Родовые обряды славян. Матушка Йогиня и Баба Яга

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Из одного жилетного кармана…

Жизнь с деньгами может быть и не очень хорошей, но без них она таки очень плоха.

Адам был счастливчик, у него тещи не было.

Если проблема решается деньгами, то это просто затраты, а не проблема.

Нужно два слова услышать перед тем, как одно сказать. Ведь у людей ушей вдвое больше, чем ртов.

Бог хранит от плохих женщин, а хороших берегитесь сами!

Каждому еврею все известно лучше, чем всем остальным.

Бог не может везде поспеть, поэтому он создал матерей.

Не нужно быть сильно сладким, а то съедят... и горьким быть не следует - пожуют и выплюнут.

Опасайтесь коз спереди, лошадей сзади, а дурака - со всех сторон.

Что гости, что рыба - и то и другое через три дня начинает плохо пахнуть.

Знание не занимает много места.

Лучше быть безбородым евреем, чем бородой без еврея.

А теперь из другого!

Надо жить, хоть бы из любопытства.

Глухой услышал, как немой рассказывал, что слепой видел, как хромой бежал…

Бог хранит бедняков, по крайней мере, от слишком дорогих грехов.

Если бы благотворительность ничего не стоила, то все стали бы благодетелями.

Издали все люди выглядят хорошо.

Возможно, яйца и умнее кур, но они быстрее протухают.

Мужчины могли бы сделать больше, если бы женщины меньше говорили.

Иногда промолчать сложнее, чем красиво сказать.

Господи, помоги мне подняться - падать я и сам могу

Если жизнь не улучшается, значит, она ​​будет ухудшаться.

Из самой сладкой любви компот не сготовить.

Когда не за что браться, берись за большую работу.

Из двух зол неудачник (шлимазл) выбирает оба.

Никому не хватает денег, а ума хватает всем.

Лучше всех умеют воспитывать детей бездетные.

Чем от страха, так лучше от смеха умереть.

Опытом люди зовут свои ошибки.

Мудрость не в седых волосах, они говорят только о старости.

Готовится к рождению вся семья. Когда же нет ни теток, ни дядей, а мать и родители утратили родовые заветы, всю заботу должен взять на себя отец или тот, кто больше всего понимает в Обычае. Задание женщины — готовить себя и ребенка к будущим родам. Время родов нужно держать в тайне, лишь самые близкие родичи должны его знать. Будущая мать загодя должна подготовить все ей необходимое для родов. Главной фигурой выступает женщина —баба-повитуха, которая принимает роды. Безусловно, сегодня говорить о родах дома непросто и тяжело найти такую бабку-повитуху, и все же они есть. Женщина, которая принимает детей из Потустороннего мира, выступает проводницей между мирами. Ибо непосредственно ей в руки передает ребенка сам Бог Велес из мира Нави в мир Яви.

Сама баба-повитуха является жрицей Велеса и Мокоши — подземных Богов. Ее образ и стиль поведения не всегда совпадает с образом нежной и доброй бабушки. Прикосновение к потустороннему оставляет свой отпечаток на душе и теле человека. Ей нельзя противоречить, нельзя ни обижаться, ни гневить ее. В предродовой и родовой период именно она держит крепкую духовную связь с миром Нави, поэтому лучше всех чувствует, что нужно делать. После родов баба-повитуха доделывает священные обережные обряды и после «сливания рук» передает ребенка в руки родителей под их духовно-магическую защиту. Отец принимает ребенка в особенных случаях: когда роды начались внезапно, и рядом нет никого, или же когда отец является высокодуховным человеком и уверен в своих силах.

Если нет бабы-повитухи, роды могут принимать высокодуховные лица, чина волхва, которые знают Мокошину веду, но лучше, если это сделает женщина. Мужчина является проводником сил, которые направлены на добывание и завоевание, в минуты рождения ребенку нужна именно женская, сохраняющая и удерживающая сила. Кроме того, женщина является проводником силы Нави, откуда приходят все люди на землю, и поэтому она как можно лучше примет ребенка из Потустороннего мира, не повредив ни матери, ни ребенку. Именно поэтому наши предки в каждой общине лелеяли и свято почитали жрицу Мокоши,бабу-повитуху,где-то ее называли просто баба,где-то баба-пупорезка.

Каждую повитуху Мокоша отмечала чем-то особым, но всех их продолжала обучать до последнего их издыхания. Потому что жизнь не заканчивается одним отрезком. Чтобы пройти эту великую школу обучения, нужно пройти много отрезков, и очень часто случалось, что главный урок можно познать только перед самим отходом в Иной мир. Мокоша и Велес постоянно общаются с теми женщинами, которым детей в Явь передают. Очень часто сами, без посредников, приходят к ним в Явь, а то — во сны вещие или священные состояния сознания. Соответственно их наставлениям, были главные правила, или законы, которые должна знать каждая баба-повитуха, которая шла в дом роды принимать. Но помните, та женщина, которая принимает роды, должна сама иметь детей, ибо если у нее их нет, это значит, что Мокоша не благословила ее на деяние это. Должна женщина с собой сначала разобраться, выйти замуж, нарожать детей, а потом у других роды принимать. Ибо как для женщины, так и для нее проблем будет достаточно с ее деятельностью. Не сможет сама родить детей здоровых.

