С ахты. Село ахты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В двухстах километрах от ближайшей железнодорожной станции Белиджи, что в Дербентском районе, в глубине горного лабиринта Южного Дагестана, там, где сливаются бурные реки Самур и Ахты-чай, под сенью величественного, покрытого вечными снегами Шалбуздага раскинулся главный аул Лезгистана – селение Ахты, похожее на горного орла, раскинувшего могучие крылья.

Согласно географическим данным, Ахты расположено на 47 гр. 27 мин северной широты и 57гр. 42мин. восточной долготы от Гринвичского меридиана и имеет самую большую численность населения среди аулов Дагестана, равную 15 тысячам человек. Селение находится на высоте 1054 метра над уровнем океана и представляет собой административный центр Ахтынского района.

Много нежных поэтических строк посвящено этому селению, и на мой взгляд, самым удачным является стихотворение поэта Гаджи Ахтынского, написанное еще до революции на лезгинском языке и до сих пор не переведенное на русский язык. Подчас думаю, что это самобытное произведение просто невозможно адекватно перевести на русский язык. Все, кто знает лезгинский язык, может по достоинству оценить и насладиться чарующими его строфами (кстати одна строка из этого стихотворения выведена в название данной главы). Почитайте его вслух:

За лугьун Ахцегьрин тегьер,
Шегьердин султан я и хуьр,
Гьар затIуни гуда бегьер,
Дердинин фарман я и хуьр.
Жигьилриз хупI ава камал,
Акуи къене гуьрчег жамал,
Буй яргъи яз юкь я шумал,
Вири юн, жаван я и хуьр.
Дадмиш ида атай саил.
КIвализ гьида ам къуна гъил,
ТIуьн-хъун гана шадда гуьгуьл,
Кесибриз девран я и хуьр.
Варлубур я анин эллер,
Гьар патахъди дуьзеи чуьллер,
Тарари акъуда гуьллер,
Билбилрин макан я и хуьр.
Садни жеч ваз чин тийидай,
Дамахдив къекъуьн тийидай.
Кефчи яз луькIуьy тийидай.
Сейранган майдан я и хуьр
Мубарак шегьердин саягь.
Кьуд пад я хьи элкъвена багь,
КIаник туьквен, винел утагь.
Вири батарган я и чуьр
Авайди я зирик сесер.
Ван хъайибур жеда серсер,
Ахмиш жез физ абукевсер.
Сифетул жанан я и хуьр
Ахцегьар ава бахтуна,
Беглер хьтин гьар тахтуна.
Гьар са ферзинин вахтуна.
Манажат азан я и хуьр
Гьажидин рикI хьана хьи дар.
Дагьустандихь ийиз ялвар.
Гьайиф. Бакуда фей йикъар.
ХупI гьузел ватан я и хуьр.

Эти удивительные, от сердца идущие слова поэта Гаджи Ахтынского перекликаются с написанными в послевоенные годы прелестными строками стихотворения, принадлежащего перу народного поэта Дагестана Тагира Хрюгского:

Может быть, и не слышал ты
Про дагестанский аул Ахты.
Но кто хоть раз посетил наш край.
Говорит, что Ахты — настоящий рай.

Ахты – рай? Действительно ли аул обладает какими-то особыми привлекательными качествами?

В 30-х годах в селении с группой писателей побывал известный советский поэт Николай Тихонов. В повести «Сердце гор» он описал свою первую встречу с Ахтами: «Кони дружно шли по берегу Самура. Я оглянулся на маленький городок, домики которого как будто стояли на плечах друг у друга, они были какие-то одинаково серые, с маленькими балконами, висевшими над серыми скалами. Виднелись стены улиц-тупиков, каменные столбы ворот. На выступах под ними я видел нарисованных леопардов, похожих на больших диких котов. Выше домов блестела крыша мечети, кое-где зеленели тополя, яблони, старые вербы. Над всем этим подымались горы, на которых лежали тени облаков».

Очевидно, эта поездка оставила в душе Николая Тихонова, поэта влюбленного в Кавказ, неизгладимые впечатления и, вернувшись в столицу, он в 1938 году вспомнил Ахты и написал стихотворение «Кувшин». Оно рассказывает об обычае, существовавшем в селении: местные весельчаки за бесценок покупали на базаре кувшины и опускали их в реку. Чей кувшин плыл дольше, тот выигрывал соревнование.

Если б были мы в горах —
Я и ты,
Мы пошли бы в Уркарах
Иль в Ахты.
На базаре бы купили
Мы кувшин,
Не для вин и не для пыли —
Для души.
И раскрасили б на славу
В холодке,
И пустили б его плавать
По реке.
Он бы плыл по Ахты-чаю
Как умел,
Валуны в пути встречая бы —
Гремел.
Перекаты б пенил грудью,
Мыл бока,
Любовались бы им люди
Да река.
Полюбил бы над рекою
Путь луны.
Что, не грея, беспокоит
Валуны.
Захлебнулся бы он страстью
Невзначай,
Утонул бы в твоей пасти
Ахты-чай.
Посмеялись бы кувшину,
Так и быть,
И пошли б в духан к тушину
Чачу пить
Но совсем иным потоком
Бьет Москва.
Тонет в пламени глубоком
Голова
Только нет здесь Ахты-чая
Под рукой.
И кувшин-то здесь нечаянно
Другой

Разумеется, ничего такого, что можно было бы противопоставить другим дагестанским аулам, в Ахты нет. Аул как аул, как и все горные селения. Вместе с тем, будучи самым крупным и одним из древних поселений Дагестана, он имеет свои неповторимые приметы и особенности свою, только ему присущую ауру. Некоторые сравнивают Ахты с Тбилиси: как река Кура делит столицу Грузии на две части, так и Ахты-чай является водоразделом между старой и сравнительно поздней частями аула. Другие видят в нем миниатюрный Баку, с которым жители селения сватаны тысячами нитей духовных и экономических отношений. Подобно жителям столицы Азербайджана, здесь любят чувственную восточную музыку. И если весь день бакинская радиостанция и телевидение будут передавать концерты, то, можно не сомневаться, что все они будут приняты в домах ахтынцев. Идя по улицам аула, каждый человек — местный или приезжий — невольно обращает внимание на то, что всюду его сопровождают нежные азербайджанские или лезгинские мелодии, вырывающиеся из окон домов, из репродуктора на центральном сквере, в доме культуры.

Природные условия АхтынскоЙ долины, простирающейся в длину на 13 километров по протяженности — от Гуркамской балки до горячих минеральных вод слева вверх по Ахты-чаю и до Ахтынского аэропорта справа вверх по Самуру — исключительно благоприятны для жизни человека. Известно, что человек с древнейших времен селился в тех краях, где была вода, она ассоциируется с жизнью. Есть вода — есть и жизнь. Этим богатством природа одарила ахтынцев в более чем достаточном количестве. Через селение проходят две реки: третье по величине река республики Самур и ее приток Ахты-чай, почти на одну треть пополняющий первую.

