценного врача или учителя можно лишь в том случае, если он проходит и соответствующее воспитание, формируется как личность, то есть - усваивает не только профессиональные знания, но и определенную модель поведения, представления о морали и нравственности, о допустимых и недопустимых поступках. В процессе воспитания будущих специалистов немаловажную роль играют и особые отношения «учитель - ученик», которые все реже встречаются в современной системе высшего профессионального образования.

Рассмотренные проблемы - лишь небольшая часть тех сложностей, с которыми уже начала сталкиваться Россия в процессе модернизации образования. Конечно, избежать инновационных изменений в системе высшего образования Российской Федерации не удастся, но, с другой стороны, государству следует контролировать процесс модернизации образования и направлять его, руководствуясь подлинными государственными интересами, а не интересами транснациональных корпораций, являющихся основными покупателями «мозгов» на мировом интеллектуальном рынке. Без развитой системы высшего образования современная Россия существовать не сможет, но развитая высшая школа - это далеко не всегда копирование западного опыта и попытка угнаться за другой цивилизацией. Развитая высшая школа - это фундаментальность образования, профессионализм, высокие моральные качества, патриотизм и сохранение российских университетских традиций.

Использованы фотографии: http://www.centerasia.ru/, http://health.ej.by/.

Все последние годы тема международной деятельности российских вузов остается одной из важных для профессионального сообщества, а утверждение в 2012 году Примерного перечня критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений, безусловно, добавило к обсуждению новые акценты. Вопросы интернационализации российской высшей школы стали предметом внимания и на Санкт-Петербургском образовательном форуме-2013.

В ряду выступлений, вызвавших особый интерес участников встречи, находится доклад директора Департамента международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрея АЛЕКСАНКОВА, к которому редакция «АО» обратилась с просьбой ознакомить читателей с основными тезисами его выступления.

О глобализации и интернационализации сейчас принято говорить практически везде и практически во всех отраслях человеческой деятельности. Не обошла эта естественная тенденция развития и сферу высшего образования, где в силу специфики самой системы высшего образования интернационализация приобрела свои характерные черты и особенности.

Что же понимать под этим достаточно очевидным, на первый взгляд, термином? Более «европейский» подход, основанный на интуитивно уважаемом равенстве, с одной стороны, и генетически утвердившейся в сознании людей необходимости конкурентной борьбы, с другой, выражается в определении, данном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Интернационализация - это процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Понятие интернационализации в сфере высшего образования в международной практике традиционно включает в себя два аспекта: «внутреннюю» интернационализацию и «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование».

Российские подходы основываются на другом психологическом восприятии термина «интернационализация» и чаще всего в различных интерпретациях определяются как «включение международного аспекта (компонента) в образовательную и научную деятельность» университета.

Разница в подходах видна невооруженным взглядом: если европейский подход делает акцент на совершенствовании самого образовательного и научного продукта с точки зрения международных подходов и стандартов (акцент на свой продукт), то российское понимание акцентировано на заимствовании дополнительно приобретенной ценности во внешней среде (акцент вовне).

Так что же реально дает и что меняет интернационализация в жизни университета? Очевидно, что замкнутость неизбежно будет приводить к вымиранию в современном глобальном мире. Тезис о советском высшем образовании как самом лучшем образовании в мире остался в прошлом. Этот факт приходится признавать, хотя и с естественным сожалением. В то же время попытки все «разрушить до основания» и построить «новый светлый мир» не выдерживают никакой критики. Если в этом контексте говорить об интернационализации в российских вузах, то попытки реализовать какие-либо мероприятия при отсутствии четкого и ясного понимания целей этих мероприятий и использовании заимствованных, неадаптированных механизмов достижения этих целей приводят к очевидно отрицательному результату. И таких примеров достаточно: например, при разработке и реализации программ двойных дипломов или программ академической мобильности.

Да, в условиях демографического кризиса в России развитие экспорта образовательных услуг как составной части интернационализации отчасти может способствовать решению проблем набора студентов на программы вуза. (Тем более что спрос на программы российских университетов, в особенности в странах СНГ, остается на достаточно высоком уровне по сравнению с другими странами и регионами.) Однако такое преимущество не перекрывает и не решает существа проблемы, а именно: неадаптированное внедрение зарубежных моделей, форм и механизмов интернационализации, ведет как минимум к неоптимальному результату. Тогда логично возникают вопросы: а какой путь интернационализации наиболее оптимален для российских вузов, и какие результаты он может дать? Определим некоторые основные моменты, позволяющие, на наш взгляд, российской высшей школе выйти на оптимальный путь интернационализации.