Перед тем как принять роды, нужно очистить дом от нечисти всякой и умыслов чужих да освятить его. Бросить зелья обережного под кровать будущей роженицы и на порог дома. В тяжелых случаях вокруг кровати роженицы ставят восемь свечей (равно лучевая звезда-алатырь) и призывают Богов Родных на помощь.Баба-повитуха должна задействовать силу всех Богов. Особенно обратиться к Доле и к Роду. Нужно снять все чужие символы, которые есть в доме и не отвечают «русскому духу» — духу Родных Богов. Поставить кумиры Мокоши, Рожаницы и Велеса в Покутье, обкурить чебрецом и травами, которые в это время священны. Отец и все родственники в саду или во дворе должны развести большой костер и проговаривать молитвы-славы к Велесу, Рожанице и Мокоше.

Отворить все замки и приоткрыть все двери, все, что закрыто, развязать все шнурки на обуви, ремешках, пояса, косы. На подоконники и на порог дома накинуть покрывала. Таким образом простелить путь новой душе и Родным Богам в жилище, где живет роженица. Были и другие заповеди, которых свято придерживалась повитуха. Ибо ее задание было непростым: она должна была чувствовать каждое движение ребенка в матери, видеть, как передает ребенка Велес, как Богиня Рожаница стоит рядом, подсказывает и направляет бабу-повитуху, что делать каждую минуту. Та баба, которая не имеет чувствительности и духовного видения, может покалечить ребенка и накликать на себя гнев Мокоши. Поэтому женщины, которые становятся на этот путь, не всегда имеют счастливую судьбу. Несоблюдение Мокошиных заветов, нечистая душа и помыслы, неведание Потустороннего мира и его законов приводит к тяжелым последствиям. Мокоша очень справедливая Богиня, Она свято бережет род Православный огнищанский, и поэтому, как когда-то, так и сейчас, если она видит, что какая-топовитуха плохое умыслила против матери или ее ребенка, накажет очень жестоко, вплоть до седьмого колена.

Когда же по незнанию сделает беду новорожденному или матери, также будет судить строго, но так, чтобы лишь научить ее, чтобы дальше не делала ошибок. Ведь Богиня Карна пристально следит за их помыслами и действиями. Мокоша, Велес и все Боги, которые являются нашими прямыми духовными родителями, постоянно стоят возле своих детей незримо в те жизненно важные моменты, которыми является движение наше сквозь миры через смерть и рождение. Поэтому, если мы имеем сильную веру — наши светлые Боги помешают беде и сотворят лад. И все же нужно самим подготовиться к этому всему еще задолго до родов, избрать бабку-повитуху или хорошего врача, с которым вы пойдете в роды.

Мокошиных заветов есть очень много, и некоторые из них можно обозначить. Нельзя мешать Мокоше, нужно научиться ждать, и она так подаст ребенка из Иного мира, чтобы ему как можно лучше было выйти в мир Яви невредимым. Плохие помыслы бабы-повитухи во время рождения ребенка увеличивают черноту в ее судьбе. Открываются Врата в Мир Нави, и, если душа повитухи черна, оттуда к ней потянутся чорнобожичи лихие, насылая болезни и беду всякую. Если же душа светлая, то получит она благословение небесное, любовь и почет от Богов. Если во время родов повитуха передает ребенка в отцовы руки, то между ними всю жизнь будет держаться крепкая связь. И ребенок будет идти отцовыми тропинками и расти ему на радость. Повитуха должна улыбаться ребенку и окутать его своей душевной теплотой. Покон Родовой Православный учит: чем больше повитуха отдаст любви и теплоты своей при рождении ребенка (первое взятие на руки), тем больше ей воздастся уважением, почетом и благословением Божьим.

Переход из одного мира в другой очень не прост, и когда Велес подает душу и тело здоровое, а Богиня Рожаница стоит на страже между мирами, то беда той повитухе, которая неумением своим покалечит ребенка. Боги выбирают наилучших женщин, которые повитухами могут стать, и свято почитают их, заботясь о них. Но те постоянно учиться должны, чтобы дело хорошо из рук в руки ложилось, ибо непростое предназначение повитухи, и Боги сие знают. Повитуха слышать должна, как ребенку лучше выйти из матери, и не навязывать свою волю, а дать возможность ему самому выбрать свой путь. Повитуха должна стать единой с душой, которая идет в мир Явный. И когда запуталась душа ребенка и выйти ей тяжело, не нужно спешить, а нужно раскрыть душу детскую, наполнить ее верой в жизнь и радостью нового мира, ощущая любовь, она увидит, что там, куда она идет, ее ожидают с радостью.