Ахты-чай, истоки которой теряются в ледниках и снежных вершинах горных цепей и хребтов Южного Дагестана, имеет 963 квадратных километра водосборной площади. На своем 63-километровом пути река вбирает в себя воды притоков Дели-чай, Гдым-чай, Фий, Маза, Мугулах-чай и за счет падения на 2300 метров набирает огромную скорость. В своем нижнем течении река, словно разъяренный лев, с гулом врывается в скальные теснины у селения Ахты и, миновав железобетонный мост , выходит в широкое русло, проложенное ею в периоды буйных паводков и разливов. Последние полтора-два километра она напоминает утихомирившегося зверя, который уже не рычит, но, все еще сердясь, шипит. Это особенно заметно в тихие вечера, когда шипение реки перекрывает все другие шумы.

Свое начало Самур берет на высоте 3 тыс. метров со склона горы Таклик. Длина его равна 213 километрам, а падение, те разность высоты русла реки от районов образования до Каспийского моря, — более 2900 метров. Река несет 68,8 кубометра воды в секунду, орошает земли Рутульского, Ахтынского, Докузпаринского, Магарамкснтского районов и обеспечивает питьевой и оросительной водой г. Баку и некоторые районы Азербайджана. Ахты расположилось в срединном течении реки Самура, которую местные жители называют «Къулан вацI», что означает «Срединная река».

Эти две реки являются основными источниками живительной влаги и для благодатных земель Ахтынской долины. Гюнейский оросительный канал, а также канал Ахтынской ГЭС, проложенные в разные годы по обеим сторонам аула, позволяют забирать из Ахты-чая столько воды, сколько необходимо для удовлетворения всех нужд экономики и населения.

К этому надо добавить, что ахтынская земля богата различными минеральными волами. В селении от аула Хулют проведен водопровод: колонки его установлены на пересечении многих улиц и магалов.
Ахты со всех сторон окружено серыми каменистыми безлесными горами, образующими как бы гигантскую пиалу, на дне которой простирается благодатная ахтынская долина. С любых высот, окружающих селение, видимы величественные горные вершины Дагестана: Шал6уз~даг(4142 м) и Базар-дюзи (4466 м), покрытые вечными снегами.

Ничем особенно примечательным не отличается земля Ахтынской долины. Почвы здесь обыкновенные — горно-степные и горно-луговые, которые требуют кропотливого труда и исключительного ухода. Сотни и тысячи лет руками тружеников эта земля удобрялась, культивировалась, к ней целеустремленными усилиями и умелыми руками подводились большие каналы и маленькие канавки, на горной стороне строились замысловатые террасы. И сейчас не найти ни одного клочка земли, который бы оставался нетронутым. Когда-то здесь посадили одно фруктовое дерево, а ныне вся полезная площадь занята буйными плодовыми садами и огородами.

А какие поэтические названия имеют горы, окружающие селение. Позади Кузай-Пада (теневой стороны) возвышается серая, обожженная солнцем гора, подобная голове гигантского кита. Кажется, что где-то наверху лоснится и блестит на солнце лоб этого гигантского животного. Ахтынцы назвали гору Нисин-пел (буквально: «Лоб полудня», в переводе на современный язык означает «середина дня», то есть двенадцать часов пополудни).

В далекие времена местные жители определяли время по положению солнца. Рассвет начинается со стороны Китин-кила, вершины, чем-то напоминающей ступенчатую пирамиду фараона Джоссера в Древнем Египте и возвышающейся напротив Усухчая — административного центра Докузпаринского района. Именно оттуда в ясную погоду пробиваются в Ахтынскую долину первые живительные лучи. В середине дня солнце поднимается над Нисин-пелом. Затем оно, сделав гигантскую дугу, скрывается за далекими горами Салаватского хребта.

Другую, рядом находящуюся гору народ назвал — Шарвили, по имени народного богатыря, выходца из селения Ахты. На правом берегу Ахты-чая, между верхним и нижним мостом, сохранились развалины старинного дома. Лет пятьдесят назад часть жилища была цела, и всякий, кто приходил сюда, видел огромные бревна, установленные на крыше. Многих удивляло, как в те далекие времена, когда не было машин, привозили и устанавливали эти балки. В ответ они слышали «Этот дом принадлежал Шарвили. Утром он уходил в лес, а вечером возвращался с такими бревнами. Он один без чьей-либо помощи построил этот дом!»

Шарвили — любимый герой ахтынцев. Как гласит предание, пока Шарвили стоял на ногах, ахтынцев не мог одолеть ни один враг. Зная это, неприятели решили пойти на хитрость: они соорудили в каменном русле реки, что находится ниже нынешнего железобетонного моста, огромный хирман (ровная площадка для молотьбы хлеба), который был усыпан высушенным горохом, и предложили ему, если он такой герой, потанцевать в деревянных башмаках. Наивный Шарвили, не подозревая ни о чем, согласился. Он вышел на середину хирмана и, как подобает герою, стал лихо отплясывать лезгинку. Но в какой-то миг поскользнулся и упал, чем воспользовались его недруги. Со всех сторон в Шарвили полетел град камней; враги не дали ему подняться на ноги. За камнями далеко не надо было ходить, их здесь столько, сколько в небе звезд. Так погиб Шарвили, и в знак любви к нему, восхищения его мужеством и силой ахтынцы назвали гору именем земляка и любимого героя.

По левому берегу Самура, как туго натянутая стрела, протянулся Самурский хребет, разделяющий Ахтынский и Курахский районы: он такой же серый и безлесный, как и остальные горы, окружающие селение.

Самой старой частью селения является Гюней-пад (солнечная сторона), поднимающаяся террасами от левого берега Ахты-чая по крутому склону горы «КIелезхев». Старожилы рассказывали, что на самой высокой точке горы некогда находилась крепость (КIеле), вот почему гора получила свое название «КIелезхев» — «склон горы, на котором возведена крепость».

Особую живописность селению Ахты придают мосты, на территории селения насчитывается 11 мостов: два — на Самуре: один соединяет Ахты с селениями Луткун, Кака, Хрюг, Зрых, а также с Рутульским районом, а второй — с селением Хкем. Семь мостов построены на Ахты-чае и его притоках. Это — крепостной мост (у места впадения Ахты-чая в Самур), железобетонный, сооруженный в 1915 г. бельгийцами Джиорсом и Дебернарди (почему-то их журналисты и местные жители считают итальянцами), верхний арочный мост, возведенный местным самородком Идрисом; затем идут мосты по дороге к горячим целительным водам: два моста у вхождения и выхода из участка «Лай» (они в настоящее время заброшены), мост через расу Мугулах, и мост через Ахты-чай у самого подхода к серным источникам. И, наконец, два моста на опасных селевыми потоками балках: первый — в центре аула, у районной больницы, построенный Гаджи-Султали, и второй — на Гуркамской балке. Все эти сооружения и дороги обеспечивают связь ахтынцев с остальными частями Дагестана, Россией и всем миром.