В ведущих зарубежных университетах прошли апробацию и активно используются новые технологии, формы и методики обучения. Причем в настоящее время они представляют собой комбинацию различных подходов, как правило, объединенных совершенно особой парадигмой образования. И следует признать, что в большинстве случаев зарубежный опыт далеко превосходит отечественную практику по использованию электронных средств обучения часто именно не по качеству технических средств, а по самой внутренней философии ее использования. Изучение зарубежного опыта именно в этом контексте и внедрение его в отечественную практику могут дать реальные результаты интернационализации российских вузов как в отечественной, так и европейской трактовке. Это первый момент.

Далее. Очевидно, что глобализация промышленного производства и интернационализация бизнеса приводят к востребованности специалистов с соответствующими знаниями и умениями, которые помогают быстро и с наименьшими издержками адаптироваться к любым новым условиям и национальным особенностям. И, поскольку в последние годы наличие международного опыта у выпускников становится все более важным фактором их успешного позиционирования на рынке труда, способность вуза предоставить широкие возможности по прохождению стажировок или даже части обучения за рубежом рассматривается абитуриентом как весомое преимущество вуза. В свою очередь, это усиливает мотивацию вузов по развитию конкурентоспособности за счет наличия зарубежных связей. Иначе говоря, критерий интернационализации становится весьма существенным в конкурентной борьбе за выпускника школы или бакалавриата. Это второй момент.

Третий момент успешности интернационализации связан с восстановлением и развитием научно-технической базы российских университетов. И хотя по-прежнему в некоторых областях зарубежные вузы превосходят отечественные и по оснащенности, и по ресурсному обеспечению, и, что немаловажно, по степени внедрения полученных результатов в практические коммерческие разработки, именно кооперация российских университетов с зарубежными партнерами в научно-исследовательском секторе позволяет получать результаты на высоком профессиональном уровне. Что, несомненно, способствует развитию отечественной научной школы в целом.

Также остается возможность получения дополнительного финансирования из внешних международных источников, хотя в последние годы для российских университетов эти возможности несколько уменьшились. Можно перечислить еще целый ряд причин необходимости развития интернационализации как важной составляющей всего комплекса университетской деятельности.

Таким образом, становится очевидным, что - несмотря на некоторый существующий в образовательных кругах скепсис в отношении процессов интернационализации, в особенности среди старшего поколения преподавателей - эти процессы становятся неотъемлемой частью жизни университетов. И самое главное - такие процессы реально способствуют развитию университета, повышению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг и научных исследований. Осознание этого факта, по нашему мнению, произойдет достаточно быстро на уровне университетского менеджмента, и интернационализация в ближайшее время из модного течения превратится в действенный инструмент развития учебных заведений, во всяком случае крупных российских университетов.

Позиция Минобрнауки РФ как проводника государственной политики в сфере образования в целом созвучна с позицией университетов и международного образовательного сообщества. Основными приоритетами в последнее время становятся получение международного признания российского высшего образования - за счет вхождения российских университетов в международные рейтинги, развитие научных исследований и образовательных программ - за счет интегрированного международного участия в различных формах. Вполне обоснованным формализованным итогом такого подхода стало появление индикаторов международной деятельности вуза (в совокупности с другими показателями эффективности деятельности высших учебных заведений). В их числе наличие иностранных студентов, международных образовательных программ, в том числе с преподаванием на иностранных языках и программ двойных дипломов, количество иностранных ППС, количество ППС и студентов, участвующих в программах академической мобильности, некоторые другие показатели. Но при этом возникает вопрос о том, в какой степени реальные потребности конкретного, расположенного в том или ином российском регионе вуза в сфере интернационализации коррелируют с достижением формально необходимого уровня эффективности по показателям Минобрнауки РФ? Да, в целом можно утверждать, что ориентация на выполнение индикаторов, несомненно, способствует развитию интернационализации высших учебных заведений. Однако необходимо учитывать некоторые специфические особенности. Так, например, риск попасть в разряд «неэффективного вуза» по количеству иностранных студентов заставляет некоторые небольшие региональные университеты искать их вне зависимости от мотивации, платежеспособности, успеваемости… Не говоря о том, что обучение иностранных студентов требует развитой инфраструктуры, включающей наличие общежития, соответствующего деканата, служб безопасности, паспортно-визовой службы и прочего. В отношении программ двойных дипломов и иностранных преподавателей может сложиться аналогичная ситуация. В таком случае внедряемый министерством способ оценки эффективности по формализованным показателям в реальности может и не достичь своей цели - повышения качества и развития образовательного учреждения.