С большой любовью и заботой к Матери должна повитуха относиться, ибо несет она в себе жизнь новую и является самой любимой дочкой Богов Родных в это время, благословенная ими она есть. И Матушка Лада, Леля и Дажбог стоят в головах роженицы, Мокоша по левую сторону от руки повитухи, а Велес — по правую. Большая честь принимать из Потустороннего мира внука Дажбожьего, и для бабы-повитухи такие дети родные есть, как и для Дажбога, Велеса, Мокоши, Лады и всех Родных Богов. Каждая повитуха знает, что нужно делать во время родов. Для обычного человека могут казаться странными те вещи, которые она говорит сделать, но ум и душа ее крепко связаны с Богами и видением мира Навного, поэтому то, что видит она, не видит никто другой. Есть случаи, когда женщина родить не может, крепко держит ее муж в мире Явном, и не может она уйти к ребенку в мир Иной, чтобы помочь ему выйти из него в мир Явный. Тогда повитуха говорит отцу, чтобы он лег на порог дома, и сама переступает через него трижды. Приглушая мужской дух в избе, наполняет все вокруг Навью, и ребенок легче выходит из матери.

Бывают такие роды, где мужчине вообще нельзя быть возле жены своей. Имеются на то причины разные: или сердце его не открылось к ребенку и женщине своей, или совесть нечистая. А бывает, что, живя со своей женой, он ходил к другой женщине — любовнице, и суть женская, которая остается после этого у мужчины, может очень навредить роженице. Поэтому Боги и повитуха отслеживают все и сами решают, что делать надо, и нельзя мужчине противоречить повитухе, ибо этим он лишь беду накликать может на себя и семью свою.

Во время родов роженица должна слушаться повитухи, все, что та говорит — нужно делать. Кроме того, перед самими родами ей надо хорошо настроиться на связь с ребенком и удерживать его вплоть до того момента, когда приложат младенца к груди. Лишь тогда женщина может расслабиться и отдохнуть. За время беременности нужно выработать свои знаки, по которым Вы поймете, каково детское состояние. Ребенок с радостью Вам в этом поможет. Во время родов это сослужит Вам хорошую службу. Удерживая эту связь, соедините его с Ладой и Рожаницей (настройтесь молитвами), и вам вдвоем будет намного легче перейти из Иного мира в Явь. Блаженное состояние, когда Вы находитесь в Божественном потоке, позволит Вам «видеть» в разных измерениях все, что происходит, и даст возможность помочь ребенку особым дыханием, движением или мыслью, когда это будет для него нужнее всего.

Повитуха, в порядке духовных магических действий, может и класть под спину и на живот роженицы котомку с вареным овсом, говорить разные заговоры и молитвы, которые ей передались по роду от предыдущих баб-повитух или установлены Волхвами Ведического Православия. Были такие отцы, которые в ледяной воде ребенка купали. Ставилась большая кадка на печи, а печь растапливали до жару в комнате. Дед приносил из родника воду со льдом и выливал в кадку, и после того, как дитя родилось, окунали его в эту воду. А затем растирали маслом и в первую рубашку, вышитую оберегами, одевали, и в тулуп заворачивали либо же возле печи обсушивали, таким образом, приобщая в первые минуты жизни к роду своему. Если же в семье уже были дети, тогда надевали распашонку предыдущего ребенка, чтобы дружные они были. Можно надевать распашонки детей из рода Вашего, племянников.

Так делали лишь казацкие семьи, которые берегли этот обычай в своем роде, ибо передавался он испокон веков. Так рождались будущие характерники, и, чтобы большую силу в теле имели, и руководить ею могли, делали над ними сие лишь самые старшие в роду, которые силу тайную в себе имели. Так у ребенка мощнее развивались защитные резервы организма и включались сверхчеловеческие способности. Но это нужно делать умеючи, ибо от неумелой руки может умереть ребенок. Если же в Вашем роду такого не было, и Вы или мать, которая в это время особую связь с ребенком имеет, страх чувствуете или неуверенность какую, то нельзя делать этого, ибо лишь навредите ребенку.

Когда родился ребенок, баба-повитухаили отец прикладывает его к маминой груди. Очень важно в первые часы и минуты дать ребенку сосать мамину грудь, которая выделяет молозиво. Чрезвычайно ценное это первое молоко для ребенка, оно полно витаминов и нужной желудочно-кишечной микрофлоры. Имеется несколько моментов, которые нужно отметить: нельзя отлучать мать от ребенка, чтобы избежать испуга и переживаний. Ребенок возле матери будет спокойным и будет хорошо развиваться; нужно сразу приложить к груди ребенка, чтобы у него сработала врожденная способность к сосанию и первое питание было именно молозивом, которое в первые два-три дня молоко выделения является густой клейкой жидкостью желтого цвета. Оно богатое на питательные вещества и имеет в себе материнский дух (информационную составляющую), который поддерживает развитие ребенка.