Как утверждают ученые, средняя годовая температура в Ахтах равна +8,5 С, в то время как этот показатель в Левашах, Кумухе, Верхнем Гуни, Хунзахе составляет +6-7 С. Число дней со снежным покровом незначительна. Устойчивый снежный покров в Ахтах бывает не каждый год, он появляется в ноябре и сходит в первой декаде марта. Высота снежного покрова небольшая, всего несколько сантиметров. Количество осадков в горных населенных пунктах Ахтынского района достигает 500-800 мм. в год, в селении Ахты, расположенном ниже остальных аулов, в год выпадает около 335 мм. осадков.

Ахты принадлежит к тем немногим в нашей республике населенным пунктам, в которых редко бывают ветры. Здесь, ввиду большой пересеченности рельефа, направление ветра зависит, главным образом, от направления долины: горно-долинные ветры днем дуют вверх, а ночью вниз по долине. В знойные летние дни ахтынцы ждут вечернего дуновения ветра, который они называют «шахвар» — удивительно приятный зефир, ласкающий тело и душу людей. В течение года в среднем безветренная погода в селении составляет 60 процентов, в то время как в Махачкале, например, на долю таких дней, выпадает менее 10 процентов года. Число часов солнечного сияния в Ахтах очень велико и составляет 2553 часа в год (сравните: в Кисловодске-2093 часа, в Ялте-2300).

В то же время здесь не бывает изматывающего среднеазиатского зноя. В летнее время ахтынцы встают очень рано — в четыре-пять часов утра и трудятся на своих участках до 10-11 часов, затем в период наивысшего солнечного сияния (с 11 до 14 часов) они или отдыхают в садах в тени деревьев, или возвращаются домой, чтобы попить ароматного чая и полежать. После этого климатическая ситуация меняется, и нежный ветерок, спускающийся с вершин Шалбуздага, доходит до Ахтов и приносит ожидаемую прохладу, чтобы возобновить и продолжить работу. К вечеру становится так прохладно, что местные жители надевают что-нибудь теплое из одежды, а ночью укрываются под теплыми шерстяными одеялами. Все это — прохлада ночью, кристально чистый воздух, «звенящая тишина» под аккомпанемент журчащей и клокочущей реки Ахты-чай — быстро усыпляет людей.

Природа создала в долине, где приютилось селение, прекрасный естественный аэрарий. В темные безлунные ночи в Ахтах до того низко опускается небо, что, кажется подними руку и дотянешься до любой звезды. Над горой Нисин-пел широко распахивает свой белый шлейф млечный путь. Он кажется таким твердым и блестящим, усыпанным бисером бриллиантов, что, шагая по нему, легко достигнешь «Чепер-сув», альпийских лугов близ селения Джубга, где обычно ахтынцы ежегодно проводят праздники цветов.

В лунные ночи открывается другая картина, не менее удивительная и прекрасная. Кажется, будто невидимый великан над селением держит огромный фонарь и светит во все уголки аула. Летом свет луны проникает через густую крону деревьев и плетет на земле замысловатые кружева. Пирамидальные тополя, растущие у дорог, бросают длинные серые тени. Звезды от присутствия Луны становятся еще более искрящимися и радостными, а небо до того нежно-голубым, что кажется, будто над Ахтами наброшена волшебная прозрачная шаль. Увидев однажды эту сказочную природную картину, Николай Тихонов написал:

И ты увидишь наяву
Неснившуюся синеву.

На территории Ахтов и Ахтынского района, не говоря об обилии плодовых (особенно известных ахтынских яблок) и овощных культур, произрастают диковинные специфические растения, которые собраны в гербариях различных научных центров страны и описаны крупными учеными, побывавшими в Дагестане. Об этом подробно рассказано в книге А.Д.Раджи «Дикорастущие виды флоры Дагестана, нуждающиеся в охране». В ней сообщается, что в Ленинградском Ботаническом институте им. Комарова собраны следующие растения из Ахтынского района: астрагал Беккера, чертополох серо-желтый, ясколка дагестанская, пырей стройный, гелиотроп столбиковый, люцерна почти голубая, резеда короткочерешковая, котовник Биберштейна и многие другие. Правилами охраны природы предусматривается сохранение видов в их классических местонахождениях, т.е. в тех точках, откуда был собран типовой экземпляр вида. Поскольку большинство описанных видов являются эндемиками (т.е. растениями, присущими только Дагестану), то охрана этих популяций приобретает особое значение, как охрана ценного научного материала.

Разнообразен и животный мир. В окрестностях Ахтов водятся зайцы, лисы, волки, шакалы, куницы, ласки, выдры, рыси, туры, косули, благородные олени, кабаны и другие.

Нужно ли после всего сказанного добавлять, что Ахты — один из заманчивых и красивейших уголков Дагестана? Как писал Тагир Хрюгский:

Сказок прекрасней, богаче мечты
Наш районный центр Ахты.

СКОЛЬКО ЛЕТ АХТАМ?

Ни один из коренных жителей не называет родное селение — Ахты Они, да и жители близлежащих аулов именуют селение или Ахцагь или Ахцагьар (множественное от Ахцагь).

Так что же правильнее — Ахты или Ахцагь (ар)? История пока не дает однозначно ответа на поставленные вопросы.

Имеются разные взгляды и разные толкования. Некоторые ученые считают, что слово «Ахцагьар» происходит от видоизмененных азербайджанских словосочетаний «Агъ шегьер» («Белый город») или «Агъ сегьер» («Белое утро»). Да и часть ахтынцев выводит название своего аула из указанных слов. Известный религовед и историк М. Раджабов считал, что название селения идет от лезгинского слова Ахцаъ, что значит «садись». Может быть, какая-то из этих версий верна, но все-же это из области предположений, не подкрепленных какими-либо достоверными доказательствами.

В фрагментах «Ахты-наме», которые сохранились и дошли до нас благодаря А.Бакиханову и А.Десимону, приводится один любопытный факт: правитель Ахтов мусульманин Дервишаи под напором превосходящих сил хазар вынужден был обратиться за помощью к Абу-Муслиму — правителю Дербента. «Абу-Муслим, — пишет А.Бакиханов, ссылаясь на «Ахты-наме», — выдав за него сестру свою Кюмюль-Мемунат, отправил его с войском для истребления Самсама и хазар». Впоследствии после поражения Самсама Дервишаи снова посетил Абу-Муслима, «который принял их ласково и селение Шах-Баны, место пребывания Дервишаи, наименовал Ухти, то есть принадлежащее сестре, которое в последствии времени называлось Ахты». Таким образом, Ахты было названо в честь Кюмюль-Мемунат, сестры арабского завоевателя Абу-Муслима. По-арабски слово «сестринский» звучит как «Ухт-ун». От этого искаженного арабского слова будто бы и произошло «Ахты».

Но эта версия, на мой взгляд, неправдоподобна и несостоятельна, хотя и отражена в уважаемом нами труде «Ахты-наме» и имеет наибольшее число сторонников. Как известно, название селения в редких случаях меняется и, как обычно, передается из поколения в поколение, оно входит в основной словарный состав народа данного населенного пункта. Если аул был назван Ахты, то почему местные жители не приняли это название и называют его Ахцагь(ар)? Может быть, им навязали его, как это сделал своим волевым решением Абу-Муслим? Но разве навязанное и не принятое местными жителями наименование можно считать действительным?

