Глобал-эхо: экономика кореи, экономика кндр, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, внешнеторговые связи. Современная экономика южной кореи Южная корея промышленность и сельское хозяйство

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В течение четырех десятилетий хозяйство страны было приспособлено для нужд японской метрополии.

Японцы захватили лучшие земли, недра и естественные богатства Кореи. Они подавляли развитие национальной промышленности. Национальная промышленность Кореи начала развиваться с конца XIX в. В это время на базе мануфактурного производства возникали первые национальные промышленные предприятия: бумажная фабрика под Сеулом, оборудованная привозными машинами, хлопчатобумажная и стекольная фабрики в Инчхоне и др.

Особенно широкое развитие в Корее получила горнодобывающая промышленность, насчитывающая более 260 различных горнорудных приисков. Однако наиболее ценные рудники были захвачены американскими и японскими капиталистами. Слабый национальный капитал не мог конкурировать с иностранным капиталом, национальные капиталовложения в горную промышленность составляли в 1910 г. всего 5.4%. Империалисты долгое время искусственно задерживали промышленное развитие Кореи, придав ее хозяйству сырьевой и продуктовый характер, превратив страну в поставщика продовольствия и дешевого сырья для японской метрополии. Корея оставалась отсталой аграрной страной.

Только в начале 30-х годов XX в. Япония, в связи с подготовкой войны против Китая и Советского Союза, резко увеличила добычу сырья и развернула крупное промышленное строительство в Корее. Однако корейская промышленность имела однобокий, колониальный характер. Существовала резкая диспропорция между тяжелой и легкой промышленностью. Тяжелая промышленность производила сырье и полуфабрикаты или же военные материалы. Крайне слабо была развита обрабатывающая промышленность, в частности, машиностроение почти отсутствовало. В стране преобладали небольшие ремонтные и сборочные мастерские.

Наибольшее количество крупных промышленных предприятий размещалось в северных районах Кореи, богатых минералами, энергетическими и лесными ресурсами. Там вырабатывалось 85% продукции металлургической и 88 % - химической промышленности страны и до 92 % всей вырабатываемой в стране электроэнергии.

На юге Кореи, более богатом сельскохозяйственным сырьем, наибольшее развитие получили отрасли легкой и пищевой промышленности. На долю этого района приходилось около 75% общей стоимости продукции легкой промышленности страны. Ведущими отраслями являлись пищевая, табачная, винодельческая, маслобойная и текстильная. Местная промышленность не удовлетворяла потребностей населения, в 1942 г. 80% всех товаров, потребляемых в Корее, ввозилось из Японии.

Большой ущерб экономике Кореи нанесли японские оккупанты, которые при отступлении из Кореи в 1945 г. разрушали дороги, взрывали мосты через реки, демонтировали и выводили из строя промышленные предприятия. К моменту освобождения Кореи почти все крупные промышленные предприятия бездействовали. Сельское хозяйство пришло в упадок, резко сократились посевная площадь и поголовье скота. Население страны оставалось без промышленных изделий и продовольствия.

После свержения японского ига развитие экономики северной и южной частей страны пошло различными путями. Южная Корея, где сохранился буржуазный строй и господствует установленный американскими колонизаторами реакционный полицейский режим, остается отсталой аграрной страной с однобокой колониальной экономикой. Северная часть Кореи, где победил новый социальный строй, превращается в индустриально-аграрную страну с независимой национальной промышленностью. Если удельный вес промышленности в экономике Южной Кореи составляет немного более 25%, то в КНДР он составлял на 1959 г. 76%.

В первые годы после освобождения в КНДР были проведены демократические преобразования: в 1946 г. осуществлена национализация крупных и средних промышленных предприятий, банков, транспорта и средств связи, установлен восьмичасовой рабочий день, обеспечены оплачиваемые отпуска и пособия по социальному страхованию и др.

После проведения национализации промышленных предприятий был создан государственный сектор, занявший господствующее положение в важнейших отраслях народного хозяйства. В результате выполнения первого народнохозяйственного плана 1947-1948 гг. объем промышленного производства значительно превзошел довоенный уровень. Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение и легкая промышленность.

За годы войны (1950-1953 гг.) промышленность значительно пострадала. После окончания военных действий трудящиеся КНДР приступили к восстановлению народного хозяйства. За послевоенные годы с помощью Советского Союза и других стран социалистического лагеря за короткий срок были восстановлены и оснащены новейшей техникой важнейшие предприятия.

Основное внимание в этот период обращалось на создание машиностроения. Города Пхеньян, Нампхо, Кэсон превратились в крупные центры машиностроительной промышленности. За годы осуществления трехлетнего плана восстановления и развития народного хозяйства (1954-1956 гг.) и первой пятилетки (1957-1961 гг.) КНДР стала индустриально-аграрной страной.

В настоящее время ведущими отраслями промышленности КНДР являются металлургическая, машиностроительная, металлообрабатывающая, угольная, электроэнергетическая, химическая, строительных материалов, легкая (текстильная и пищевая).

Рабочий класс

В период оккупации (в 1928 г.) общее число рабочих Кореи достигало 1136 тыс. человек, число сезонных рабочих составляло 1 млн. Количество промышленного пролетариата было незначительным - немногим более 83 тыс. Рабочий класс Кореи был распылен по мелким предприятиям.

В 1945 г. в Корее было 13 тыс. промышленных предприятий, на которых работало 400 тыс. рабочих. В этот период наблюдается значительная концентрация рабочего класса - 40% всех рабочих было занято на крупных предприятиях.

В промышленности старой Кореи широко применялся женский и детский труд. Женщины и дети, составлявшие около половины рабочих, подвергались наибольшей эксплуатации. Продолжительность рабочего дня на крупных предприятиях в среднем составляла 10 часов. На мелких и средних предприятиях рабочий день равнялся 12-13 час. В промышленности, как и в сельском хозяйстве, были сильны феодальные пережитки - продажа девушек на фабрики, рабочие казармы, находящиеся под особой охраной. Японские рабочие в Корее, составлявшие не более 10%, находились в привилегированном положении. Они выполняли квалифицированные работы. Почти весь технический персонал заводов и фабрик состоял из японцев, корейцы на такие должности не допускались. Кореец рабочий получал за тот же самый труд в два раза меньше японца.

В первые же годы после освобождения в КНДР было уничтожено сословное и национальное неравенство трудящихся. За годы освобождения выросли национальные кадры инженеров и техников. К концу 1960 г. число рабочих и служащих возросло до 1248 тыс. человек.

Сельское хозяйство

В экономике Кореи сельское хозяйство занимает ведущее место. Главной отраслью является поливное земледелие, с явно выраженным рисоводческим направлением. Основные пахотные земли на полуострове размещены в предгорьях, в приморских и речных долинах. Однако во многих горных долинах северной части Кореи нередко можно встретить склоны крутизной до 50° и поля, возделанные на высоте 500-800 м от дна долины. Возделываемая площадь в 1938 г. составляла 23.1% от всей земельной площади. По обеспеченности населения пахотной землей Корея занимала одно из последних мест среди других стран мира. На душу населения приходилось в среднем лишь около 0.15 га пахотной земли.

При японском господстве 60% пахотных земель принадлежало японским и корейским помещикам и кулакам, составлявшим незначительный процент сельского населения Кореи. Лишь 18% крестьянских хозяйств имело свою землю, остальные вынуждены были арендовать ее у помещиков и кулаков. Арендная плата имела исключительно кабальный характер. Она взималась натурой. Размер ее большей частью определялся самими землевладельцами или их агентами и составлял нередко от половины до трех четвертей собранного урожая. Кроме того, крестьянину приходилось еще платить за пользование водой и нести разнообразные натуральные повинности.

В деревне в значительной мере сохранялись феодальные формы эксплуатации. Землевладелец нередко заставлял арендатора выполнять принудительные работы - строить дороги, рыть канавы, перевозить грузы и т. п. Для Кореи было характерно наличие большого количества карликовых хозяйств. Свыше 1 млн крестьян, представлявших около 40% всех хозяйств, обрабатывали участки площадью менее 0.5 га. Преобладание мелких карликовых хозяйств и высокая степень эксплуатации крестьянства являлись препятствием для повышения производительности труда, для использования сельскохозяйственных машин и усовершенствованного инвентаря.

В КНДР в сельском хозяйстве, как и во всех областях жизни, произошли значительные изменения. В 1946 г. была проведена аграрная реформа, уничтожившая помещичье землепользование и феодальную арендную систему. Земли корейских помещиков, японских собственников были конфискованы и распределены между крестьянами. В результате реформы 724 522 безземельных и малоземельных крестьянских хозяйства получили свыше 1 млн га земли. Государство обеспечивало наиболее нуждающихся крестьян семенами, удобрением, скотом, сельскохозяйственным инвентарем и пр. За счет государства проводится строительство крупных ирригационных сооружений. В широких масштабах создавались государственные полеводческо-животноводческие хозяйства. Для обслуживания крестьянских хозяйств сельскохозяйственными машинами были организованы тракторные станции.