При таком подходе ребенок легко и естественно переходит от жизни в матери к жизни снаружи. Последующее кормление также должно осуществляться только молоком матери из груди. Без всяких кипячений и заменителей. Кратковременное влияние прохладной воды на кожу ребенка (в виде быстрого погружения или обтирания) чрезвычайно сильно стимулирует защитные силы и развитие младенца.

Освящение водой

Первые девять месяцев кормления ребенка являются очень важными. До пяти месяцев закладывается работа кишечника на будущую жизнь. Поэтому нежелательно давать ребенку какое-то другое молоко, например коровье. Коровье молоко содержит вдвое больше белков, чем мамино, и поэтому оно плохо усваивается детским организмом. Вместо того чтобы приносить пользу, оно начинает гнить, что поражает кожу, слизистые оболочки, дыхательные и пищеварительные пути. Врачи это считают «снижением пассивного иммунитета» и «слабой выработкой активных иммунных качеств».

В действительности за первые два-три месяца ошибками в питании мы подрываем организм ребенка, со временем наблюдая развитие болезней, заложенных в первые месяцы неправильного питания. Если молока недостаточно, то желательно договориться со своей подругой или какой-то доброй женщиной, у которой много молока, и она может выступить молочной мамой (кормилицею). Но помните, эта женщина заложит в Вашем ребенке через свое молоко и свои духовные стремления и жизненные силы, поэтому необходимо, чтобы она была с Вами одного духовного уровня. Подкармливать ребенка нужно с одного года свежевыжатыми фруктовыми и овощными соками. Очень хорошо, когда мама перед кормлением подержит еду у себя во рту, а затем даст ее ребенку, это способствует ее обезвреживанию и предварительной обработке.

Закрытие Врат Нави. Сливки, или омывание рук

Женщина все время, от начала потуг, которые открывают врата Иного мира — Нави, и до «сливок», которые закрывают врата Нави, вместе с повитухой и ребенком находится под его воздействием. Это мир, из которого приходят души в мир Яви и куда они идут, чтобы заново родиться на земле сей. Если же душа не нуждается в рождении, она идет в Правь. И только по большой необходимости да по зову своего рода может вернуться на землю. Если душу не звали к рождению, и ребенок зачинался случайно, то во время рождения, когда открываются врата мира Нави, может войти в ребенка дух навича (существа, созданного плохими намерениями темных людей, магами и черными колдунами). И тогда рождается оборотень, убийца, вор и т. п. Мир Нави опасен для тех, кто от Богов Родных отрекся, родовые знания говорят, что мы православные родноверы — Нави не боимся, ибо Навь не имеет силы против нас. Кто несет в себе Ведогонь Сварожий, для того зло не существует, ибо мы сами творим свой мир. Таким образом, люд православный, имея веду Родосвета, знает духовные состояния, обереги и обрядодействия, которые ограждают нас от влияния Навного.

Врата Нави закрываются повитухой первый раз вечером после родов, когда повитуха омывает ребенка. Выливает воду от купели на заре. Закрываются врата Нави для ребенка, что ограждает его от болезней и внезапной смерти. Второй раз закрываются на третий день после родов, когдабаба-повитухаомывает женщину. Закрывает Навь для женщины, чтобы болезни разные не цеплялись к ней и не забирали жизненной силы. Рано утром, когда всходит солнце, непочатой святой водой (освященной на капище, жаром из жертвенного огнища), повитуха поливает водой роженицу, начиная с головы, приговаривая:

Святой водой омываю,
Врата к Нави закрываю,
Пусть та чорноба, которая в Явь забрела,
Сгорит вся дотла,
А те чорнобожичи, которые прицепились к роженице,
Пусть утонут в этой воде.
Все черное и злое
Пропадет над тобою,
Опять омываю и врата закрываю,
Закрываю врата трижды,
На все стороны и на все миры.
Вся чернота в Навь отойди.
Пусть душа (имярек) светлая и чистая
Водой Даной святой омоется
И в воды Земли Матушки сольется.
И в третий раз пусть врата закроются.