Вполне возможно, что в этих ситуациях чаще всего могут оказываться узкоспециализированные региональные вузы, решающие в большинстве своем (и часто успешно) задачи регионального характера. И распыление усилий на выполнение индикаторов интернационализации, не учитывающих ту или иную специфику вуза, может приводить к негативному эффекту.

В целом можно констатировать, что, несмотря на некоторые издержки, интернационализация становится необходимым и существенным ресурсом развития отечественных вузов, повышения качества образовательной деятельности и научных исследований.

Введение

Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом обуславливается потенциальными возможностями и имеет некоторые тенденции.

Первая тенденция представляет собой постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования. Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах.

Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.

Соответственно, информационные технологии и образование -- это две тенденции, которые в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют новую эпоху и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем 1. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании./ И.П. Норенков. -- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.-С. 352..

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Интеграция и интернационализация

Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта.

Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании.

А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.

К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.

Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:

* формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;

* системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;

* построение и развитие единого образовательного информационного пространства;

* постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;

* создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.

Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.

В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования.

Формирование новой модели подготовки специалистов, учитывает не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентностный подход в образовании является сегодня важнейшей инновацией, соответствующей задачам подготовки специалистов на современном этапе. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В этой модели специалиста, цели образования, связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Если целью профессионального образования является обучение человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, то целью компетентностной модели специалиста является обучение работать в группе и выработка способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях.

Создаваемая единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Таким образом, становление и развитие открытой образовательной системы предполагает разработку современных технологий качества, включая технологии качества управления этими сложными системами.

Ключевые слова

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / EDUCATION MODERNIZATION / REFORMS / INTERNATIONALIZATION / INTEGRATION / MOBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Филиппов Владимир Михайлович

В статье рассматривается направленность преобразований, осуществляемых в системах высшего образования развитых стран в условиях интернационализации образования. Интернационализация образования рассматривается как один из факторов обеспечения международного образовательного сотрудничества, происходящего в условиях все возрастающей конкуренции на мировом рынке образования. Анализируются интеграционные процессы как в рамках Европейского пространства высшего образования, так и Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства, а также в формате таких объединений, как СНГ, ШОС, БРИКС. Рассматриваются особенности интернационализации образования на современном этапе. Особо отмечается, что фокус международной студенческой мобильности все более смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Приводится анализ зарубежного опыта, а также факторов, которые учитывают студенты, когда они выбирают место обучения (язык обучения, качество программ, плата за обучение, иммиграционная политика). Раскрываются региональные особенности международной академической мобильности . Особое внимание в статье уделяется особенностям действующих в разных странах механизмов управления высшим образованием, проявляющихся в степени автономии, предоставленной вузам в решении вопросов приема, организации и содержания обучения, итоговой аттестации и финансирования. Приводятся рекомендации в целях содействия расширению мобильности с учетом опыта, накопленного в этой сфере Российским университетом дружбы народов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Филиппов Владимир Михайлович

Internationalization of Higher Education: Major Trends, Challenges and Prospects

The article discusses the directions of the reforms carried out in the higher education systems of developed countries in terms of internationalization of education. The internationalization of education is considered as a factor in ensuring international cooperation in terms of competitiveness. The author analyzes the integration process with the participation of the Russian Federation in the framework of the European Higher Education Area and the Asia-Pacific Educational Space, as well as the format of academic cooperation within CIS, SCO and BRICS. The main features of the internationalization of education at the present stage are discussed. It emphasizes that the focus of the international student mobility increasingly shifts to the Asia-Pacific region. The article provides an analysis of international experience, as well as the factors that students take into account when they choose a destination of academic mobility (the language of instruction, the quality of programs, school fees, immigration policy). Regional specifics of international academic mobility are disclosed. Special attention is paid to the particularities of university operating in different countries mechanisms of higher education, manifested in the degree of autonomy granted to universities in addressing the reception, organization and content of training, the final certification and financing. Recommendations are given for the purpose of promoting mobility , taking into account the experience gained in this field by the Peoples’ Friendship University of Russia.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В.М. Филиппов