С 1953 г. в КНДР было начато кооперирование сельского хозяйства, которое в основном завершилось к 1958 г.

Земледелие

Ведущей сельскохозяйственной культурой в Корее является рис. Рис дает 50% валового сбора: зерна в Корее. Культура риса была известна корейцам уже в неолите. Рис - влаголюбивая культура; поле во время вегетационного периода (90-100 дней) залито водой. Поэтому для рисовых полей выбираются участки с естественным уклоном местности, облегчающим заполнение поля водой. На участках, расположенных ниже уровня рек, широко применяется гравитационное орошение, при котором вода растекается по каналам под действием собственной тяжести, без применения водоподъемных механизмов. Слой воды на рисовом поле должен быть везде одинаковым, для этого поле тщательно выравнивают и, разделив на отдельные небольшие участки, огораживают их земляными валиками. Посев риса производится рассадой, в мае-июне, в сжатые сроки. Метод посадки риса рассадой стал применяться впервые в южных районах страны с середины XV в., а с конца XVII в. распространился повсеместно, вытеснив прежнюю систему беспорядочного высева семян. Рис требует бесперебойного снабжения водой. На богарных землях и горных склонах разводится суходольный рис, не требующий столько влаги, как заливной, и довольствующийся влагой от дождей, выпадающих в достаточном количестве.

В горных районах, кроме риса, сеют кукурузу. В КНДР площадь под кукурузой увеличивается и занимает более 40% всей площади под суходольными зерновыми культурами. Важное значение имеют просяные (чумиза, сорго) и бобовые культуры, возделываемые повсеместно. Чумиза отличается большой засухоустойчивостью и высокой урожайностью. Солома чумизы используется на корм скоту. Стебли сорго (сусу), достигающие 2-3 м высоты, имеют широкое применение в крестьянском хозяйстве в качестве топлива и как строительный материал. Из бобовых растений наиболее распространены соевые бобы. Из них получают ценное соевое масло.

Технические культуры занимают важное место в полеводстве Кореи. В стране выращивают хлопок, коноплю, рами, или китайскую крапиву, табак, сахарную свеклу, искусственный женьшень, кунжут, клещевину и др.

Наиболее важной технической культурой является хлопок, который еще до освобождения страны давал свыше половины всех доходов от технических культур. В КНДР за счет освоения горных районов увеличивается площадь под хлопком, льном и коноплей. Сахарная свекла возделывается недавно и пока еще занимает небольшие площади.

Специфической культурой Кореи является многолетнее растение жэныпэнь («корень жизни»). В дикорастущем виде он встречается во влажных местах тенистых лесов, на юго-восточных и юго-западных склонах сопок. С начала XVII в. в Корее жэныпэнь выращивается также на специальных плантациях. Центром искусственного разведения жэнь- шэня является Кэсон.

Видное место в сельском хозяйстве занимают овощеводство и плодоводство. Овощеводство имеет характер приусадебного огородничества, выращиваются белая редька, корейская салатная капуста, морковь, тыква, баклажаны, дутый лук, чеснок, красный перец, картофель на севере, сладкий картофель (батат) на юге, а также огурцы, помидоры, дыни и арбузы. Плодоводство служит подсобным занятием населения. Наиболее распространенные плодовые деревья - яблони, груши, сливы, вишни, персики, абрикосы, гранаты, хурма, грецкий орех.

Широко известные за рубежом корейские яблоки стали культивироваться в стране сравнительно недавно, лет 80 назад. Сейчас только в северных районах выращивается более 100 сортов яблок. На юге страны, на о. Чечжудо, выращиваются цитрусовые. В районе Сеула, Тэгу и Пусана развито виноградарство.

Животноводство

Животноводство является подсобным занятием крестьян. Тягловый скот разводится почти исключительно при стойловом содержании, на корм идут корнеплоды, различное зерно и солома (сено применяется в небольшом количестве). Больше развито свиноводство. Некоторое развитие получили овцеводство и птицеводство (куры, утки).

В КНДР проводятся мероприятия по развитию молочного животноводства. В плоскогорных северных районах, богатых лугами, организованы государственные животноводческие фермы, скот имеет почти круглогодичный выпас. Быстрыми темпами развивается и общественное животноводство сельскохозяйственных кооперативов.

Пчеловодство и шелководство

Пчеловодство больше всего распространено на юге страны, особенно в районе Санган. Ульи обычно размещены вблизи домов, но встречаются одиночные ульи и небольшие пасеки вдали от деревень, в горных долинах и на полях.

Так же как и рисоводство, шелководство является наиболее древней отраслью сельского хозяйства. Коконы шелкопряда, выращенного в Корее, отличаются хорошим качеством, имеют прекрасный естественный цвет, ровно и легко разматываются. Плантации тутовых деревьев встречаются повсеместно. Тутовые деревья разводятся у крестьянских домов и на межах рисовых полей. Разведением шелкопряда занимаются преимущественно женщины. В провинции Северный Пхёнан разводят дубоядного шелкопряда, коконы которого идут на производство чесучи. Государство предоставляет крестьянам по дешевой цене саженцы тутовника, отборные сорта грены и др. В результате сбор шелковых коконов значительно увеличился. В последние годы расширены также площади плантаций под дубом и клещевиной для корма гусеницам шелкопряда.

«Экономика Южной Кореи»
План:
Введение



1.3. Экономический кризис 1997-1998 гг.









Глава 4. Отношения с Россией
Заключение

Введение
Процесс дифференциации экономически слаборазвитых государств привел к выделению особой группы стран и территорий, которые получили название новые индустриальные страны - НИС. Это Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина. В отношении некоторых НИС вместо слова "страны" часто применяется термин "территория". Так, Тайвань - часть Китая, в свое время незаконно отторгнутая от него гоминдановским режимом. Гонконг сохраняет статус британской колонии, которую планировалось передать под юрисдикцию КНР. Южная Корея появилась в результате разделения единого государства на две части.
Мое внимание давно привлекали эти страны, за короткое время превратившиеся из отсталых в страны с передовым производством. Но самых внушительных результатов, по моему мнению, добилась именно Южная Корея. Валовой национальный продукт на душу населения в этой стране вырос со 100 долларов США в 1963 году до более чем 20 000 долларов США в 2005 году. Южную Корею уже сейчас вполне можно отнести в разряд индустриально развитых капиталистических стран, причем по основным макроэкономическим показателям она будет первой из числа развивающихся стран, которая пополнит группу ведущих капиталистических держав.
Темпы экономического развития Южной Кореи значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, она вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Собственно, это обстоятельство во многом обусловило ее необычайно ускоренный рост.
Еще более высокими темпами развивается экспорт из этой страны. Дело в том, что, обладая высокой конкурентоспособностью, продукция обрабатывающей промышленности Южной Кореи все более интенсивно захватывает позиции на мировом рынке. Страна превратилась в крупнейшего экспортера обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивает вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. При этом Южной Корее удалось не только найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых капиталистических стран.
Цель данной работы – определение места Южной Кореи на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать особенности торговли услугами в мире,
- определить характерные черты географической и товарной структуры мировой торговли товарами и услугами,
- оценить современное состояние Южной Кореи на рынке услуг и товаров и их положение на рынке услуг в перспективе.