И на сороковой день, утром, после восхода солнца, повитуха закрывает врата для себя. Этот обряд называется «Сливки», или «смывание рук». Призывались все женщины рода, роженицы и ее мужа. Повитуха наливала в миску до краев (чтобы всего в доме достаточно было) освященной воды из трех источников, настоянной на угольках, взятых из священного капища. Клала туда ягоды калины (чтобы роженица была красивой и здоровой), зерна овса, хмель, конопляное семя и зерна ржи (чтобы могла еще родить детей), дубовую щепу, хлеб. На пол кладется прялка или гребень, если девочка, когда мальчик — топор. Роженица правой ногой становится на топор, прялку ли и вздымает правую руку, на которую повитуха льет воду, из левой же руки роженица выливает немного воды. Заговор, который при этом говорит повитуха, очень древний и сильный, его только из уст в уста передают. Ибо он вибрацию имеет, которая с Мокошей в ее суть сливается. Поэтому здесь его мы оглашать не будем, в целом все, что она говорит, должна слышать лишь роженица да иногда семья, если это их касается. Дальше руки менялись, это делалось трижды, а затем все эти действия повторяла и повитуха. После обряда повитуха и роженица с младенцем на руках, и все присутствующие женщины трижды обходили вокруг стола посолонь в знак присоединения к силе Богов Прави в Великом Триглаве Миров.

Освящение ребенка

После сливок в тот же день (сороковой день после родов) проводятся освящения ребенка в Родную (Родовую) Веру и принятие в род. Обряд проводит волхв, или ведун. На освящение ребенка приходит весь род, взрослые и дети. По сути, это первый день, когда ребенка показывают всем. По тому, как проходит обряд освящения, можно судить о судьбе ребенка. Родители и деды по завершении обряда могут расспросить волхва, что предвещали Боги их ребенку. И если волхв не видит предостережения, может рассказать им, как лучше воспитывать ребенка, какие Боги выступают его покровителями, на каком пути жизни он может больше преуспеть, кто из Богов отвернулся, если такое произошло, а кто был более благосклонным. Часто Боги указывают на того человека, который по сердцу будет ребенку, и будет иметь для его воспитания и развития главное значение. Важно, чтобы все делалось по обрядам родовым, тогда и судьба ребенка будет легкой и хорошей.

К обряду освящения нужно тщательным образом готовиться. Еще до рождения ребенка нужно подумать, кто станет Божатыми для него. Это может быть как супружеская пара, так и молодые, и неженатые парни, и незамужние девушки. Есть обычай брать несколько Божатых, по две пары. Но чаще берется одна пара, те близкие люди, которым можно доверить ребенка, если родителей вдруг не станет. Очень хорошо, если такой парой выступят супруги. Доброй приметой является, когда Божатка при надежде (ожидает ребенка). Божатые должны отдавать себе отчет в том, что, держа к святому Алатырю (алтарю) ребенка, они берут на себя ответственность перед Богами в случае смерти кровных родителей (в худшем случае) взять его к себе и вырастить как своего. Эти случаи, безусловно, одиночные, и все же ответственность очень большая. Божатые выступают духовными наставниками ребенка на всю жизнь. Божатые вместе с родителями проводят все вековые посвящения. Учат Богов почитать да род развивать (умению и ремеслу всякому). Если божатко — девочка, особенно ответственная роль у Божатки, если же мальчик, у Божатого. Обряд посвящения полностью описан в духовном издании Родового Огнища, в книге «Малый Требник Родной Православной Веры», и каждая семья, которая хочет приобщить своего ребенка к своему роду, Богам и Предкам, должна его знать и хорошо приготовиться.

Для освящения Божатые должны принести крыжмо (белое чистое полотно, без всякого шва), из которого затем мать вышьет рубаху, а также образы Богов (писаные) или малые кумиры (обязательно Лады, Сварога и Божича), калач или красивый каравай. Родители же должны приготовить серебряный или золотой нагрудный Алатырь (оберег), 10 восковых свечей, два вышитых рушника (которые будут нужны, сберечь к свадьбе и передать затем детям), тулуп, зерно пшеницы, хлеб, землю из-под плодоносящего дерева, если девочка — яблоня, вишня, груша, если мальчик — дуб, ясень, и сушеную траву бессмертника.

Заканчивается обряд угощением всего рода, во время которого волхва и бабу-повитуху сажают на почетное место за столом, а роженицу на тулуп, вывернутый шерстью вверх, как знак благословения Велесом молодой мамы и ребенка. Тулуп на лавку должна расстелить баба-повитуха, которая является жрицей Велеса. Повитуха на освящение должна сварить горшок каши и борщ. Борщом нужно угостить всех присутствующих как ритуальным кушаньем, символом солнца и буяния жизни. Горшок каши после угощения борщом разбивался, разбивает его самый ловкий (спорый) мужчина в роде. Он как бы символизирует собой яйцо, из которого рождается мир, в данном случае ребенок. После этого он и продавал комочки каши, каждый из гостей брал ее, желая здоровья ребенку и роженице. Повитуха же приговаривает: «Роди, Боже,рожь-пшеницу, а в запечке — детей копну». Когда же кашу покупают Божата, она отвечает так: «Роди, Боже,рожь-пшеницу, а кумам — детей копну». Потом повитуха обрядово разносит гостям сурицу (молочный квас) и тарелочку, на которую для роженицы бросают деньги, чтобы положить их «на зубок» ребенку. После сливок и Освящения баба-повитуха навсегда остается очень уважаемой в сей семье. Ее принимают как свою бабушку, которую всегда приглашают на все родственные праздники.