Второй и очень важный аргумент против этой версии заключается в том что завоеватель Абу-Муслим, как свидетельствуют ученые, никогда не был в Дагестане, а если бы и был, вряд ли он брал в свои походы сестру и выдал ее здесь замуж в Дагестане. Такую точку зрения высказывает и А.Бакиханов который считает, что в Дагестане «был шейх Абу-Муслим (Маслама), а не Абу-Муслим, брат халифа, который приходил сюда с войском на короткое время, и трудно поверить, чтобы привозил с собой сестру и выдал ее здесь замуж».

Предположим, что сестра Абу-Муслима была в Ахтах, но почему тогда не назвали селение Кюмюль или Мемунат и почему понадобилось исказить арабское слово «Ухт-ун» до такой степени, что оно стало не похожим на себя? Никакой логики в этом мы не видим.

По нашим предположениям, ученые-историки прошлого при написании своих трудов заменяли «неблагозвучное» с точки зрения арабского языка «Ахцагь(ар)» на Ахты, хотя не исключено, что этому способствовала легенда о сестре Абу-Муслима. Мы допускаем также, что в этом повинны представители других народов, участвовавших в нашествиях на селение, в языке которых не имелось гортанных звуков.
Корни слова «Ахцагь(ар)», по нашему убеждению, надо искать в глубине веков, по крайней мере, в первом тысячелетии до нашей эры, когда возникло государственное и военно-политическое объединение Кавказская Албания. До сих пор не утихают научные споры о территории и границах Кавказской Албании, однако, ни один серьезный ученый не может отрицать, что Южный Дагестан, в том числе и Ахцагь(ар), были ее составной частью.

Как пишет ученая К.В.Тревер, «античные авторы приводят названия 29 населенных пунктов, настолько значительных и известных, что перечень их смог дойти до Птоломея в письменных источниках, или на географических картах, или путем устного предания. Вследствие особенностей греческого алфавита, буквами которого нельзя передать своеобразие кавказского языка — в данном случае албанского с его гортанными и шипящими звуками, мы едва ли сможем выявить в греческом написании этих названий их местное звучание. Поэтому попытка разобраться в наименованиях Птоломея с помощью современной топонимики едва ли может привести к убедительным выводам» (См.: Очерки по истории и культуре Кавказской Албании,- М.-Л., 1959, с.137).

Какое из названий имело наше селение в албанскую эпоху. К.В. Тревер пишет, что Птоломей считал, что, возможно, река Соана — нынешний Самур. Другие ученые, в частности, советский историк С.В.Юшков, отождествляет реку Албан с Самуром и считает центром древней Албании область по реке Самур. «Города, перечисляемые Птоломеем, — пишет он, — нахидились внутри страны, главным образом между Сулаком и Самуром, Самуром и Курой». М.Р.Гасанов в своей работе «Дагестан в составе Албании» приводит немало названий городов, среди которых нет Ахцаха или даже Тури, как называли Ахты в эпоху Кавказской Албании. Но факт остается фактом, что Тури (ТIури) упоминается в устном народном творчестве и благодаря этому дошло до наших дней. Дважды это название упоминается в «Песне о смерти Шарвили» («Шарвилидин кьиникай мани»), опубликованной в сборнике «Лезгинские народные песни», составленном А.Ганиевой.

Эта печальная народная песня, судя по ее содержанию, создана много веков назад в Ахтах, во времена Кавказской Албании, и представляет собой плач матери о погибшем сыне Шарвили. Сопровождая каждое предложение неизменным рефреном «Чан Шарвили дидезин», мать повествует о том, что Шарвили любил родной «ТIури-шегьер», жил в магале «Яргъиккар» (один из старинных кварталов Ахты) и помогал людям отбиваться от врагов, а теперь, когда сын убит, наступило всеобщее горе:

ТIури дере хьанва яры,
Чан Шарвили дидезин.
Тухузава Алпан вац1ы,
Чан Шарвили дидезин.
В построчном переводе куплет звучит примерно так:
Долина Тури стала кровавой,
Мой Шарвили родимый.
Уносит красные воды Ал пан-река,
Мой Шарвили родимый.

Мать с горечью говорит, что родину, которую так мужественно защищал Шарвили, погубил царь Албании (Алпанз пачагь) ВичIер аслан.

Нам неизвестно, когда ТIури стали называть Ахцагьом (Ахцагьар) как бы то ни было, приведенные выше факты свидетельствуют о том, что во-первых, ТIури (Ахцагь) входили в состав Кавказской Албании, во-вторых, античные и позднейшие авторы или искажали наименование селения (города), или же упускали его в своих перечислениях.

Что означает слово «Ахцагь»? Об армянской версии мы говорили выше. Согласно мнению дагестанского лингвиста, профессора Г.Х. Ибрагимова, в названии цIаI, выделяемой в основе топонима цIаIх, восходит к начальному цIа, цIай – «огонь». Лексема цIа (цIай) с течением времени, кроме основного значения «огонь», приобретает дополнительное значение – «очаг», «дом», «жилище», «село» и, наконец, собственное название селения.

Вот уже более 25 столетий аул носит свое подлинное название Ахцагъ. Позднее, во время пришествия непрошенных гостей, завоеватели по праву победителей пытались изменить его, дать ему новое название (Тури, Шах-Бани, Кендушкент, Ахты и др.), однако, народ донес до наших дней исконное, первоначальное название. И за это ему спасибо от потомков.

ПРОПАВШАЯ КНИГА

Ученые свидетельствуют о том, что в прошлом существовала и имела хождение среди грамотных людей Южного Дагестана интересная рукописная книга под названием «Ахты-наме» («Сказание об Ахты»), рассказывавшая о многовековой истории одного из древнейших селений Дагестана — Ахты. По неизвестным причинам эта книга исчезла, и предпринимающиеся поиски современных ученых пока не дали сколько-нибудь утешительных результатов. Имеется даже легенда о том, как был уничтожен единственный экземпляр «Ахты-наме».

Рассказывают, когда в ХVIII веке Ахты подверглось нашествию полчищ Надир-шаха, местные именитые люди, дабы вымолить снисхождение у «грозы царей», собрали самые ценные подарки и преподнесли их персидскому шаху. Среди них была богатая шуба, сделанная из шкурок выдры, и потрепанная объемистая книга, написанная от руки, — «Ахты-наме». Шубу он принял, так как собирался пойти в поход на север, в нагорный Дагестан, лишь спросив:

— Где он водится, этот самур? (Самур по-персидски выдра).
— Вот в этой реке.
— Хорошо, — решил Надир-шах, — пусть отныне река будет называться Самур!
Взяв в руки «Ахты-наме», Надир-шах небрежно перелистал книгу и спросил:
— Что в ней написано.
— Это история нашего города, — ответили ахтынцы, — примите ее в дар. Шах Надир презрительно посмотрел на послов и сказал:
— Здесь больше не будет города. Кому нужна книга о его истории? И бросил книгу в костер. Она сгорела на глазах ахтынских послов. Однако на этом не успокоился тиран. Он хотел уничтожить Ахты.