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается направленность преобразований, осуществляемых в системах высшего образования развитых стран в условиях интернационализации образования. Интернационализация образования рассматривается как один из факторов обеспечения международного образовательного сотрудничества, происходящего в условиях все возрастающей конкуренции на мировом рынке образования. Анализируются интеграционные процессы как в рамках Европейского пространства высшего образования, так и Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства, а также в формате таких объединений, как СНГ, ШОС, БРИКС. Рассматриваются особенности интернационализации образования на современном этапе. Особо отмечается, что фокус международной студенческой мобильности все более смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Приводится анализ зарубежного опыта, а также факторов, которые учитывают студенты, когда они выбирают место обучения (язык обучения, качество программ, плата за обучение, иммиграционная политика). Раскрываются региональные особенности международной академической мобильности. Особое внимание в статье уделяется особенностям действующих в разных странах механизмов управления высшим образованием, проявляющихся в степени автономии, предоставленной вузам в решении вопросов приема, организации и содержания обучения, итоговой аттестации и финансирования. Приводятся рекомендации в целях содействия расширению мобильности с учетом опыта, накопленного в этой сфере Российским университетом дружбы народов.

Ключевые слова: модернизация образования, реформы, интернационализация, интеграция, мобильность.

В XXI в. в условиях современного глобального мира интернационализация образования выступает одним из факторов обеспечения международного образовательного сотрудничества, движущей силой которого является продвижение национальных интересов взаимодействующих сторон и усиливающаяся конкуренция на мировом рынке образования. Мониторинг лучших зарубежных практик, адаптация их к потребностям национальной экономической системы позволяет

обеспечивать сопоставимость уровней образования, квалификаций и образовательных стандартов стран-партнеров.

Российская Федерация рассматривает свое участие в интеграционных образовательных процессах в качестве важного направления образовательной политики и международного сотрудничества. В 2003 г. Россия, подписав Болонскую декларацию 1999 г. , присоединились к процессу создания единого Европейского пространства высшего образования. В рамках Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства также развиваются интеграционные процессы. В 2011 г. была принята обновленная Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций (Токийская конвенция), открыта процедура ее ратификации. В практической плоскости интеграционные мероприятия в сфере образования с участием России осуществляются на уровне таких объединений, как СНГ , ШОС , БРИКС , и в том числе в рамках формата сетевых университетов .

Интернационализация образования распространяется практически на все аспекты образовательной деятельности. Она касается образовательных программ и стандартов, систем аттестации и контроля качества подготовки, образовательного менеджмента и обучающих технологий. В обобщенном виде под интернационализацией образования понимаются все виды и формы деятельности, осуществляемой отдельными странами и их высшими учебными заведениями, которые предусматривают международное взаимодействие на уровне систем образования, образовательных организаций или отдельных личностей. Ведущие развитые страны рассматривают обеспечение и расширение интернационализации в качестве одного из важнейших направлений своей образовательной политики, при разработке и проведении которой учитываются прежде всего национальные интересы, а также потребности и реальные возможности собственной системы образования.

Если иметь в виду целесообразность возможного заимствования российскими вузами зарубежных учебных планов, образовательных программ и методик обучения, то оно должно производиться с учетом сложившихся традиций и достижений отечественной системы высшего образования, ее материальных возможностей. Одним из основных критериев целесообразности изменений должно быть обеспечение соответствия качества и уровня подготовки с зарубежными аналогами, а также соблюдение требований подготовки для профессиональной деятельности в реальных условиях российского рынка труда.

Наиболее значимым по масштабам, многообразию организационных форм, финансово-материальным вложениям, а также по социально-экономическим и политическим последствиям интернационализации высшего образования является международная академическая мобильность, более 90% которой приходится на мобильность студентов и аспирантов.