Глава 1. История индустриализации Южной Кореи
1.1. Структурные сдвиги в хозяйстве
В развитии южнокорейской экономики можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948-1961гг., второй период- с 1961 г. до середины 70-х годов, третий – с конца 70-х до 90-х годов, четвертый – конец 90-х и до наших дней.
В первый период в хозяйстве страны преобладающее значение занимало сельское хозяйство, хотя доля его в ВВП страны сократились с 68 до 56 % в 1953-1960 гг. Второе место в структуре хозяйства занимала торговля. Наибольшие перемены произошли в положении обрабатывающей промышленности, удельный вес которой увеличился в полтора раза – до 14,6 %. Но в структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров – «самбэк-коноп» (три белых производства). Это помол муки, производство сахара и обработка хлопка, которые обеспечивали основной объем промышленного производства. Этот период характеризовался аграрно-сырьевым направлением, низким уровнем развития, отсталой структурой. Он был следствием колониального прошлого, войны 1950-1952 гг., раскола страны. На севере были сосредоточены основные мощности добывающей и обрабатывающей промышленности.
Внутренний рынок предъявил спрос преимущественно на конечные изделия, особенно на потребительские товары. В этот и частично последующий период экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижение импортов товаров, которые могли производиться в стране. Для овладения денежным спросом населения предпринимались протекционистские меры. При импортзамещающей политике предусматривалось опережающее развитие ключевых отраслей, которые через сеть прямых и обратных связей вызывали рост в сопряженных отраслях. Наиболее последовательно данное направление стало осуществляться после военного переворота и установления режима военного правления в 1962 г.
Во втором периоде основным направлением совершенствования структуры являлась ориентация на трудоемкие отрасли (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность) в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Также быстро развивались материалоемкие и энергоемкие отрасли – черная металлургия, судостроение, нефтехимия. Иностранный капитал составлял 59,6% объема капиталовложений.
В третьем периоде преимущественно развиваются наукоемкие производства – электротехника, коммуникационные средства, автомобилестроение. В ряде производств Южная Корея заняла заметное место в мире. Это прежде всего судостроение – примерно треть мирового
выпуска, сталь – 5,3 %, а также текстиль, одежда, обувь, телевизоры, автомобили, полупроводники. Иностранный капитал составлял 15,2% объема капиталовложений.
1.2. Причины экономических успехов
С начала 60-х гг. страна приступила к реализации экспортно-ориентированной стратегии роста на основе государственно регулируемого рыночного механизма. С 1962 г. реализуются пятилетние планы. В 60-70-е гг. правительство осуществляло прямое вмешательство в деятельность бизнеса, но в 80-е гг. страна вступила в новый период – либерализации экономики. Концентрация и централизация привели к возникновению крупных многоотраслевых монополий – «чеболей», которых насчитывается около 50, из них «Хёндэ», «Самсунг», «Эл Джи», «Дэу» вошли в число 100 крупнейших ТНК мира. Одновременно в Корее насчитывается около 900 тыс. малых и средних предприятий, на которых занято свыше 50% рабочей силы и которые производят около 30% ВВП.
Центральным зве¬ном перестройки была определена индустриализа¬ция, но ее предполагали осуществить не по класси¬ческой европейской или американской модели, а сразу с опорой на новейшие достижения НТР. Поэ¬тому курс был взят не только на ускоренный рост производства средств производства, но и в первую очередь на создание высокотехнологичных отраслей, ориентированных преимущественно на внеш¬ний рынок, характеризующихся сравнительно высо¬кой капиталоемкостью и предъявляющих довольно высокие требования к квалификации рабочей силы. Если уж вести речь о той или иной типовой модели, то таковой для Южной Кореи послужила, преж¬де всего японская модель.
При претворении в жизнь намеченной стратегии развития эта страна, не располагающая большими природными ресурсами, опиралась в первую очередь на свои огромные трудовые ресурсы, к тому же непрерывно пополняющиеся благодаря высокому ес¬тественному приросту населения. Можно сказать, что дешевая и в то же время достаточно дисципли¬нированная и квалифицированная рабочая сила по¬служила здесь основным внутренним фактором со¬циально-экономического роста. Добавим к этому выгоды экономико-географического положения на пересечении важней¬ших морских и воздушных путей между странами в пределах Азиатско-тихоокеанского региона.
Об одном факторе внутреннего характера хочу сказать особо - это образование и наука. Правительство Южная Корея обеспечило про¬рыв к высоким международном позициям во многом благодаря тому, что ввело обязательное бесплатное 6-летнее начальное образование, подняло уровень общей и профессиональной подго¬товки молодежи до современных стандартов. Около 80% корейских вузов являются частными. При¬оритетность образования среди всех государствен¬ных проблем привела в этих странах к «образова¬тельному взрыву», изменившему качество их трудо¬вых ресурсов. Сейчас расходы на образование составляют 3,7% от ВВП. К тому же студенты из этих стран, обучающиеся в США и Западной Европе, после окончания учебы в подавляющем большинстве воз¬вращаются домой, хотя и получают на родине зна¬чительно меньшую зарплату.
Добавлю к этому, что затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы состав¬ляют 5% ВВП. На долю государственного сектора приходится 27% инвестиций в науку и 73% - на частный сектор. Правительство Республики Корея планирует к 2025 г. войти в семерку передовых стран по уровню конкурентоспособности в области науки. Перенимая западный опыт, они пошли так¬же по пути создания индустриальных и научных (технологических) парков и технополисов. В них принимают участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получают финансовые и налоговые льготы.
Одной из основ экономической стратегии Южной Кореи была и оста¬ется ориентация ив максимальное привлечение ино¬странного капитала. Правительство этой страны по¬шло на ослабление соответствующих ограничений, а подчас даже на приближение условий деятельно¬сти филиалов и дочерних компаний иностранных фирм к режиму, принятому для национальных фирм. В 70-80-е гг. особое место в этой политике стало занимать создание свободных экономических или экспортных зон - территорий, на которых ино¬странные предприниматели пользуются преимуще¬ствами административного и финансового характе¬ра, где по сниженным тарифам им предоставляется необходимая инфраструктура и где ограничивается деятельность профсоюзов.
Таким образом, к особенностям хозяйственного развития, которые лежали в основе интенсивного экономического роста Южной Кореи, можно отнести:
-высокий уровень сбережений и инвестиций;
-экспортная ориентация экономики;
-высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;
-значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу; относительной либерализации рынков капиталов;
-благоприятные институциональные факторы становления "рыночно ориентированной" экономики.
1. 3. Экономический кризис 1997-1998 гг.
В новых индустриальных странах роль ведущих отраслей циклического подъема играли прежде всего экспортные отрасли, в особенности, электроника и автомобильная промышленность. В движении этих отраслей отчетливо прослеживались черты "догоняющего цикла жизни продукта" (catching-up product cycle). Сочетание ряда благоприятных факторов вплоть до середины 90-х годов обеспечивало особую продолжительность и интенсивность промышленного подъема в рассматриваемых странах. В последнее время, однако, на первый план стали выдвигаться внутренние конфликты, присущие рассматриваемым формам индустриализации.
Схема финансового кризиса была примерно одинаковой: массовый отток внешнего капитала создавал угрозу падения курса национальной валюты, после чего иностранные институциональные инвесторы, действовавшие на внутреннем рынке, стремились вывести капитал и зафиксировать полученную прибыль. В результате, кризис распространялся на различные сектора финансового рынка.
Как показывают многочисленные исследования, сокращение инвестиций в период валютно-финансового кризиса связано с возникновением дефицита кредитных ресурсов (то есть с сокращением их предложений со стороны финансовой системы) и снижением спроса на инвестиционные ресурсы из-за ухудшения финансового состояния корпоративного сектора страны. Инвестиционный спад, ставший причиной резкого сокращения ВВП в Южной Корее, был усилен особенностями стратегии развития в этой стране 80-90-х годах, когда государство стимулировало частные инвестиции путем постепенной либерализации внешнего, корпоративного и финансового секторов.
Кульминацией развертывания финансового кризиса является банковский кризис. Это особенно характерно для региона, где рынки ценных бумаг относительно неразвиты; предшествующее "перекраивание" краткосрочных вложений в долгосрочные инвестиции еще более усиливало уязвимость банков. Основной удар приходится именно на банковский сектор, острота проблем которого особенно возрастает с учетом имеющихся нерыночных принципов взаимоотношений в рамках крупнейших финансово-промышленных группировок и частого административного вмешательства государства.
До февраля 1998г. Южной Корее удавалось избежать массовых банкротств финансовых институтов, что несомненно ограничивало размах и силу разрушительных кризисных процессов. Тем не менее, по данным на конец 1997г., в Южной Корее была приостановлена деятельность 14 коммерческих банков.
Кризисное расстройство кредитных отношений дезорганизовало весь хозяйственный процесс. По словам одного из авторитетных американских экономистов, хозяйственную ситуацию в Южной Корее к концу 1997г. можно было описать следующим образом: несмотря на девальвацию валюты примерно на 60%, обеспечивавшую фантастически выгодные условия экспорта, крупнейшие предприятия были не в состоянии нарастить вывоз своей продукции, поскольку не могли получить обычные краткосрочные торговые кредиты.
Финансовый кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии оказал существенное влияние на мировую экономику. Можно выделить следующие каналы его воздействия на Южную Корею:
1. Подрыв доверия к частным ценным бумагам (к частным заемщикам) и соответствующие коррекции в банковской политике и на биржах. Эти изменения связаны прежде всего с сокращением вложений в частные бумаги на emerging markets и переходом к вложениям в более надежные бумаги (государственные облигации) развитых стран.
2. Падение цен фондовых активов и девальвация валют новых индустриальных стран сказались на состоянии фондовых бирж в США и других развитых странах, тесно связанных торговыми и финансовыми отношениями с данным регионом. И все же кризисные процессы на фондовых рынках промышленно развитых стран оказались гораздо менее разрушительными, чем в странах, входящих в группу emerging markets.
4. Снижение устойчивости финансовых и банковских систем в Южной Корее сдерживает размах кредитной экспансии и объем новых иностранных займов. Меньшая доступность финансовых ресурсов неблагоприятно отражается прежде всего на состоянии малых предприятий, которые не имеют доступа на организованный финансовый рынок.
5. Финансовый кризис привел в действие эффект богатства: снижение биржевой стоимости акций побуждает участников хозяйственных процессов приспосабливать уровень своего потребления к новому уровню богатства и постоянного дохода. Таким образом, биржевой шок сдерживает рост частного потребления во многих странах. Надо учитывать, однако, что потери капитальной стоимости при владении акциями для многих экономических агентов компенсировались приростом курсов государственных облигаций.