    • Развивающая:

    Воспитательная:

    Основные понятия:

    Оборудование:

    • Компьютер
    • Мультимедийный проектор
    • Экран

    Ход урока:

    Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:

    • Что вы ели вчера и сегодня?

    Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям - земледелию и скотоводству.

    (Запись темы урока.)

    Ваша задача:

    Мотивация (слайд 2).

    Учитель: хронолет, в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

    племя

    Изучение нового материала:

    Учитель: Племя родовых общин:

    Выберите старейшину

    Работа в группах

    Проблемное задание

    Род Бобра

    Мотыжное земледелие

    Начало:

    Слова-помощники:

    Приручение животных

    Возникновение скотоводства.

    Род Ящерицы

    Возникновение ремесел

    Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные слова: Мы научились посуду и одежду.

    Слова-помощники:

    Просмотр содержимого документа
    «Открытый урок по теме: " Возникновение земледелия и скотоводства" »

    Возникновение земледелия и скотоводства.

    План урока в 5 классе по истории Древнего мира.

    Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей.

    Задачи:

      Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводство и ремесел для первобытных людей.

      Развивающая: развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

    Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

    Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин.

    Оборудование:

      Компьютер

      Мультимедийный проектор

      Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

      Дидактические раздаточные материалы для работы групп (в конспекте урока в таблице)

      Таблички на столах с названиями «родовых общин»

      Листы самоконтроля (приложение 1)

    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. М., Просвещение,2014

      Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.-М., Просвещение, 2012.

    Основные даты: около 10 т.л.н.- возникновение земледелия и скотоводства

    Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

    Форма урока: урок-игра «Народное собрание»

    Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения.

    Ход урока:

    Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:

      Что вы ели вчера и сегодня?

      Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

      Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

      Откуда брали пищу самые первые люди?

      Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

    Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

    (Запись темы урока.)

    Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    Мотивация (слайд 2).

    Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса машина - хронолет, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

    Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давйте приземлимся и выясним, в чем дело?

    Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирание племени.

    Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

    Изучение нового материала:

    Учитель: Племя Огня (слайд 3) состоит из трех родовых общин: род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

    Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

    После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов- больше возможности выжить…

    Работа в группах:

    Проблемное задание

    Род Бобра

    Мотыжное земледелие

    Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова - помощники:

    Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…, поэтому…

    Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

    Приручение животных

    Возникновение скотоводства.

    Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

    Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

    Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логового кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

    Род Ящерицы

    Возникновение ремесел

    Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные слова: Мы научились посуду и одежду.

    1.Сплетенную из веток и обмазанную ___________ корзину, мы поставили в ___________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ____________.

    2.Из ______________ животных и волокон ___________ мы научились скручивать _______________. Так мы изобрели __________.

    3.Из нитей на_____________ мы изготовили ________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ______________.

    Слова-помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

    Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 4, 7, 8).

    Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода- решение тестов.

    Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и пристально уточняющее вопросы:

    Закрепление: вопросы группам (после отчета «старейшины»)

    Земледелие: Что такое земледелие?

    1 .Земледелие возникло из: 2 . Найдите лишнее:

    А) охоты В земледельческих работах применяли:

    Б) собирательство А) мотыгу

    В) рыболовства Б) серп

    Г) ремесла В) каменный топор

    Г) гончарный круг

    3. Земледелие возникло: Скотоводство: что такое скотоводство?

    А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке 4. Скотоводство возникло из:

    Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке А) охоты

    В) около 10 тыс.л.н. в Западной Азии Б) собирательства

    Г) около 7 тыс.л.н. в Двуречье В) рыболовства

    (р-т З.13) Г) ремесла

    5. Первое животное, которое приручили 6. Назовите принцип, объединяющий эти

    древние люди был(а): понятия:

    А) тигр Собирательство и земледелие, охота и

    Б) лошадь скотоводство

    В) корова А) эти занятия позволили первобытным

    Б) собака людям выжить в борьбе с природой

    Б) собирательство возникло в одно время

    с земледелием, охота- со скотоводство

    Ремесло: 8. Какое ремеслоне возникло у первобытных

    Что такое ремесло? А) изготовление рыцарских доспехов

    А) обработка земли Б) гончарство

    Б) разведение скота В) прядение

    В) изготовление Г) ткачество

    Г) продажа товаров

    9. Гончарство – это: 10. Выберите неправильный ответ:

    А) изготовление нитей Несколько родовых общин, живущих

    Б) изготовление глиняной посуды в одной местности:

    В) изготовление тканей А) составляли племя

    Г) строительство жилищ Б) состояли из больших из семей

    В) управлялись советом старейшин

    Общий вопрос (слайд 9).

    Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

    А) собирательство

    Б) скотоводство

    Г) земледелие

    Д) ремесла

    Присваивающее хозяйство

    Производящее хозяйство

    Проверка правильности ответов, выставление и подсчетов баллов. За каждый правильный ответ- 1 балл учащиеся ставят в лис самоконтроля.

    Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода путем суммирования отметок (или баллов), у каждого «рода» больше способность выживанию

    Учитель: Какие общие выводы вы сделали (слайд 10)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

    1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты

    2. На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

    3. У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

    4. Уровень жизни людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

    Практическая направленность (слайд 11):

      Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым?(можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)

      От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

      Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)

    Рефлексия: (слайд 12).

      Что на уроке было главным?

      Что было интересным?

      Что нового я узнал на уроке?

      Чему научился?

    Домашнее задание:

    Список использованной литературы:

      Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод.пособие. –М: Дрофа,2012(некоторые тесты)

      Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания/сост. В.Г.Носков. - М.:Мысль,1990(эпиграф)

      Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. - М.:АРКТИ,2011

    Приложение 1.

    Лист самоконтроля

    Учащегося 5 _____ класса ________________

    № вопроса

    В вопросах за каждый правильный ответ – 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

    Всего баллов:____________________ Оценка:___________________

    По истории Древнего мира

    Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

    Задачи :

      Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

    Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

    Оборудование:

      Компьютер Мультимедийный проектор Экран Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства» Дидактический раздаточный материал для работы групп (в конспекте урока в таблице) Таблички на столах с названиями «родовых общин» Листы самоконтроля (приложение 2) Понятия, дата, проблемный вопрос – таблички на доске Таблица «Орудия труда и транспорт. Древний мир» Годер тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2008

    · Вигасина древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / , . – М., Просвещение, 2007

    Основные даты : около 10 т. л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

    Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

    Форма урока : урок – игра «Народное собрание»

    Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения

    Ход урока:

    Эпиграф: Сердцу, ищущему лени, строгих знаний не найти.

    Если лбу мила подушка – не дружить ему с венцом.

    Нет стране благополучья, царь не ведает победы

    Там, где люди, разленившись, ходят с заспанным лицом.

    Унсури

    Актуализация знаний (слайд 1). Учитель :

      Что вы ели вчера и сегодня? Из каких продуктов приготовлены эти блюда? Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему? Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

    Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

    (Запись темы урока.)

    Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    Обратите внимание на эпиграф урока (слайд 2): в чем смысл этих слов? (попробуйте их объяснить в конце урока)

    Мотивация (слайд 3).

    Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т. л.н. в Западную Азию .

    Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

    Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

    Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

    Изучение нового материала:

    Учитель: Племя Огня (слайд 4) состоит из трех родовых общин : род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

    Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

    После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..

    Работа в группах (слайд 5):

    Проблемное задание

    Род Бобра

    Мотыжное земледелие

    Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

    Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

    Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

    Приручение животных

    Возникновение скотоводства.

    Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

    Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

    Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.2

    Род Ящерицы

    Возникновение ремесел

    Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

    1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

    2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

    3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

    Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

    Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 6,8,10).

    Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов (слайды 7,9,11).

    Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:

    Закрепление: вопросы группам (после отчета каждого «старейшины»):

    Земледелие: Что такое земледелие? (слайд 7)

    1. Земледелие возникло из:

    Б) собирательства

    В) рыболовства

    Г) ремесла

    2. Найдите лишнее:

    В земледельческих работах применяли :

    А) мотыгу

    В) каменный топор

    Г) гончарный круг

    3. Земледелие возникло:

    А) более 2 млн. л.н. в Восточной Африке

    Б) около 40 тыс. л.н. в Северной Африке

    В) около 10 т. л.н. в Западной Азии

    Г) около 7 т. л.н. в Двуречье


    Скотоводство: Что такое скотоводство? (слайд 9)

    4. Скотоводство возникло из:

    Б) собирательства

    В) рыболовства

    Г) ремесла

    5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

    Б) лошадь

    В) корова

    Г) собака

    6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:

    Собирательство и земледелие, охота и скотоводство

    А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

    Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

    В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

    Ремесло (слайд 11):

    7.Что такое ремесло?

    А) обработка земли

    Б) разведение скота

    В) изготовление изделий

    Г) продажа товаров

    8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

    А) изготовление рыцарских доспехов

    Б) гончарство

    В) прядение

    Г) ткачество

    9.Гончарство – это:

    А) изготовление нитей

    Б) изготовление глиняной посуды

    В) изготовление ткани

    10. Выберите неправильный ответ:

    Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

    А) составляли племя

    Б) состояли из больших семей

    В) управлялись советом старейшин

    Общий вопрос (устно – слайд 12)

    Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

    А) собирательство

    Б) скотоводство

    Г) земледелие

    Д) ремесла


    Присваивающее хозяйство

    Производящее хозяйство

    Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля.