Показатели численности иностранных студентов и их относительной доли в общей численности студентов в стране и в отдельном вузе имеют все большее значение при оценке конкурентоспособности страны на мировом рынке образовательных услуг и при составлении национальных и международных рейтингов вузов.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), общая численность граждан, получавших в той или иной форме образование за пределами своих стран, составляла в 1990 г. 1,3 миллиона, в 2000 г. - 2,1 миллиона, в 2010 г. - 4,2 миллиона, а в 2012 г. - уже 4,5 миллиона . Что касается стоимостного выражения общего объема мирового рынка образования, то согласно различным экспертным оценкам его величина в настоящее время превышает 100 миллиардов долларов .

Масштабы и география мобильных потоков студентов изменяются так же быстро, как и мировая экономика. Фокус международной студенческой мобильности все более смещается на Восток. Огромные средства, вложенные в экономику образования «новыми развитыми странами» Азии, дали замечательные результаты, в том числе на экспортном направлении.

В настоящее время вопросы приема и обучения иностранных граждан рассматриваются развитыми странами на уровне государственной политики в рамках решения стратегических задач национального развития. Подобный подход характерен практически для всех европейских стран и для всего Европейского Союза в целом.

На современном этапе наряду с европейским и североамериканским направлениями мобильности иностранных студентов сформировались относительно новые центры притяжения международной академической мобильности - сначала в Австралии и Новой Зеландии и совсем недавно - в развивающихся странах Юго-Восточной Азии. По своим масштабам они значительно уступают двум основным традиционными центрам притяжения мобильных студентов, однако характеризуются более быстрыми темпами расширения.

По-прежнему в качестве приоритетных выделяются направления академической мобильности, обусловленные историческими связями бывших колоний и метрополий или бывших составных частей ранее единых государств, сходством основных элементов систем образования соответствующих стран и, что особенно важно, общностью языка. Естественно, что подобные факторы создают благоприятную основу для расширения студенческой мобильности в Россию из бывших советских республик, что, однако, не означает автоматическое монопольное закрепление нашей страны на этом сегменте рынка образования. Данные статистики по международной академической мобильности свидетельствуют об обратном: образовательный рынок стран СНГ и Балтии в настоящее время является объектом активной экспансии со стороны США и ведущих западноевропейских стран, а также Турции (в отношении отдельных государств Средней Азии и Закавказья).

Если иметь в виду «исходящую» мобильность, то в целом для студентов из развитых стран характерна более высокая доля студенческой мобильности, целью которой является изучение продвинутых исследовательских программ.

Более 90% студентов из развитых стран, если они намерены продолжить высшее образование за пределами страны своего гражданства, обычно предпочитают делать это в других странах ОЭСР.

Языковые и культурные предпочтения, географическая близость и подобие систем образования - все эти факторы учитывают студенты, когда они выбирают

место обучения. Выбор стран приема в значительной мере обусловливается также предпочтениями в отношении определенных систем образования, их академической репутацией или в связи с последующими возможностями иммиграции .

За последние 10-20 лет благодаря проведению системно обоснованной политики интернационализации образования и адекватному финансированию многие относительно небольшие развитые страны стали полноправными участниками рынка образования, извлекая из этого ощутимые выгоды, используемые прежде всего в интересах развития собственных вузов. Среди этих новых активных участников рынка образования выделяются Австрия, Швейцария, страны Северной Европы (Швеция, Финляндия), развивающиеся страны Юго-Восточной Азии.

Ускорение регионализации международной студенческой мобильности является одной из наиболее значимых тенденций современного этапа глобализации образования. Наиболее убедительным примером здесь является Евросоюз, страны которого вырабатывают и проводят единую образовательную политику, в том числе по вопросам интернационализации образования. В результате в последние пять лет общая численность иностранных студентов в Великобритании, Германии и Франции превосходит их численность в США.

Другие примеры - это попытки образовательной интеграции в рамках СНГ и ЕАЭС; усилия по облегчению академической мобильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также весь комплекс мероприятий Болонского процесса, одной из главных целей которого является содействие мобильности в европейском регионе и привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира.

Предпринимаемые на уровне отдельных регионов меры в целях достижения большей сопоставимости систем высшего образования, введения единых механизмов оценки качества, облегчения мобильности и признания квалификаций, - все эти меры, наиболее последовательно реализуемые в европейском регионе, - не устраняют конкуренцию между странами-экспортерами образовательных услуг. Наоборот, все факты свидетельствуют об усилении конкуренции, которая в дальнейшем будет еще более обостряться вследствие прихода и закрепления на мировом рынке образовательных услуг новых участников, агрессивно настроенных и использующих наиболее современные технологии передачи знаний и организации конкурентной борьбы.