Глава 2. Экономическое развитие на современном этапе
2.1. Показатели экономического развития Южной Кореи
Как сообщает германская газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung» («FAZ»), экономика Южной Кореи продолжает динамично развиваться. Во время финансового кризиса конца 90-х годов одним из условий получения Республикой Корея стабилизационного кредита МВФ являлось ослабление негативного влияния на экономику ее финансово-промышленных конгломератов («чеболей»).
Особенность «чеболей» в том, что банки имеют статус простых поставщиков капитала, а между производственными единицами осуществляется перекрестное субсидирование (при возникновении убытков на каком-либо нерентабельном предприятии возможна финансовая поддержка за счет прибыли эффективных компаний).
Как отмечает к. э. н., зам. Директора Института проблем рынка РАН В. Цветков в статье «Финансово-промышленные группы в современном мире», для Южной Кореи характерны высокая степень концентрации производства и капитала, а также монополизация рынка несколькими крупнейшими «чеболями», активы которых в настоящий момент оцениваются примерно в 600 млн. долл. К числу наиболее крупных из них относятся «Samsung», «Daewoo», «LG», «Hyundai», «Sunkyong», «Kia».
Южнокорейские «чеболи» являются высокодиверсифицированными макроструктурами, имеющими четко выраженное доминирующее звено, ориентирующееся на централизированное планирование, авторитарный стиль руководства и активную инвестиционную политику. Компании, входящие в «чеболь» представляют все ведущие отрасли промышленности страны.
В настоящее время правительство страны усиливает контроль за деятельностью «чеболей». В начале 2006 г. прокуратурой Южной Кореи выданы ордера на орест одного из руководителей корпорации «Hyundai Motor» в связи с причастностью к хищениям денежных средств в размере 800 млн. евро и топ-менеджера компании «Samsung», виновного в хищении 840 млн. евро.
Давление на «чеболи» является частью государственной политики, направленной на оздоровление экономики и улучшение инвестиционного климата. В ближайшее время многие южнокорейские фирмы планируют привлечь значительные объемы инвестиций. В 2006 г., по данным «Корейского банка развития», затраты компаний на строительство и оснащение производства увеличатся на 8%. Например, корпорация «Samsung» выделяет несколько миллиардов евро на развитие производства микросхем и телевизионной продукции, компания «LG» осуществляет инвестиции в исследования и производство средств связи и т.д.
Таблица 1. Показатели экономического развития Южной Кореи
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. прогноз
ВВП на душу населения (тыс. долл.) 14,4 17,6 20,4 22,1 -
Реальные изменения ВВП (% к предыдущему году) 3,1 4,6 4,0 5,5 4,7
Уровень безработицы (% эк. активного населения) 3,6 3,7 3,7 3,5 3,3
Инфляция (%, в среднем за год) 3,6 3,6 2,7 2,5 3,0

По данным таблицы 1 в I квартале 2006 г. по сравнению с IV кварталом предыдущего года ВВП Южной Кореи увеличился на 1,2%. В целом за год правительство страны прогнозирует рост этого показателя примерно на 5%. По мнению аналитиков Центрального банка Южной Кореи, во второй половине 2006 г. темпы экономического роста замедлятся, а в целом за прошлый год прирост ВВП составил около 4,5%.
По информации «Notenbank», в I квартале 2006 г. инфляция в стране была на 0,6% выше, чем в IV квартале 2005 г., и это может негативно сказаться на объемах внутреннего потребления. Рост потребительских цен в июне 2006 г. по сравнению с июнем 2005 г. составил в среднем 2,6% против 2,4% в мае.
Хотя по уровню безработицы (3,5%) Южная Корея формально продолжает занимать одно из последних мест в ОЭСР (в среднем по организации он составляет 7,1 %), по степени занятости населения она также не относится к числу лидеров. Подобное несоответствие связано с недоучетом числа безработных.
Южная Корея продолжает находиться на одном из ведущих мест в ОЭСР по уровню использования технологий. Например, она является лидером по наличию в семьях ПЭВМ (их имеют 77% домохозяйств). По степени использования информационных технологий Южная Корея занимает 3-е место, по экспорту наукоемкой продукции – 5-ое место, по инвестициям в образование и НИОКР – 7-ое место.
Тем не менее качество жизни в Южной Корее не такое высокое, как в большинстве стран ОЭСР. Южная Корея лидирует и по числу автомобильных аварий (613 случаев на 1 млн. автомобилей).
2.2. Современная структура экономики
Добывающая промышленность не играет существенной роли в экономике страны, значительная часть промышленного сырья ввозится из-за рубежа. Отечественные запасы минерального сырья представлены запасами антрацита, вольфрама, ведется разработка железной руды, медной и цинковой руды, олова. В Южной Корее создана развитая энергетическая база, 30 % производства электроэнергии дают АЭС.
В Южной Корее за короткое время значительно увеличилось производство чугуна, стали и проката. По размерам выплавки стали, страна вышла на второе место в Азии после Японии, причем с самого начала черная металлургия была ориентирована на самые прогрессив¬ные технологии (электросталеплавильные печи, кислородные конвер¬торы). Были построены крупные металлургические комбинаты в Пхохане и Кваньяне. Возросло также производство цветной метал¬лургии (медь, цинк, свинец, алюминий).
На основе металлургии стало создаваться и собственное машино¬строение. В этой отрасли на первый план выдвинулись станкострое¬ние, связанное с индустриализацией и расширением внутреннего рынка, и судостроение, ориентированное в основном на экспорт. За 1980-е гг. тоннаж спускаемых на воду судов вырос более чем в пять раз. Было освоено производство супертанкеров, а затем и балкеров, контейнеровозов, танкеров-метановозов (70% мирового производст¬ва). Стали ускоренно развиваться основная химия (минеральные удобрения) и нефтехимия (пластмассы и химические волокна). Была укреплена энергетическая база, прежде всего благодаря развитию атомной энергетики; первая АЭС вступила в строй в 1978 году.
Сельское, лесное хозяйство и рыбная промышленность. Страна обладает ограниченным фондом пахотнопригодных земель: они составляют 17 % от всей земельной площади, на душу населения приходится около 0,04 га, что во многом компенсировалось высокой урожайностью зерновых – в 1996-1998 гг. составила 64,5 ц с га. Преобладает и мелкое землевладение. Основные сельскохозяйственные культуры: рис (свыше 50 % пахотных земель) и ячмень, выращиваются соя, кукуруза, батат, овощи и др. Разводится крупный рогатый скот, развито свиноводство и птицеводство. Темпы прироста сельскохозяйственной продукции в 1965-1998 гг. – 2,2 %. Леса занимают 65 % площади Южной Кореи. Большинство деревообрабатывающих производств работают на импортном сырье (до 85 %). По улову рыбы Южная Корея занимает одно из ведущих мест в мире. Свыше 50 % продукции морского промысла идет на экспорт.
Таблица 2. Отраслевая структура экономики в 2005 г. (доля в ВВП,%)
Сфера услуг 50,1
Перерабатывающая промышленность 25,3
Строительство 8,2
Сельское, лесное хозяйство, рыболовство 3,0
Энергетика 2,1
Горнодобывающая промышленность 0,3
Прочие отрасли 11,0

Транспорт. Длина железных дорог – 7 тыс. км, значительная часть их электрифицирована. В Сеуле и Пусане имеется метрополитен. Современные автодороги с многорядным движением составляет около 2 тыс. км. Строятся скоростные магистрали. Имеется 15 аэропортов, включая 4 международных. Самые крупные порты – Пусан, Инчхон, Ульсан. Транспортная система перегружена, и строительство единой Транскорейской магистрали могло бы решить многие транспортные проблемы.