Так как многие мужчины скрывались в горах, ища помощи у соседей, Надир-шах велел собрать маленьких детей на широком поле, где крестьяне молотили хлеб, и приказал своим всадникам затоптать их подковами. С тех пор это место ахтынцы называют Шах-харман — место шахской молотьбы.

Джонрид Ахмедов, «Современная Ахты-наме»

Ахтынский район расположен на юге Дагестана, и граничит с Азербайджаном. Вся территория Ахтынского района за исключением небольшого участка поймы реки Самур на востоке находится на высоте 1000 метров над уровнем моря и выше, большую ее часть составляет высокогорье с высотами от 2 до 4 км. Гора Шалбуздаг (4142 м) является высшей точкой района. Для селений Самурской долины, защищенной горами, характерно умеренно жаркое лето и теплая зима, а также большое количество солнечных дней. Бальнеологическая курортная местность включает селение Ахты и его окрестности. Ахтынский район безлесный, только на правобережье Самура в западной части района и в среднем течении реки Ахтычай имеются отдельные участки, поросшие лесом. Со склонов гор стекает большое количество речушек, впадающих в Самур и его главный приток Ахтычай. На расположенных в Ахтынском районе особо охраняемых территориях находятся следующие памятники природы: Горячие сероводородные термальные источники (с. Курукал), Хрюгский лесной комплекс, Зрыхский водопад, Миджахский тысячелетний дуб, Долина реки Мугулат-дере с выходом на Шалбуз-Даг, Гора «Келез хев» (с. Ахты).

Население, история, культура

Доля лезгин в населении района составляет 93%, 5% - рутульцы, русских - 1,6%. Ахтынский район обладает богатым историко-культурным наследием, значительная часть которого связана с Ахтами - одним из древнейших лезгинских поселений. В Ахтах находятся следующие памятники архитектуры: Ахтынская крепость (19 век), Ахтынский арочный мост, Ахтынский мост (1915 г.), Ахтынский краеведческий музей, Джума мечеть (18 век).

СЕЛО АХТЫ
Село Ахты расположено в живописной долине реки Самур, при впадении в неё реки Ахтычай. Ахты является одним из туристических центров Дагестана. В здешних местах туристов привлекают, как правило, целебные минеральные источники. Однако, помимо этого, туристы охотно прогуливаются по улицам села, фотографируя местные достопримечательности, которыми изобилует Ахты. В интернете размещено немало подробных авторских рассказов с фотоматериалами, о посещении Ахты. Ахты является родиной дагестанского театрального искусства, именно здесь в 1906 году был открыт первый в Дагестане Лезгинский драматический театр. В каждую последнюю субботу июня в с.Ахты проводится праздник, посвящённый герою лезгинского национального эпоса Шарвили.

Как добраться

Расстояние до с.Ахты от столицы Дагестана - 240 км. Добраться из Махачкалы можно автобусом, маршрутным такси, либо на автомобиле. Дорога до села полностью асфальтирована. Дорога в пути, обычно, занимает порядка 4 часов, и пролегает через живописные горные участки. Маршрутные такси из Махачкалы в Ахты отправляются с Южной автостанции, с интервалом 2 часа. Последний рейс - в 14:00, первый - в ~6 утра. Зимой, как водится, транспорт ходит реже. Стоимость проезда составляет порядка 300(?) рублей. Также до села можно добраться из города Дербент - маршрутные такси отправляются с городской автостанции.

More you might like


Ворота Кийамат-капы (Ворота Судного дня) Кийамат-капы - «Ворота Судного дня» или «Ворота Воскресения» (араб. Баб ал-Кийсша, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-и Кийамат) - ранее существовавшее мусульманское культовое место в Дербенте, располагавшееся около одной из башен северной городской стены (VI век) с наружной стороны, за пределами средневекового шахристана. Возникло в IХ-Х веках на месте функционировавшего здесь в позднесасанидский и раннеарабский периоды хорошо охранявшегося узкого прохода с арочным сводом в оборонительной стене. Как установлено археологическими раскопками, в указанное время проход был заложен со стороны города и превращен, таким образом, в помещение (4,5 квадратных метра), а прилегающая к нему территория (около сорока квадратных метров) у стыка башни и стены была ограждена каменными столбиками с поперечными деревянными балками заграждения и с входом, оформленным двумя резными столбами Еще в конце 1920 - начале 1930-х годов здесь располагалось почитаемое, святое место, носившее на¬именование азерб. Бурундж пир («Угловой пир»). В последующее время этот культовый памятник и его наименование были забыты. В 2002-2004 годах на этом месте проводились археологические рас¬копки.


25 февраля в гимназии поселка Белиджи состоялся первый этап школьной лиги КВН, организаторами которого выступили РУО Дербентского района и отдел по делам молодежи и туризма. На мероприятии присутствовали начальник отдела по делам молодежи и туризма Рафиль Гаджиахмедов, специалист отдела по делам молодежи и туризма Кемран Исаев, главный специалист отдела культуры, национальной политики и религии Максим Кичибеков, директор ООШ поселка Белиджи Кахриман Ибрагимов и т.д. В первом этапе состязались 4 районные команды: «Корпорация смеха» (гимназия пос. Белиджи), «Утомленные школой» (СОШ №1 села Белиджи), «Солнышко» (СОШ №2 села Белиджи) и «Другая жизнь»(СОШ села Нюгди). «Участники КВН выполняют важную социальную задачу, показывают, насколько яркая, интересная, умная, энергичная молодежь в нашем районе. Одним из важнейших приоритетов любого государства должно быть обеспечение условий для развития молодежи. Необходимо дать подрастающему поколению возможность реализовать себя, найти свое призвание, обрести достойное место в обществе. Администрация Дербентского района всегда поддерживало, и будет поддерживать талантливых, целеустремленных и энергичных учащихся, тех, кто стремится к образованию, проявляет инициативу в учебе, творчестве, спорте и других сферах жизни. Успехи молодых - залог завтрашнего процветания нашего района и республики»- отметил Рафиль Гаджиахмедов. В полуфинал вышла команда «Корпорация смеха» (гимназия поселка Белиджи). Следующий этап состоится в ближайшее время.


Ворота Кала-капы Кала-капы (XVI - XVIII века) в переводе с тюркского языка означает «ворота в крепость». В отличие от других ворот, эти ворота ведут не в город, а непосредственно к входу в цитадель. Это первые ворота от цитадели на южной городской стене. На северном фасаде к востоку от ворот в стене устроена каменная лестница, которая ведет в боевое помещение, размещенное в башне на высоте 3 метра от земли. Стена над воротами и башней имеет парапет с бойницами. С восточной стороны ворот расположена полукруглая сторожевая башня. Несмотря на некоторую схожесть ворот Кала-капы с более древними воротами, они более позднего происхождения. Сооружение ворот специалисты относят к XVIII веку - к периоду вхождения Дербента в состав Кубинского ханства и приписывают Фет-Али-Хану.

Три дагестанских проекта стали победителями второго ежегодного Всероссийского градостроительного конкурса, сообщил корреспонденту РИА «Дагестан» первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РД Магомед Османов.