Что касается особенностей и различий, имеющихся у разных стран в организации приема и обучения иностранных студентов, то они связаны с рядом факторов. Первым из таких факторов является различие между странами приема относительно того, насколько значительной является доля иностранных студентов от общей численности студентов в стране .

Второй фактор связан с различием действующих в разных странах механизмов управления высшим образованием, проявляющихся в первую очередь в степени автономии, предоставленной вузам в решении вопросов приема, организации и содержания обучения, итоговой аттестации и финансирования. Это распространяется и на вопросы, связанные с приемом и обучением иностранных граждан, взиманием с них платы за обучение и т.д.

Третий фактор связан с тем, какие целевые установки преобладают в той или иной стране в отношении приема на обучение иностранных граждан. Это могут быть установки экономические, политические, социо-культурные, а также установки в целях собственного развития.

И, наконец, четвертый фактор, возможно, самый важный, обусловлен постоянно возрастающей потребностью в приумножении человеческого капитала, ставшего в настоящее время основным средством развития и обеспечения конкурентоспособности в условиях глобальной экономики. В этом отношении лучшие иностранные выпускники представляют собой для развитых стран весьма ценный дополнительный потенциал, привлечение которого не требует значительных затрат. Однако не у всех стран имеются для этого адекватные политические, правовые и организационные механизмы, что лишает их определенных конкурентных преимуществ.

Среди факторов, влияющих на выбор иностранными студентами страны обучения, особую роль играет язык обучения. Страны, язык которых широко распространен, такие, как англо-, франко-, германо-, русско- и испаноговорящие страны, всегда были преобладающим направлением для иностранных студентов как по абсолютным, так и по относительным цифрам. В абсолютных цифрах доминируют англоговорящие направления, что объясняется постепенным принятием английского в качестве глобального языка. Учитывая этот фактор, все больше учебных заведений в неанглоговорящих странах предлагают программы курсов на английском, с тем чтобы преодолеть свое отставание в численности приезжающих иностранных студентов.

Среди программ, предлагаемых для иностранцев на английском языке, наиболее быстро расширяется доля программ магистерского и докторского уровня.

Качество программ является одним из наиболее важных факторов, влияющих на выбор студентами страны обучения. Высокая пропорция вузов «топ-класса» в странах, являющихся главными центрами притяжения для иностранных студентов, а также зависимость рейтинга вузов от степени их притягательности для иностранных студентов отражают возрастающую значимость обоснованной оценки качества, даже если строгую корреляцию между уровнем студенческой мобильности и суждениями о качестве предлагаемых вузами образовательных программ трудно установить.

В настоящее время многие развитые страны стоят перед проблемой недобора или недостаточно качественного набора на естественнонаучные, технологические, инженерные и математические специальности (STEM). Фактически повсеместно на официальном уровне признается, что указанная нехватка в значительной мере и с минимальными затратами может быть восполнена за счет удержания в странах приема лучших иностранных выпускников своих вузов по названным специальностям. При этом считается целесообразным принимать на обучение иностранцев, уже имеющих квалификацию не ниже первой университетской степени .

Следует также отметить такой относительно новый механизм привлечения иностранных кандидатов последипломного уровня, как снижение платы за обучение для иностранных студентов уровня master и PhD (Германия, Канада, Нидер-

ланды) или преимущественное предоставление стипендий именно этим студентам (Германия, Китай) .

Присвоение «чужих мозгов», уже многие десятилетия успешно реализуемое США, в настоящее время официально провозглашается важным компонентом стратегии развития и повышения конкурентоспособности стран ЕС. Одним из эффективных механизмов в этой области является практика предоставления иностранным выпускникам возможности продолжительного пребывания в стране приема в целях трудоустройства после завершения обучения.

Существенное значение для материальной поддержки иностранных студентов имеют также законодательно закрепленные нормы максимально допустимого числа часов работы во внеучебное время. Эти нормы (в среднем около 1000 часов в год) позволяют малообеспеченным студентам изыскивать легальным путем средства для покрытия расходов на проживание и даже на оплату за обучение.