Глава 3. Южная Корея в мирохозяйственных связях
3.1. Индекс вовлеченности в мировую экономику
Индекс вовлеченности в мировую экономику (глобализированности, информационное пространство, международные дела) ежегодно замеряется журналом «Foreign Policy» по 62 странам, в которых проживает 85 процентов населения Земли.
Индекс глобализации высчитывается по 14 показателям, которые раскладываются в четыре корзины. Первая - это уровень экономической интеграции в мировую экономику, где принимаются во внимание развитие торговли, инвестиции, движение капитала и пр. Вторая - персональные контакты, международный туризм, качество телефонной связи, денежные переводы, разного рода негосударственные трансакции. Третий показатель - развитость интернета и четвертый - политическая вовлеченность в дела мира, то есть участие в международных организациях, ратификация международных договоров, вклад в деятельность миротворческих сил ООН.
Таблица 3. Индекс вовлеченности Южной Кореи в мировую экономику (2004 г.)
«Экономическая интеграция» «Персональные контакты» «Технологии» «Политическая вовлеченность»
1. Сингапур
2. Ирландия
3. Панама
4. Малайзия
5. Нидерланды
6. Венгрия
7. Хорватия
9. Швейцария
10. Австрия
44. Южная Корея
46. Россия
62 Япония 1. Швейцария
2. Ирландия
3. Сингапур
4. Чехия
5. Австрия
6. Хорватия
7. Дания
8. Канада
9. Израиль
10. Швеция
42. Южная Корея
53. Россия
62. Иран 1. США
2. Канада
3. Новая Зеландия
4. Австралия
5. Дания
6. Финляндия
7. Швейцария
8. Нидерланды
9. Швеция
10. Великобритания
20. Южная Корея
42. Россия
62. Бангладеш 1. Португалия
2. Австрия
3. Франция
4. Нидерланды
5.Великобритания
6. Италия
8. Германия
9. Греция
10. Канада
36. Россия
41. Южная Корея
62. Тайвань

Общий индекс на 2004 г. составлял 32 место и по сравнению с предыдущим годом опустился на 4 позиции.
3.2. Торговая структура по товарам и странам
Торговые отношения со странами Запада включают в себя экономическое партнёрство прежде всего с США и Европейским Союзом.
США являются главным экономическим партнером Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнёров США, опережая многие развитые страны Европы, такие как Италия и Франция, и шестое место в списке - стран-импортёров из США. В 2003 году США были крупнейшим торговым партнёром Южной Кореи и седьмым по величине экспортным рынком.
США и Южная Корея подписали договор о свободной торговле. Этот документ, который требует законодательного одобрения в Америке, стал для США самым крупным торговым договором с 1994 года, когда было подписано Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA). Об этом сообщает BBC News.
Переговоры по соглашению длились около 10 месяцев. Официальному Сеулу удалось добиться, что в договор не будет включен импорт риса. Южная Корея сумела доказать США необходимость торговых барьеров в этом сегменте рынка.
Для США новое соглашение, в основном, означает открытие нового места сбыта сельскохозяйственной продукции. А министр торговли Южной Кореи Ким Хен-Чон (Kim Hyun-chong) назвал договор самым важным событием, которое произошло между двумя странами с 1953 года, когда был заключен военный союз.
В 2005 году товарооборот между США и Южной Кореей достиг 72 миллиардов долларов. Ожидается, что после устранения торговых барьеров, этот показатель резко вырастет.
По сообщению BBC News, сотни корейцев вышли на улицы, чтобы выразить протест против нового соглашения. Они опасаются, что американский импорт сделает местные предприятия неконкурентоспособными.
В начале века была подписана серия торговых соглашений между Южной Кореей и странами Евросоюза, что подстегнуло рост товарооборота между двумя регионами. Объём торговли составил 46 млрд евро, удвоившись за десять лет. Однако до сих пор нерешёнными остаются некоторые вопросы взаимной торговли. В начале XXI века наибольший прогресс был сделан в ускорении процессов взаимовыгодного обмена в сфере науки и наукоёмких технологий. В 2005 году состоялись двусторонние переговоры об обмене в научной и технической сфере. Южная Корея также участвует в некоторых глобальных проектах, инициированных Евросоюзом, в частности в проектах Galileo и ITER.
Страны Востока, прежде всего Восточной Азии - главные торговые партнёры Южной Кореи. В общем товарообороте с этими странами выделяются три страны - Китай, Япония и Саудовская Аравия, являющаяся основным поставщиком нефти в Южную Корею.
Торговля в восточноазиатском регионе сильно выросла за первые годы XXI века. В настоящее время концентрация торговли в регионе выше, чем в Евросоюзе, хотя между странами региона нет таких благоприятной для взаимных сношенний, как в Европе, законодательной базы.
Таблица 4. Объёмы экспорта и импорта между Южной Кореей и Китаем, Южной Кореей и Японией в млрд. долларов США:
Направление 1991 2001 2004
Южная Корея - Китай 1,0 18,19 49,76
Китай - Южная Корея 2,18 12,54 27,82
Южная Корея - Япония 12,36 16,51 21,70
Япония - Южная Корея 20,09 25,29 44,25

Основные предмет южнокорейского эскпорта в страны Восточной Азии - это продукция машиностроительной отрасли, автомобили, электроника, текстиль, продукция металлургической и нефтехимической отрасли. Эти направления составляют три четверти всего экспорта Южной Кореи в страны Востока. Особенно активно развивается торговля с Китаем, так как в этой стране интенсивно развивается тяжёлая и химическая промышленность.
С 1988 года объём двусторонней торговли между двумя корейскими государствами увеличился в несколько раз (в 1989 году он составлял $18,8 млрд, а в 2002 - уже $647 млн). В 2006 году эта цифра несколько снизилась ввиду ухудшения отношений между странами. В 2002 году Южная Корея импортировала продукции на сумму $271,57 млн из Северной Кореи, в основном продукцию сельского хозяйства и металлургии, а экспортировала товаров на сумму $371,55 млн, в основном это была гуманитарная помощь, включая минеральные удобрения и одежду. Южная Корея сейчас является третьим по объёму товарооборота торговым партнёром Северной Кореи после Китая и Японии.

3.3. Динамика и тенденции экспорта и импорта
На данный момент южнокорейская экономика основывается прежде всего на производстве товаров народного потребления, таких как электроника, текстиль, автомобили, а также на сектор тяжёлой промышленности: кораблестроение, производство стали. Продукция этих отраслей производства является основным предметом экспорта.
Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники и грузовые морские суда. Все эти отрасли в основном обслуживают внешние рынки. На экспорт, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях.
Рост экспорта Южной Кореи в 2007 году может замедлиться до 10,4 процента с 14,6 процента в 2006 году из-за ослабления экономики США. Согласно прогнозам, объем экспорта в 2007 году достигнет $360 миллиардов, тогда как импорт может вырасти на 10,9 процента до $343 миллиардов. Таким образом, профицит торгового баланса Южной Кореи в текущем году может составить $17 миллиардов.
Импортирует Корея в основном сырье и (что не очень афишируется) технологии. В Корее полностью отсутствуют свои энергоносители, так что вся нефть и весь газ в стране импортные. Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти. В 2001 г. нефть составила 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ – примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, без которого не может работать корейская металлургия. Именно коксующийся уголь является третьей по значению статьей импорта. Наконец, ввозится в Корею и примерно половина необходимой стране железной руды.
В последние годы в товарной структуре экспорта увеличилась доля продукции материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги и производстве. Наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и электротехнические изделия.
3.4. Внешнеторговые ограничения
Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях. До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки.
Еще недавно многие товары запрещалось импортировать, их разрешалось производить только в самой Корее (ранее в силу прямых запретов, а затем высоких ввозных пошлин доля иномарок в автомобильном парке Кореи составляла всего 1%). Зарубежным инвесторам и сегодня проникнуть в Корею непросто. Правовые акты ограничивают иностранный капитал в целом ряде секторов (например, в финансах, страховании, оптовой торговле, сельском хозяйстве). Примечательно, что доля совместных предприятий с иностранным капиталом в общих активах действующих в Корее компаний ничтожна. Многие государства заключают с Южной Кореей договора о так называемых «добровольных ограничениях экспорта» в области продукции текстильной и электронной промышленности (из-за крайне низкие корейских цен).
Несмотря на то, что рынок импорта в последние годы стал более свободным, сектор сельского хозяйства до сих пор находится под политикой протекционизма из-за серьёзного несоответствия уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, например на рис, внутри страны и в мире. На 2005 г. цена риса в Южной Корее была в пять раз больше, чем на международном рынке. В конце 2004 г., однако, с DNJ была достигнута договорённость о постепенном повышении доли импорта на рынке риса в стране - к 2014 г. импортированный рис должен составить 8 % всего потребляемого количества. Помимо этого, до 30 % импортированного риса должно поступать к конечным потребителям (до этого импортированный рис использовался в основном для производства различных продуктов питания и напитков, таких как соджу). К 2014 г. рынок риса в Южной Корее должен стать полностью открытым.
3.5. Участие в международных организаций
С 1966 г. Южная Корея является членом Азиатско-тихоокеанского совета.
В 1967 г. страна вступила в ГАТТ (ныне - ВТО, Всемирная Торговая Организация), что ускорило ее интеграцию в мирохозяйственные связи.
С 1967 г. - членство в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
С 1980 г. - Южная Корея член Совета тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС).
С 1989 г. - в Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)
С декабря 2002 г. Южная Корея получила статус наблюдателя в Энергетической Хартии (межправительственной организации по энергетическому сотрудничеству).
С июля 2006 г. - полноправный член СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, международная региональная организация, объединяющая государства азиатского континента, которая ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе)
Кроме того, Южная Корея является членом Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (МАР), Международную финансовой корпорации (МФК), Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям, Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Глава 4. Отношения с Россией
Торгово-экономические связи между СССР и Южной Кореей стали осуществляться с конца 1988 г. (до этого торговля велась через фирмы-посредники из третьих стран). Сейчас удельный вес России в общем товарообороте Южной Кореи не превышает 1,5 %. Основные товары, импортируемые из России - это полезные ископаемые, такие как природный газ, сырая нефть и каменный уголь, а также продукция металлургической промышленности. В Россию экспортируется в основном бытовая электроника и продукция текстильной и машиностроительной промышленности.
Таблица 5. Объём торговых отношений между двумя странами за 1996-2003 гг. (данные в млрд долларов США)
Год Оборот Из России в Южную Корею Из Южной Кореи в Россию Сальдо
1996 3,7 1,8 1,9 −0,1
1997 3,3 1,5 1,8 −0,3
1998 2,1 0,9 1,1 −0,2
1999 1,7 0,9 0,8 0,1
2000 2,2 1,2 0,9 0,3
2001 2,8 1,9 0,9 1
2002 3,3 2,2 1,1 1,1
2003 4,2 2,5 1,7 0,8