По его словам, в номинации «Лучший генеральный план города» победителем стал проект города Избербаша.

«В конкурсе на применение правил землепользования и планировки лучшим признано МО “сельсовет Бурдекинский” Сергокалинского района. А в номинации “Лучший реализованный проект сохранения объектов культурного наследия” единогласно был признан проект реставрационно-восстановительных работ Цитадели “Нарын-Кала” в городе Дербенте», - сообщил собеседник агентства.

Награды победителям конкурса вручил министр строительства РФ Михаил Мень. Как отметил глава Минстроя России, конкурс набирает популярность - в текущем году участников заявлено значительно больше.

Всего на конкурс было подано 194 заявки, из них 57 оказались в финале. В 2016 году оргкомитет конкурса учредил новую номинацию «Лучший реализованный проект развития застроенной территории», на которую претендовало сразу 18 проектов. Среди участников конкурса - органы власти, представители бизнес-структур - застройщики, технические заказчики.

Конкурсные заявки оценивало экспертное жюри, в состав которого вошли специалисты-практики, представители ведущих научных организаций нашей страны, руководители национальных объединений и объединений работодателей в строительной сфере.

Напомним, ежегодный градостроительный конкурс объявлен Минстроем России 10 декабря 2014 года. Его основная цель - определение лучших практик реализации проектов в сфере градостроительства и их внедрение в других регионах страны.



ГКОУ «Общеобразовательная школа - интернат №6» г. Дербента была официально открыта 2 октября 1959 года. Она располагалась в двухэтажном здании нынешней школы №16 по адресу: ул. Ленина №103 . На втором этаже был спальный корпус, на 1-ом классы. В первый год было принято 150 детей из дальних районов в 1а,1б,2,3,4 классы - всего 5 классов.

2 апреля 1962 года интернат перевели в специально построенный комплекс, состоящий из нескольких корпусов: трехэтажного здания школы на 300 учащихся, трехэтажного общежития, столовой, хозяйственных построек(прачечной, котельной), жилого дома для учителей. Школа получила статус общеобразовательной восьмилетней школы- интерната №6. В том же году в интернат прибыли дети из Табасаранского, Акушинского, Буйнакского и других районов Республики Дагестан. Учителям и воспитателям пришлось глубоко изучить нравы, культуру, обряды и традиции народов Дагестана, чтобы найти подход к каждому ребенку, находящемуся далеко от родного дома. Первым директором, взявшим на себя ответственность за этих детей, был Ильягуев Пинхас Ильич. В 1962 году ему на смену приходит

Герейханов Абдулла Герейханович, которого затем сменяет на посту Фаталиев Уружбек Фаталиевич.

В1964году эстафету принимает и до 1986 года бессменно несет эту вахту Сеидов Миркерим Султанович,человек большой души, до последних дней своих жизни отдавший себя детям и делу просвещения, ветеран войны, награжденный орденом Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, многими орденами и медалями. Учитель, воин, гражданин.

Трагическая случайность оборвала жизнь этого прекрасного человека. В дань памяти 24 ноября 1999 года коллектив школы выступил с ходатайством перед Государственным Советом Республики Дагестан о присвоении школе-интернату №6 имени Сеидова Миркерима Султановича. Указом Государственного Совета РД от 19 сентября 2000 года за №286- «Общеобразовательной средней школе-интернату №6» г. Дербента присвоено имя Сеидова Миркерима Султановича.

Ты нас учил быть стойкими в борьбе,

Учил трудиться, не жалея сил.

Учитель наш, земной поклон тебе

За все,чему нас научил.

С особой любовью и теплотой вспоминают коллеги и выпускники школы-интерната №6 своих русских учителей, работавших с самого его основания. Это Золотарева Вера Александровна, Сеидова Мария Яковлевна, Воротилина Вера Степановна, Сулейманова Мария Григорьевна, Чепраковы Марина Федоровна и Юрий Михайлович, Рамазанова Валентина Павловна, Воронцова Нина Михайловна, Арситова Валентина Николаевна, Козлова Клавдия Степановна Камышанская Нелля Федоровна, Толпегина Ольга Петровна. Молодыми людьми по окончании учебных заведений они прибыли в нашу республику по распределению и остались здесь на долгие годы,а.многие создали свои семьи и навсегда связали свою жизнь с Дагестаном.

Бок о бок с ними трудились Аппажева Мина Рустамовна, Мамедова Шаргия Кадыровна и ныне работающая Бабаева Роза Мардахаевна.

За 55лет сменилось много учителей и воспитателей. Если в 1959-60 учебном году их было 11 человек, то в 1966-67 учебных годах 30 учителей и воспитателей. Сейчас нас более 70 человек.

В 1963 году был первый выпуск, всего за этот период было 45 выпусков, это 1250 выпускников.

В 1986 году на смену Сеидову М.С. пришёл Зотов Виталий Павлович,ныне заместитель начальника ГУО.

1986 году школа - интернат №6 получает статус « Общеобразовательной средней школы -интернат №6 » г.Дербента.С этого момента началась новая эпоха и новая волна воспитания и обучения детей.

С 1992 года школа работает под руководством Н.С. Казимова.

В июне 2012 года руководство школой-интернатом №6 принимает кандидат исторических наук, Заслуженный учитель РД, Кулиев Вадим Джафарович.

В 2011 году школа- интернат получает новый статус: Государственное образовательное учреждение«Общеобразовательная средняя школа - интернат №6 » г. Дербента Республики Дагестан. В 2013 в соответствии с постановлением правительства РФ ГОУ «Общеобразовательная средняя школа- интернат №6» г. Дербента получила статус Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа-интернат №6» г. Дербента,Республики Дагестан, имеющего свой Устав, и руководствующегоя в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, Федеральным законом №273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативно- правовыми актами Правительства Республики Дагестан, решениями (приказами) Министерства Образования и науки Республики Дагестан.

5117

Ахты - жемчужина Дагестана – ФОТО

В Дагестане, где множество колоритных сел, есть селение, привлекающее большое число посетителей не только из России, но и из Азербайджана, передает Oxu.Az со ссылкой на АЗЕРТАДЖ .

Это – село Ахты, известное своими уникальными горячими источниками, несущими исцеление от целого ряда серьезных заболеваний. Расположенное недалеко от границы с Азербайджаном, селение Ахты особенно популярно среди жителей северных регионов нашей страны. Приезжая сюда за лечением, туристы бывают очарованы великолепием горных пейзажей, щедростью садов, старинной архитектурой и бесконечным гостеприимством местных жителей.

Исцеление в горах

Административный центр Ахтынского района – село Ахты расположено на высоте свыше 1000 метров над уровнем моря в окружении живописных горных вершин, в месте слияния рек Самур и Ахтычай, всего в 35 км от азербайджанской границы. Это лезгинское селение, в котором проживает порядка 15 тысяч жителей, издавна является одним из основных культурных и туристических центров Дагестана. Несмотря на русскоязычную версию «Ахты», самоназванием села во все времена был топоним «Ахцагь». Предположительно, это название произошло от сочетания лезгинских слов «родной» и «очаг». Селению Ахты минимум 3000 лет, о чем свидетельствует многочисленные находки, ныне хранящиеся в местном краеведческом музее. В разные периоды истории Ахты входил в состав Кавказской Албании, империй Сасанидов, Ширваншахов и других государственных образований.