Важнейшим фактором, влияющим на выбор иностранными студентами страны обучения, является также стоимость обучения. Согласно данным Еврокомис-сии, плата за обучение студентов из стран, не входящих в ЕС, имеет тенденцию к росту. Как правило, она устанавливается непосредственно самими вузами, хотя в ряде стран (Бельгия, Болгария, Греция, Португалия, Румыния) она регулируется постановлением центрального правительства .

В последние годы некоторые страны ОЭСР смягчили свою иммиграционную политику, чтобы способствовать временной или постоянной иммиграции иностранных студентов. Естественно, это делает данные страны более привлекательными для студентов и укрепляет рынок труда этих стран. Поэтому перспектива иммиграции, как и более низкая плата за обучение, также может повлиять на решение студента по выбору страны обучения.

Образовательное законодательство зарубежных стран, как правило, устанавливает для иностранных граждан только основные общие требования для получения доступа и приема на программы высшего образования, которые идентичны требованиям для собственных граждан. Нередко, однако, принимающие вузы самостоятельно выдвигают дополнительные требования при приеме иностранцев, особенно в отношении владения языком обучения.

В ряде стран (Германии, Великобритании, Франции, США) многие вузы отдают предпочтение лицам, уже окончившим 1-2 курса вуза у себя на родине и показавшим высокую успеваемость. Имеется незначительное число стран, в которых действуют нормативные правовые акты, принятые на общенациональном уровне для регулирования тех или иных вопросов, связанных с приемом и обучением иностранных граждан. Подобные правовые акты отсутствуют в большинстве зарубежных стран, независимо от того, какая организационная модель высшего образования функционирует в данной стране - автономная, как в США, Великобритании, Канаде, или централизованная, - как во Франции и Германии. Наличие соответствующих нормативных документов выявлено только в странах СНГ, Китае, Италии, Норвегии, Финляндии.

Российским вузам необходимо с большей активностью выходить на международный рынок образовательных услуг, особенно в тех областях, где мы имеем

неоспоримые достижения (физика, математика, биология и т.д.). Эту работу необходимо осуществлять по специально разработанной программе привлечения зарубежных абитуриентов в российские вузы естественно-научной направленности. Именно по этим направлениям российская высшая школа может быть наиболее конкурентоспособной, ибо затраты российских вузов на подготовку таких специалистов значительно ниже, чем в развитых странах.

Требуется содействие интернационализации образования прежде всего по следующим направлениям:

Углубленное изучение иностранных языков, в первую очередь английского;

Расширение университетских обменов студентами и преподавателями;

Увеличение потока студентов для прохождения отдельных периодов обучения, курсов или полных учебных программ за рубежом;

Расширение приема иностранных студентов для обучения в российских вузах;

Расширение связей и взаимодействия с зарубежным профессиональным сообществом;

Обеспечение доступа преподавателей и студентов к иностранной учебной и научной информации;

Упрощение процедуры признания иностранных квалификаций, получаемых российскими студентами и аспирантами в результате обучения за рубежом, в том числе при прохождении ими периодов обучения или отдельных курсов.

В настоящее время интернационализация высшего образования является не просто общемировой тенденцией; она повсеместно декларируется в качестве стратегического направления развития университетов. Российский университет дружбы народов является одним из признанных в России и в мире лидеров в этом процессе: ежегодно в нем обучаются студенты примерно из 150 стран мира (на сентябрь 2015 г. - из 152 стран), а среди всех студентов очной формы обучения более 30% составляют иностранные студенты. Университет поставил задачу в дальнейшем довести этот показатель до 40% (для сравнения: в рамках Болон-ского процесса для европейских университетов была поставлена задача достижения величины данного показателя в среднем до 20% к 2020 г.).

Для Российского университета дружбы народов расширение и углубление процессов интернационализации в самых различных сферах его деятельности является не только необходимостью, обусловленной интеграцией российской системы высшего образования в европейскую и мировую образовательную систему, но и обязательным условием его развития в условиях постоянного усиления конкуренции на рынке образовательных услуг.

Вузам, желающим выйти на уровень действенного и плодотворного участия в процессах интернационализации, приходится прилагать для этого значительные дополнительные усилия и нести дополнительные затраты, связанные не только с многогранными задачами повышения качества собственного «образовательного продукта», но и с необходимостью проведения постоянного маркетингового анализа рынка образовательных услуг. Для решения этих и других задач интернационализации образования на уровне отдельного вуза требуется прохождение периода адаптации, продолжительность которого обычно составляет не менее

10 лет. В этой связи можно констатировать, что РУДН, который изначально создавался как международно-ориентированный, интернациональный университет, обладает стратегическим преимуществом перед другими отечественными и зарубежными университетами.