В начале XXI века торгово-экономические связи между двумя странами быстро развивались. Перспективным направлением сотрудничества представляется взаимодействие в топливно-энергетическом комплексе. Прорабатывается Иркутский газовый проект (предполагаемый объём инвестиций - до 12 млрд долларов). Сотрудничество в этой области представляется особенно выгодным для обеих сторон (сюда следует отнести возможное совместно с корейскими компаниями освоение месторождений энергоносителей в Сибири и на Дальнем Востоке, включая помимо газа в Иркутской области разработку угля в Якутии и Бурятии, нефтегазовых ресурсов острова Сахалин).

Заключение
Международная торговля существует потому, что имеются различия в издержках между странами и потому, что определенные товары и услуги отсутствуют в некоторых странах. Международная торговля создает выгоды от торговли. Теория сравнительных преимуществ показывает, что необходимые для международной торговли различия в издержках между странами являются не абсолютными, а сравнительными преимуществами, основанными на различиях между странами в структуре издержек.
После Второй мировой войны благоприятных условий для развития экономики в Южной Корее было мало. К ним можно было отнести разве что избыток рабочей силы (но невысокой квалификации) и открывшийся доступ к мировому рынку, прежде всего американскому. Естественные ресурсы более чем скромные, не было никаких капиталов, внутренний рынок узкий, технологического задела не было.
Мобилизация всех ресурсов означала упор на крупные масштабы производства. Поэтому государство сделало ставку на большие многопрофильные корпорации - чэболи. Это был первый фактор корейского «экономического чуда». Второй фактор торговых преимуществ - поразительное трудолюбие людей, доходящее до самоотверженности.
Задача вовлечения южнокорейской экономики в мировое хозяйство была не из простых. Дело в том, что привыкшая к изоляционизму и опоре на собственные силы Южная Корея (равно как и Северная) была слабо готова к интернационализации. Конфуцианская идеология превыше всего ставила традиционализм, следование существующим образцам. И, тем не менее, властям удалось направить корейский национализм в конструктивное русло, мобилизовать здоровые черты национализма, нейтрализовав те, что тянут назад.
В течение многих десятилетий в Республике Корея господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право на осуществление всех видов внешнеэкономических связей принадлежало государству. Для стимулирования экспортного производства правительство осуществляло ряд мероприятий по либерализации импорта для расширения экспортного производства, снижению налогов или освобождению от них предприятий и фирм, осуществляющих экспортное производство, предоставлению кредитов экспортирующим фирмам на льготных условиях, созданию экономических зон, специализированных на экспорте.
В настоящее время внешняя торговля страны снизилась. Правительство ищет ответ на сложный вопрос, как сохранить стабильное положение в государстве, экономика которого напрямую зависит от экспорта в Соединенные Штаты, потерявшие экономический интерес к Сеулу после сентября 2001 г.

Список используемой литературы
1. Андрусенко, Кравченко. Аналитический справочник Полпред. – М., Пик Винити, 2004.
2. А. С. Булатова. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
3. В. К. Ломакин. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, Юнити, 1998.
4. И. Крупянко. Геополитика Восточной Азии сегодня и завтра.// Международная экономика № 07, 2006. С. 52-53
5. О развитии южнокорейской экономики.// БИКИ № 40, 2005. С. 1, 16
6. Республика Корея – экономическое развитие продолжается.// БИКИ № 106, 2005. С. 4-5

Правительство КНДР заявляет, что в их стране настоящий рай: все счастливы, обеспечены и уверены в будущем. Но беженцы из описывают другую реальность, страну, где приходится жить за гранью человеческих возможностей, без цели и права выбора. длительное время находилась в кризисе. В публикации будут представлены особенности экономического развития страны.

Характеристика

В экономике есть три отличительные черты. Во-первых, она представляет собой такой порядок, при котором ресурсы имеют централизованное распределение. Этот называется плановой. Во-вторых, ресурсы используют для противостояния возможным угрозам, что могут разрушить целостность страны. Такое использование называется мобилизационной экономикой. И в-третьих, руководствуются принципами социализма, то есть справедливости и равенства.

Из этого получается, что экономика Северной Кореи - это плановая мобилизационная экономика социалистической страны. Это государство считается самым закрытым на планете, а так как с 60-х годов КНДР не делилась экономической статистикой с другими странами, то о том, что происходит за ее границами, можно только догадываться.

Страна отличается не самыми благоприятными погодными условиями, поэтому возникает нехватка продовольственных товаров. По оценкам специалистов, жители находятся за гранью бедности, только в 2000-м году голод перестал быть проблемой государственного масштаба. По состоянию на 2011 год КНДР находится на 197-м месте в мире по уровню покупательской способности.

Из-за милитаризации и политики национал-коммунистической государственной идеологии Ким Ир Сена экономика длительное время пребывала в упадке. Лишь с приходом Ким Чен Ына стали внедряться новые рыночные реформы и вырос уровень жизни, но обо всем по порядку.

Экономика послевоенного периода

Во второй половине 20-х годов ХХ века Корея начала разрабатывать залежи полезных ископаемых на севере страны, что стало причиной увеличения численности населения. Это прекратилось после окончания Второй мировой войны. Корею тогда условно поделили на две части: южная отошла к США, а северная оказалась под властью СССР. Это деление спровоцировало дисбаланс природных и человеческих ресурсов. Так, на севере был сосредоточен мощный промышленный потенциал, а на юге - основная часть рабочей силы.

После становления КНДР и завершения (1950-1953) экономика Северной Кореи стала меняться. Запрещено было заниматься предпринимательской деятельностью, и в обиход вошла карточная система. Нельзя было торговать зерновыми культурами на рынках, да и сами рынки использовались крайне редко.

В 70-х годах власти начали вести политику экономической модернизации. В тяжелую промышленность были внедрены новые технологии. Страна начала поставлять на мировой рынок полезные ископаемые и нефть. В 1979 году КНДР уже могла покрыть внешние долги. Но в 1980 в стране начался дефолт.

Два десятилетия кризиса

Экономика Северной Кореи, кратко говоря, потерпела полное фиаско. Спрос на продукцию значительно снизился, а из-за нефтяного кризиса страну признали банкротом. В 1986-м году внешняя задолженность странам-союзникам составляла свыше 3-х миллиардов долларов, а к 2000 году долг превышал 11 миллиардов. Уклон экономического развития в сторону тяжелой промышленности и военной техники, обособленность страны и отсутствие инвестиций стали теми факторами, что препятствовали экономическому развитию.

Чтобы исправить ситуацию, в 82-м году было принято решение о создании новой экономики, основой которой должно было стать развитие сельского хозяйства и инфраструктуры (особенно электростанций). Спустя 2 года был принят закон о коллективных предприятиях, что помогало привлекать заграничные инвестиции. 1991 год ознаменовался созданием специальной экономической зоны. Пусть и с трудом, но инвестиции туда потекли.

Идеология чучхе

Особое влияние на государства оказала идеология чучхе. Это своеобразное соединение концепций марксизма-ленинизма и маоизма. Основные ее положения, повлиявшие на экономику, заключались в следующем:

  • революция - это способ достигнуть самостоятельности;
  • ничего не делать означает отказаться от революции;
  • для защиты государства нужно вооружить весь народ, чтобы страна превратилась в крепость;
  • правильный взгляд на революцию происходит от чувства безграничной преданности вождю.

По факту это то, на чем держится экономика Северной Кореи. Основная часть ресурсов направлена на развитие армии, а оставшихся средств едва хватает, чтобы избавить граждан от голода. А в таком состоянии бунтовать никто не будет.