На протяжении веков Ахты славится целебными горячими источниками, первое упоминание о которых в исторических документах относится к VI веку н. э. Ахтынские источники под большим напором пробиваются на поверхность из сланцевых толщ гор с глубины 1400-1700 метров. Научные исследования свойств этих вод проводились еще в царской России, после чего была подтверждена их высокая эффективность в лечении ряда заболеваний. На месте источников много раз строились и перестраивались бани. В советские годы инфраструктура источников продолжала развиваться, здесь были построены пансионат, гостиница, завод по розливу лечебно-столовой воды «Ахты».

В настоящее время бальнеологический курорт «Ахты» включает 14 сероводородных, йодо-бромных и радоновых источников, расположенных на обширной территории. Условно они подразделяются на верхние бани «Хамам» и нижние «Жени». Самые горячие воды, температурой 50-52 градусов, в источниках «солдатский», «офицерский», «мужской», «женский», расположенных в верхних банях. В источниках «Жени», расположенных в километре от верхних, температура воды колеблется в пределах 43 градусов. Так, гидрокарбонатно-хлоридно натриевая вода в местном источнике «Буругъ Яд» по минеральному составу близка к ессентукским соляно-щелочным водам.

Воды горячих ахтынских источников незаменимы в виде ванн для лечения суставного ревматизма и радикулита, а при приеме внутрь - в лечении гастритов с повышенной кислотностью, язвенной болезни желудка, 12-перстной кишки и многих других заболеваний. Сероводород активно проникает в организм через кожу и дыхательные пути. Минеральные ванны эффективны также при лечении заболеваний позвоночника, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Есть в Ахтах и источники с прохладной водой, как, например, источник у дороги, идущей из Ахты в заброшенное село Кудчах. Вода в нем температурой 27,5 градусов отличается повышенным содержанием магния. А напротив Ахтынской крепости расположен содовый источник температурой 32,7 градусов, вода которого рекомендуется для приема внутрь при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, желчных путей и нарушении обмена веществ. Купание в этой воде улучшает кровообращение, укрепляет нервную систему, улучшает сон и аппетит.

Еще один уникальный метод исцеления в Ахтах – грязелечение. Рядом с источниками «Жени» расположена одноименная грязелечебница. Находящееся здесь природное грязевое озеро с целебной массой незаменимо при лечении ревматизма, заболеваний опорно-двигательного аппарата, спортивных травм, кожных заболеваний и многих других патологий. Как нам сказала администратор лечебницы Пальмира Мурсалова, пациенты могут не только окунаться прямо в теплую целебную грязь, но и проходить кабинетные процедуры с аппликацией грязи на пораженные участки, а также принимать ванны с водой из источников. Эффект в лечении даже самых безнадежных случаев проявляется мгновенно и сохраняется надолго.

По словам одного из посетителей лечебницы – учителя физкультуры из Махачкалы Мурада Амирасланова, он уже четвертый год подряд приезжает в Ахты на лечение и профилактику хронического артроза. «Сочетание грязевых ванн и водных процедур моментально оказывает благоприятное влияние на мое самочувствие. Уже после второй-третьей процедуры я забываю о болях и превосходно себя чувствую на протяжении до полугода без применения медикаментов».

Определенно, такой мощный эффект от лечения в Ахтах связан не только с составом воды или целебной грязи. «В этом краю удивительный воздух, кристальная вода и экологически чистые продукты, - говорит постоянная посетительница курорта, медсестра из Баку Эльмира Алиева. – Я убеждена, что именно сочетание всех этих факторов способствует быстрому избавлению пациентов от недугов, формируя Ахтам заслуженную славу международной здравницы».

Царская крепость и филигранный мост

Туристическая инфраструктура селения Ахты еще только формируется, но, несмотря на это, гостям доступны здесь широкие возможности не только для лечения, но и содержательного досуга. Остановиться приезжие могут как в курортных пансионатах, так и в отелях. Так, при источниках «Жени» действует отель-пансионат «Ахты», в котором семь комнат повышенной комфортности. На первом этаже отеля семь банных номеров с бассейнами, куда поступает лечебная вода из источников. Пациенты могут расположиться и в отдельных номерах при грязелечебнице «Жени». В Ахтах также действует развлекательный комплекс с отелем «Самур», о котором мы еще расскажем.

Начать знакомство с историей Ахтов лучше всего с посещения Ахтынского краеведческого музея, основанного в 1937 году. Собрание этого, одного из лучших в России сельских музеев, насчитывает более 12 тысяч экспонатов, отражающих историко-культурную и географическую самобытность Ахтынского района и лезгинского народа. Экспонаты охватывают временной отрезок от каменного века до наших дней. На первом этаже музея представлены окаменелости доисторических животных, найденные на территории района, орудия труда древних людей, старинные монеты, элементы архитектуры, различное оружие, украшения, коллекция рукописей и т.д. На втором этаже можно увидеть портреты и личные вещи выдающихся уроженцев Ахтынского районов, а также успешных спортсменов, образцы народного костюма и другие интересные экспонаты. Экспозиция музея поможет вам лучше сориентироваться в Ахтах и наметить обязательные к посещению объекты, такие как Ахтынская крепость, чей макет можно видеть в одном из залов.

Ахтынская крепость, построенная в 1839 году генералом Е. А. Головиным - самая южная крепость на территории России. Служившая опорной базой русской администрации в Самурской долине, крепость состоит из прекрасно сохранившихся мощных стен, солдатских казарм и порохового погреба. В 1848 году эту русскую крепость пытались захватить войска имама Шамиля вместе с ахтынцами, но потерпели тактическое поражение. В советское время крепость использовалась под различные нужды. В настоящее время в крепости планируется создании историко-культурного комплекса.

Среди других достопримечательностей селения Ахты – знаменитый мост, спроектированный бельгийским и итальянским инженерами Джиорсом и Дебернарди, чье строительство завершилось в 1915 году. Этот красивый исторический мост филигранной работы через бурную реку Ахтычай используется и поныне. Высокую культурную ценность представляет и мост «УстІа Идрисан Муьгъ», построенный местным инженером Идрисом Юнусовым в 1936 году.

Нельзя не упомянуть и прекрасную джума-мечеть, основанную арабским полководцем Абу Муслимом аль-Маслама - одну из пяти ныне действующих в Ахтах мечетей, которой уже более 1300 лет. В конце XIX века мечеть подверглась основательной реконструкции, а недавно у нее был полностью обновлен купол, чье сияние заметно из самых отдаленных уголков селения.

Блуждая по узким улочкам Ахтов, вы непременно увидите старинные дома, которым по 200-300 лет, некоторые уже заброшенные, а во многих до сих пор проживают люди. Особенно интересны дома, крепящиеся на отвесных скалах над рекой – их архитектура прошла испытание временем и не перестает удивлять.