ЛИТЕРАТУРА

Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (19 июня 1999 г.) URL: http://www.ehea.info/ Uploads/about/BOLOGNA_DECLARATION1 .pdf.

Решение Совета Глав Правительств СНГ о Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ. Москва, 17 января 1997 г. URL: http://www.lawrussia.ru/ texts/legal_524/doc524a264x886.htm.

Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 г.

Московская декларация о сотрудничестве стран БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций. Москва, 18 ноября 2015 г.

Филиппов В.М., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС) // Университетское управление. 2012. № 2. С. 7-11.

Education at a Glance 2015: OECD INDICATORS. P. 360. URL: http://www.oecd.org/ education/education-at-a-glance- 19991487.htm.

International student recruitment: policies and developments in selected countries. Nuffic. January 2012. URL: www.nuffic.nl.

Данные Института статистики ЮНЕСКО, 2010-2011 гг. Global flow of higher education students. URL: http://www.uis.unesco.org/Education.

Ткач Г.Ф., Филиппов В.М. Организационно-правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг: монография. М.: РУДН, 2014.

National Student Fee and Support Systems 2011/12. European Commission. URL: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/facts_and_figures/fees_support/pdf.

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION: MAJOR TRENDS, CHALLENGES AND PROSPECTS

Peoples" Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article discusses the directions of the reforms carried out in the higher education systems of developed countries in terms of internationalization of education. The internationalization of education is considered as a factor in ensuring international cooperation in terms of competitiveness. The author analyzes the integration process with the participation of the Russian Federation in the framework of the European Higher Education Area and the Asia-Pacific Educational Space, as well

as the format of academic cooperation within CIS, SCO and BRICS. The main features of the internationalization of education at the present stage are discussed. It emphasizes that the focus of the international student mobility increasingly shifts to the Asia-Pacific region. The article provides an analysis of international experience, as well as the factors that students take into account when they choose a destination of academic mobility (the language of instruction, the quality of programs, school fees, immigration policy). Regional specifics of international academic mobility are disclosed. Special attention is paid to the particularities of university operating in different countries - mechanisms of higher education, manifested in the degree of autonomy granted to universities in addressing the reception, organization and content of training, the final certification and financing. Recommendations are given for the purpose of promoting mobility, taking into account the experience gained in this field by the Peoples" Friendship University of Russia.

Key words: education modernization, reforms, internationalization, integration, mobility.

The Bologna Declaration: European Higher Education Area. Joint statement by the European Ministers of Education (19 June 1999). Available at: http://www.ehea.info/Uploads/about/ BOLOGNA_DECLARATION1 .pdf.

Decision of the Council of CIS Heads of Government on the Concept of formation of United (Common) educational space of the CIS. Moscow, January 17, 1997. Available at: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_524/doc524a264x886.htm.

Agreement between the Governments of the Member States of the Shanghai Cooperation Organization on cooperation in the field of education from June 15 2006.

The Moscow Declaration on cooperation of the BRICS in the field of science, technology and innovation. Moscow, 18 November 2015.

Filippov V.M., Krasnova G.A., Syulkova N.V. On the state and prospects of international networking of Russian universities in the implementation of educational programs in various regions of the world (Europe, CIS, SCO, APEC). University Management. 2012. № 2. P. 7-11.

Education at a Glance 2015: OECD INDICATORS. P. 360. Available at: http://www.oecd.org/ education/education-at-a-glance-19991487.htm.

International student recruitment: policies and developments in selected countries. Nuffic. January 2012. Available at: www.nuffic.nl.

UNESCO Institute for statistics, 2010-201. Global flow of higher education students. Available at: http://www.uis.unesco.org/Education.

Tkach G.F., Filippov V.M. Organizational, legal and practical mechanisms to ensure academic mobility and expand the export of educational services: monograph. Peoples" Friendship University of Russia, 2014.

National Student Fee and Support Systems 2011/12. European Commission. Available at: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/facts_and_figures/fees_support/pdf.



Рассказать друзьям