Кризис 90-х годов

После холодной войны СССР прекратил оказывать поддержку Северной Корее. Экономика страны перестала развиваться и пришла в упадок. Поддержку Корее перестал оказывать и Китай, а в сочетании с природными бедствиями это привело к тому, что в стране наступил голод. По данным экспертов, голод стал причиной гибели 600 тысяч человек. Очередной план по установлению баланса провалился. Возросла нехватка продовольствия, разразился энергетический кризис, в результате - остановка множества промышленных предприятий.

Экономика 21-го века

Когда к власти пришел Ким Чен Ир, экономика страны немного «взбодрилась». Правительство провело новые рыночные реформы, увеличилась сумма китайских инвестиций (200 млн долларов в 2004-м). Из-за кризиса 90-х годов в КНДР широко распространилась полулегальная торговля, но как бы власти ни пытались, даже сегодня в стране существуют «черные рынки» и контрабанда товаров.

В 2009 году была предпринята попытка провести финансовую реформу, чтобы укрепить плановую экономику, но в результате в стране резко вырос уровень инфляции, а некоторые товары первой необходимости стали дефицитными.

На момент 2011 года платежный баланс КНДР, наконец, стал показывать цифру со знаком плюс, положительное влияние на государственную казну оказывает внешняя торговля. Так какая экономика в Северной Корее сегодня?

Плановая экономика

То, что все ресурсы находятся в распоряжении правительства, называется командной экономикой. Северная Корея является одной из социалистических стран, где все принадлежит государству. Именно оно решает вопросы производства, импорта и экспорта.

Командно-административная экономика Северной Кореи призвана регулировать количество изготавливаемой продукции и ценовую политику. При этом правительство принимает решения, не основываясь на реальных потребностях населения, а руководствуясь плановыми показателями, что представлены в статистических отчетах. В стране никогда не бывает переизбытка товара, так как это нецелесообразно и экономически невыгодно, чего правительство не может допустить. Но очень часто можно встретить нехватку товаров первой необходимости, в связи с этим процветают нелегальные рынки, а вмести с ними и коррупция.

Как наполняется казна?

Северная Корея только недавно начала выходить из кризиса, за гранью бедности находится ¼ часть населения, чувствуется острая недостача продовольственных товаров. И если сравнивать экономику Северной и Южной Кореи, которая соперничает с Японией в производстве гуманоидных роботов, то первая определенно отстает в развитии. Тем не менее государство нашло способы наполнения казны:

  • экспорт минералов, оружия, текстиля, сельскохозяйственных продуктов, коксующего угля, оборудования, зерновых культур;
  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • налажены торговые отношения с Китаем (90% товарооборота);
  • налогообложение частного бизнеса: за каждую совершенную сделку предприниматель платит государству 50% прибыли;
  • создание торговых зон.

Кэсон - торгово-промышленный парк

Вместе с Корейской Республикой был создан так называемый промышленный парк, где расположились 15 компаний. В этой зоне работает более 50-ти тысяч северокорейцев, их заработная плата почти в 2 раза выше, чем на территории родного государства. Промышленный парк выгоден для обеих сторон: в Южную Корею экспортируется готовая продукция, а Северная имеет хорошую возможность пополнить государственную казну.

Город Даньдун

Подобным образом налажены отношения и с Китаем, только в этом случае оплотом торговли выступает не промышленная зона, а китайский город Даньдун, где и проводятся торговые сделки. Сейчас там открыто множество северокорейских торговых представительств. Продавать товары могут не только организации, но и отдельные представители.

Особым спросом пользуются морепродукты. В Даньдуне существует так называемая рыбная мафия: чтобы продать дары моря, необходимо заплатить достаточно высокий налог, но даже так получается хорошая прибыль. Есть, конечно, смельчаки, которые ввозят морепродукты нелегально, но из-за строгих санкций их с каждым годом становится меньше.

Сегодня Северная Корея зависима от внешней торговли, это Но в экономике страны есть еще несколько интересных моментов, некоторые из них неотделимы от политики.

Так, в стране существует 16 трудовых лагерей, созданных по принципу ГУЛАГа. Они выполняют две роли: наказание преступников и предоставление бесплатной рабочей силы. Так как в стране существует принцип «наказания трех поколений», то некоторые семьи всю жизнь проводят в этих лагерях.

В период экономического упадка в стране процветало страховое мошенничество, причем на международном уровне, за что на правительство не единожды подавали в суд с требованием вернуть страховые выплаты.

В конце 70-х годов была отменена на внешнюю торговлю. В связи с этим на международный рынок мог выйти любой желающий, предварительно зарегистрировавшись в специальной внешнеторговой фирме.

Во время кризиса основной валютой являлась еда, ее можно было обменять на что угодно.

Экономика Северной Кореи первое в мире место может занять по степени закрытости от внешнего мира.

В экономике страны все еще много пробелов, граждане пытаются мигрировать при любом удобном случае, а из обихода все еще не вышли карточки, заменяющие деньги. Попасть на территорию государства практически невозможно, а все видимые туристам участки можно назвать показательно-образцовыми территориями. Мир теряется в догадках, что на самом деле происходит в Северной Корее, но экономика страны поднимается и, возможно, спустя десятилетие КНДР будет находиться на одном уровне экономического развития со своими ближайшими соседями.

Современная промышленность Южной Кореи развита достаточно хорошо несмотря на то, что некоторые ее отрасли сравнительно молоды. Несмотря на множество негативных ситуаций в мировой экономике в течении последних лет, от которых экономика Кореи также пострадала очень заметно, в настоящее время ситуацию удалось стабилизировать.

Сегодня экономика страны строится на производстве товаров народного потребления, которые экспортируются на мировые рыки. Существенную поддержку оказывает и сектор тяжелой промышленности. Сегодня можно выделить три основополагающих отрасли, составляющих основу экономики Южной Кореи.

  • Автомобилестроение.
  • Электроника.
  • Судостроение.

Автомобилестроение

Современное автомобилестроение в Корее можно назвать динамично развивающейся отраслью. От всего объема добавленной стоимости на долю автопрома приходится 9,4 %. В доле экспорта РК продукция автоконцернов составляет 8,3 %, а на предприятиях, производящих автомобили занято практически 7,4 % трудоспособного населения страны.

Несмотря на то, что автомобилестроение в Корее активно развивается всего с 60-х годов прошлого века, сегодня корейские компании занимают пятое место на мировом автомобильном рынке. Среди ведущих корейских автоконцернов нужно выделить следующие:

  1. Hyundai Motor.
  2. Kia Motors.
  3. GM Daewoo Auto & Technology.
  4. SsangYong Motor Company.
  5. Renault Samsung Motors.

В настоящее время модельный ряд каждого производителя постоянно расширяется, а само автомобилестроение остается для страны важной составляющей экономической стабильности.

Электронная промышленность

Тенденции к переходу на цифровые технологии, наблюдающиеся во всем мире, лишь укрепили позиции электронной промышленности Южной Кореи. Здесь производится не только весь спектр бытовой потребительской электроники, но и оборудование телекоммуникации, отлично развита полупроводниковая промышленность.

Если говорить о рынке бытовой электроники, где ведущими компаниями являются LG, Samsung и Daewoo Electronics, то средний объем ежегодного производства составляет более 17 млрд долларов – основная часть техники экспортируется.

Телекоммуникация

Вполне естественно, что электроника Кореи не ставит во главу угла лишь утюги и пылесосы. Рынок телекоммуникационного оборудования развит в Корее гораздо лучше рынка бытовой электроники. Достаточно сравнить объем среднего годового производства – для телекоммуникации цифра доходит практически до 28 млрд долларов. Такая ситуация складывается из-за высокого спроса на подобную продукцию на внутреннем рынке.

Полупроводниковая промышленность

Интегральные схемы, диоды и транзисторы составляют основу всей современной цифровой техники. Для электроники Кореи это производство представляет особый интерес в экономическом плане. Доля экспорта за разные годы доходила до 10 %. Особую роль после мирового кризиса 1997 года для экономики этой страны сыграло хорошо налаженное производство чипов памяти – до 90 % от общего объёма производства. После кризисных лет другие страны не смогли восстановить должного масштаба выпуска чипов памяти, и Корея сегодня является основным мировым производителем чипов, поставляя их во все развитые страны мира.

Судостроение

Такая отрасль промышленности, как судостроение, в Корее включает в себя не только лишь постройку судов. Сюда же входит их проектирование, ремонт и конверсия. При этом здесь работают с любыми типами судов. Активно развиваясь, эта отрасль стимулирует развитие множества смежных отраслей, включая химическую и металлургическую промышленность. Первая верфь в стране появилась еще в 1973 году, с тех пор появилось еще две. Сегодня судостроением в Корее занимаются три ведущих компании:

  • Hyundai Heavy Industries;
  • Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering;
  • Samsung Heavy Industries.

С конца 80-х годов судостроение в Корее начало свой бурный рост, что привело к тому, что в течении последнего десятилетия доля этой небольшой страны на мировом судостроительном рынке в производстве дорогостоящих судов составила 59,3 %. О приближении к статусу мирового монополиста на данном рынке говорит тот факт, что в 2005 году страна получила 339 заказов на постройку, что составляет 38 % от мирового объема производства судов.