Лезгинский богатырь и африканские страусы

Чтобы окинуть взглядом все селение Ахты, расположенное на обоих берегах реки Ахтычай, туристы поднимаются к мемориалу Шарвили на вершине горы Келезхев. Отсюда как на ладони видны мечети, мосты, крепость, дома и улочки живописного селения.

Шарвили - лезгинский богатырь, обладающий выдающимися физическими способностями, герой одноименного эпоса, состоящего из 20 сказаний. В Ахтах - на малой родине героя эпоса, каждое лето проводится праздник Шарвили. Советуем вам подгадать время вашего приезда в Ахты именно на этот период. Во время праздника улицы селения преображаются, украшенные красочными панно, плакатами и флажками. В Ахты съезжаются тысячи гостей из Южного Дагестана и Северного Азербайджана, которых у въезда в Ахтынский район встречают певцы и танцоры в национальных костюмах, всадники в бурках. Основное символическое действие праздника - восхождение на гору Келезхев, где по преданию хранится «не знавший поражений» меч народного героя. На гору, где установлена ротонда, ведет лестница, состоящая из 222 ступеней.

На музыкальных площадках Ахтов в этот день исполняются старинные и современные песни и танцы, на спортивных площадках проходят соревнования по национальным видам спорта - поднятию гирь, метанию дисков, армрестлингу, борьбе, а в парках выступают канатоходцы и жонглеры. Также традиционно участники праздника посещают музеи в Ахтах, вход в которые в этот день свободный.

Говоря об Ахтах, нельзя обойти вниманием и большие, сочные и сладкие ахтынские яблоки. Продолжительность солнечного сияния здесь самая длительная в Дагестане - 2553 часа в год. Мягкий климат, чистый воздух и вода, традиционное садоводство без использования химикатов делают местные фрукты и овощи особенно вкусными. Навестите местный рынок и убедитесь сами!

Одной из самых необычных достопримечательностей Ахтов является… страусиная ферма, действующая в развлекательном комплексе «Самур». Кого меньше всего ожидаешь увидеть в горах Дагестана, так это страусов. Но и они здесь есть, причем целое стадо. Как оказалось, разведение страусов не требует каких-либо специфических условий содержания и может осуществляться практически в любой стране. Эти африканские птицы – самые большие в мире, неприхотливы в содержании, живут по 60-70 лет и прекрасно себя чувствуют в Ахтах.

Идея организовать в родном селе страусиную ферму принадлежит владельцу комплекса «Самур», предпринимателю и меценату Джигерхану Сулейманову. Ныне в загонах комплекса обитает около 25 взрослых птиц, полюбоваться на которых совершенно бесплатно может любой желающий. Страусы несут здесь яйца, которые весят по 1000-1400 грамм.

Всегда найдутся желающие отведать страусиного мяса. Хотя при комплексе «Самур» и действует хорошо оснащенный ресторан, но блюд из мяса и яиц страуса мы в нем не обнаружили. По словам сотрудников комплекса, хозяин держит страусов больше для себя, поскольку является ценителем живой природы: помимо страусов, здесь можно видеть павлинов, цесарок, фазанов и других необычных обитателей. Конечно, иногда страусы идут на убой, мясом которых хозяин угощает дорогих гостей.

Возможно, в скором будущем в ресторане и начнут подавать блюда из страусиного мяса или омлет из яиц, которым можно накормить 10-12 человек. А пока ферма служит бесплатным аттракционом для местных жителей и туристов, от которых здесь нет отбоя.

Ахтынцы издавна привыкли к повышенному вниманию приезжих. Во времена СССР здесь даже действовал аэропорт, посредством которого осуществлялось регулярное авиасообщение с Баку, Махачкалой, Тбилиси, Красноводском – настолько популярной была эта всесоюзная здравница. И сегодня, как и прежде, гостей в Ахтах встречают с необыкновенным радушием и почетом!

Страна Россия
Субъект федерации Дагестан
Муниципальный район Ахтынский
Часовой пояс UTC+4
Официальный язык русский, лезгинский
Код ОКАТО 82 206 805
Автомобильный код 05
Село с 1839
Высота центра 1054 м
Национальный состав лезгины
Координаты Координаты: 41°27′53″ с. ш. 47°44′24″ в. д. / 41.464722° с. ш. 47.74° в. д. (G) (O) (Я)41°27′53″ с. ш. 47°44′24″ в. д. / 41.464722° с. ш. 47.74° в. д. (G) (O) (Я)
Тип климата умеренно-континентальный
Внутреннее деление Солнечная сторона (левобережье), Теневая сторона (Правобережье)
Население ▲ 13 152 человек (2002)
Основан 6 век до н. э.
Телефонный код +7 87263
Почтовые индексы 368730, 368731
Конфессиональный состав мусульмане-сунниты
Официальный сайт http://www.ahty.ru/
Прежние названия Ахцагь, ТІури, Шахбани, Кендушкент, Ухти

Ахты (лезг. Ахцегь) - горное село в Дагестане, административный центр Ахтынского района. Крупнейшее село Дагестана. Самый южный районный центр в России . Один из важных культурных и туристических центров Дагестана. Один из древнейших населённых пунктов в Дагестане - Ахтам свыше 2500 лет.

География

Флора и фауна

В селе встречаются горные орлы, кавказская агама (ящерица), гадюки, скорпионы, ядовитые пауки. В окрестностях Ахтов водятся зайцы, куницы, лисы, волки, шакалы, ласки, выдры, рыси, туры, косули, благородные олени, кабаны.

Геология

Почва горно-степная и горно-луговая, сложена глинистыми аспидными сланцами и известняком.

Климат

Климат в Ахтах умеренно-континентальный. Характеризуется повышенной солнечной и ультрафиолетовой радиацией. Атмосферное давление почти постоянно держится на отметке 675 мм ртутного столба, что лишь на 85 мм ниже нормы. Среднегодовое количество осадков составляет 335 мм. Лето тёплое, сухое, характерна умеренная жара, душная жара и зной, как на равнине, данной местности не свойственна. Солнечная погода наблюдается до 65%, из них 19% приходится на жаркую и сухую погоду. Зима мягкая, средняя температура января -2,2°; умеренно морозные погоды составляют 25%, погоды с переходом через 0° - 50%. Осень тёплая и сухая. Среднегодовая температура равна +8-9 С. Продолжительность солнечного сияния самая длительная в Дагестане - 2553 часа в год. Погода в Ахтах обычно безветренная, воздух чистый и прозрачный, влажность воздуха низкая.

Географическое положение

Ахты находится на самом юге Республики Дагестан, в живописной долине реки Самур, при впадении в неё реки Ахтычай. Расположено в долине пиаловидной формы, окружённой серыми каменистыми безлесными горами, между горными вершинами: Гестинкиль 2788, Ухиндаг 1870, Шалбуздаг 4142. С севера к Ахтам примыкает Самурский хребет, с юго-запада Гельмец-Ахтынский хребет, а с юго-востока боковые хребты, отходящие от Шалбуздага.

Расстояние от Ахтов до других населённых пунктов по автомобильной дороге.

Название города Расстояние
1 Махачкала 250
2 Дербент 100
8 Хнов 33
7


Рассказать друзьям