Отраслевая структура. Рис - главная культура Южной Кореи. Основные районы рисосеяния тяготеют к приморским низменностям. При среднегодовом сборе ок. 7 млн. т почти полностью удается удовлетворить внутренние потребности страны в этой важнейшей продовольственной культуре.

Второе место среди зерновых принадлежит ячменю (однако обнаруживается тенденция к падению его производства), выращиваемому наряду с пшеницей и соей на неорошаемых землях в возвышенных районах. Скромное место занимают пшеница и кукуруза. С середины 1970-х годов наблюдается быстрое развитие птицеводства, садоводства и овощеводства. Увеличились посевы технических культур: конопли, рами (из луба которого выделывают грубую ткань), табака и масличных, среди которых наиболее значимы кунжут и перилла. Из плодовых выделяются яблоки и мандарины, а также груши, персики, японская хурма, апельсины, мандарины, виноград и дыни. Крупная белая редька му и китайская капуста (или кочанный салат) - основные компоненты круглогодично потребляемого блюда кимчхи («корейский маринад»). Наряду с бататом и картофелем они составляют основную часть овощной продукции. Кроме того, выращиваются красный перец, чеснок и репчатый лук.

Поголовье молочного рогатого скота за 1960-1980 увеличилось почти на 2000%. За этот же период в стране стали содержать вчетверо больше кур. В стране разводят свиней, коз, кроликов и уток.

Аграрные отношения. Для сельского хозяйства Южной Кореи характерна интенсивная обработка малых по размерам землевладений. Среднее крестьянское хозяйство имеет примерно 1 га пашни, которую обрабатывают четверо взрослых членов семьи.

Массовое распространение земельной аренды побудило правительство РК к проведению аграрных реформ в 1948 и 1949. В итоге приблизительно 1,5 млн. крестьянских хозяйств было позволено приобрести обрабатываемую ими землю, которая ранее принадлежала государству и помещикам-абсентеистам.

Лесное хозяйство. Бесконтрольные рубки леса на протяжении многих лет и почвенная эрозия привели к серьезному истощению лесных ресурсов. После окончания Корейской войны масштабы уничтожения лесов были ограничены, и началась кампания по их возобновлению на горных склонах (преобладают посадки сосны). В конце 1990-х годов Южная Корея располагала значительными площадями лесонасаждений, но до 80% потребностей Южной Кореи в деловой древесине приходится покрывать за счет импорта.

Рыболовство. Вплоть до начала 1960-х годов рыбная ловля велась исключительно в узкой прибрежной зоне. В 1970-х годах более широко внедрялись аквакультура и расширялся рыбный промысел в океане. За 1952-1981 годовые уловы выросли в 5 раз и достигли 2,8 млн. т. Увеличились объемы операций в прежних районах добычи, рыболовецкие суда стали вести промысел в пределах глубоководных акваторий в Тихом океане близ о-вов Самоа. В 1995 продукция отрасли достигла 3,5 млн. т, но численность рыбацких семей, занятых традиционным промыслом, за 1980-1995 сократилась с 156 тыс. до 104,4 тыс., или на 33,5%.

В прибрежных водах водятся анчоусы, ставрида, ремень-рыба, барракуда, горбылевые, минтай, рыба-сабля и др. В рационе питания корейцев важное место занимают также красный морской лещ, креветки, осьминоги и другие виды моллюсков и съедобные водоросли. Значительная доля улова, в том числе практически вся добыча глубоководной фауны, идет на экспорт, главным образом в Японию. Ведущие статьи вывоза - живая и свежезамороженная рыба, ракообразные, моллюски и морские водоросли.

Транспорт. Железные дороги, построенные при японцах, по окончании военных действий 1950-1953 были дополнены новыми линиями. В 1960-х годах была принята программа модернизации железных дорог. В середине 1990-х годов протяженность железных дорог в Южной Корее составляла 6520 км. В крупных городах построен современный метрополитен: в Сеуле действуют 8 линий, в Пусане - одна линия.

До начала 1960-х годов сеть асфальтированных и грунтовых дорог находилась в неудовлетворительном состоянии. В 1960-1970-х годах автомобильные дороги были реконструированы, в 1996 их протяженность достигла 83 тыс. км, из которых ок. 1900 км составляют скоростные автострады. Первой в 1970 была введена скоростная автотрасса Сеул - Пусан, такие же автострады впоследствии соединили столицу с восточным и южным побережьями страны. Первоначально автопарк состоял преимущественно из переоборудованных для гражданских нужд военных грузовиков и джипов. Парк легковых и грузовых машин и автобусов увеличился с 39,5 тыс. в 1965 до 10 млн. единиц в 1998.

Южнокорейский торговый флот значительно вырос благодаря сооружению гигантских верфей в Ульсане и Кодже и достиг в 1997 водоизмещения 11 985 тыс. брутто-регистровых т. Среди судов 474 имеют водоизмещение более 1000 т и 273 - меньшие размеры. Торговый флот включает 72 нефтяных супертанкера, 70 контейнеровозов, 28 танкеров для транспортировки химических продуктов, 22 рефрижератора, 131 крупный корабль для доставки других грузов и многие типы прочих судов разной вместимости.

В 1960-1990-е годы быстро увеличивался объем воздушных перевозок пассажиров и грузов. Авиационная компания «Кореан эйрлайнз» (КАЛ) осуществляет прямые полеты из Сеула в страны Юго-Восточной Азии, Японию, США, Европу и на Ближний Восток. Открыты авиалинии Сеул - Москва, Сеул - Хабаровск. С КАЛ на внутренних линиях конкурирует основанная в середине 1980-х годов компания «Асиана эйр», обслуживающая также зарубежные маршруты, прежде всего в пределах Азии.

Внешняя торговля. Развитие «экспортных» отраслей, начавшееся в 1960-х годах, способствовало общему экономическому подъему Южной Кореи. Экспортная выручка достигла 129 млрд. долл. в 1996 (в 1966 - 250 млн. долл.), хотя одновременно возникла необходимость в дополнительном ввозе сырья и полуфабрикатов. Увеличился импорт продовольствия, сырой нефти и продукции тяжелого машиностроения. Расширение импорта диктовалось ростом капиталовложений и объемов промышленного производства. Закупки за рубежом продукции химической промышленности и готовых изделий стали более массовыми, но их относительное значение в южнокорейском ввозе снижалось, поскольку в самой стране быстрыми темпами налаживался выпуск минеральных удобрений и потребительских товаров. В 1993 импорт составил 83,8 млрд. долл., из них 18% приходилось на топливо, 34% - на технику и транспортное оборудование. Поставки за границу промышленных товаров, в первую очередь одежды, обуви, комплектующих для электронной техники, чугуна, автомашин и мотоциклов, принесли Южной Корее 63,3 млрд. долл., или 88% всей выручки, полученной от экспорта. В 1996 импорт возрос до 150 млрд. долл., что сочеталось с увеличением внешней финансовой задолженности страны примерно до 154 млрд. долл. в 1998 (в 1992 - 43 млрд. долл.).

Основные партнеры Южной Кореи - Япония и США. До середины 1960-х годов Соединенные Штаты занимали ведущее место в импорте, а Япония была главным рынком сбыта таких товаров, как минеральное сырье и продукция рыболовства. С расширением южнокорейского экспорта ок. 50% его направлялось в США, а импорт приблизительно на 40% формировался в Японии. В 1970-х годах доля США как в импорте, так и экспорте снизилась до 1/4, а на долю Японии приходилось 1/4 импорта и 1/6 экспорта. В число важных торговых партнеров Кореи в начале 1990-х годов вошли страны Юго-Восточной Азии, Среднего Востока и Европы, а также Россия.

Кредитно-банковская система включает центральный банк, 8 национальных коммерческих банков и 10 специализированных банков. В начале 1990-х годов произошло расширение сети финансовых учреждений, но в результате кризиса 1997 ряд новых и несколько старых банков были закрыты.

Хронической проблемой в РК является инфляция. С 1960 по 1972 цены ежегодно поднимались на 10%. Правительство в этот период пыталось регулировать находившуюся в обращении денежную массу и установило высокий процент по банковским вкладам. Повышение мировых цен на нефть в 1973-1974 привел к новому витку инфляции: с 15 до 30% в период до 1982 и 7,8% в среднем с конца 1980-х по начало 1990-х годов.

До 1980 государство стремилось сдерживать инфляцию, однако затем ему пришлось несколько раз девальвировать вону, чтобы сохранить конкурентоспособность экспортных товаров. Особенно значительная девальвация воны произошла в 1964, 1971, 1974 и 1980. В результате финансового кризиса 1997 курс национальной денежной единицы значительно снизился, однако уже в 1999 произошла стабилизация воны.



Рассказать друзьям