    (слайд 13) Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода. путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

    Учитель : Какие общие выводы вы сделали (слайд 14)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

    1.10 т. л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

    2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

    3.У людей стало больше свободного времени , они стали заниматься ремеслом

    4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот

    Практическая направленность (слайд 15):

      Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.) Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье (обращение к эпиграфу – слайд 16) Как вы поняли смысл высказывания? От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества? Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т. д.)

    Рефлексия:

      Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового я узнал на уроке? Чему научился?

    Домашнее задание:

    п.4 № 16 в рабочей тетради (решить кроссворд)

    Список использованной литературы:

    Брандт древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты) Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. . – М.: Мысль, 1990 (эпиграф) Старобинская и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

    Приложение 1. Таблички на доске

    1. От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    2. 10 тысяч лет назад

    Западная Азия

    3.Земледелие

    Каменный топор

    Зернотерка

    4.Скотоводство

    Ремесла

    Гончарство

    Прядение

    Ткачество

    Приложение 2. Лист самоконтроля

    учащегося 5 ___ класса ________________________________

    № вопроса

    В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

    Всего баллов: ________ Оценка: ____________

    См. приложение 1

    Ответы к школьным учебникам

    2.Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

    Детки рассуждают о герое, рассматривают его, пробуют определить его социальную принадлежность: барин он, другими словами помещик, дворянин, либо разночинец. Они обращают свое внимание на бороду (малыши считают, что «у бар бороды не бывает - усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.

    Что было со мною - всему подивились И мой приговор изрекли:
    - Такому-то гусю уж что за охота!
    Лежал бы себе на печи!
    И видно не барин: как ехал с болота,
    Так рядом с Гаврилой...

    Малыши считают, что охотятся люди, чтоб добыть дичь и съесть ее. Они лицезреют, что человек, заснувший в сарае, довольно богат, чтоб охотиться ради пропитания, и может тихо отдыхать, по воззрению детей, лежать на печи. Они лицезрели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, другими словами с одним из фермеров их деревни, а «баре», по их воззрению, никогда не будут дружно и свободно разговаривать с крестьянами. Потому гость - «не барин».

    3.Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

    Нужно сказать, что Некрасов, в отличие от многих дворян тех пор, никогда не считал фермеров людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, разум и людскую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детками. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с детками за грибами.

    Создатель пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его отыскать. Крестьянские же детки просто позже находили такие места по одним им понятным приметам. Детки могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес детки «губили довольно» змей и клали на перилы моста, по которому проходила через село большая дорога. Они задумывались, может быть, под впечатлением российских народных сказок, где богатыри бьются со Змеем Горы- нычем, что люд, проходящий по ней, опешиться подвигам живущих тут ребятишек, пошевелит мозгами: «Это кто ж столько змей наловил?»

    В селе росли древние раскидистые вязы, и в горячий летний денек тут на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в главном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие ведали внимательным слушателям о том, что лицезрели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для деток специфичной школой жизни.

    4.В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?

    Под «нарядной стороной труда» создатель предполагает удовлетворенность от прекрасной и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит обеспеченный сбор. Когда ребенок лицезреет, что работа, в какой он учавствовал, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и почтением, ему тоже охото учавствовать в труде, и таковой труд - не тягость, не наказание, а удовлетворенность.

    6.Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

    Перед мысленным взглядом читателя, который знакомится с этим стихотворением, проходит много картин.

    1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а детки подглядывают за ним в щелку и говорят вместе, обсуждая охотника.

    2) Создатель вспоминает, как был небольшим, вспоминает походы крестьянских деток за грибами и их шуточку со змеей.

    3) Крестьянские детки на большой дороге внемлют рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.

    4) После сбора грибов детки купаются в луговой речке.

    5) Возвратившись в деревню, малыши занимаются играми, кто-то помогает родителям.

    6) Малыши идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старенького глухаря.

    7) Картины сельского труда, которые следит ребенок.

    8) Встреча создателя с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.

    9) Создатель ворачивается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с детками: создатель скомандовал дрессированной собаке показать некие шуточки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и малыши убежали в деревню.

    7.Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

    Картины, нарисованные создателем, проникнуты хорошим чувством любования и сразу печалься: создатель отлично знает жизнь крестьянских деток, он соображает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону. Создатель соображает, что малыши - это и есть будущее народа.

    8.Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

    См. 6-й вопрос.

    Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:

    Поэт обращается к детям с призывом любить свою родную землю:
    Играйте же, дети! Растите на воле!
    На то вам и красное детство дано,
    Чтоб вечно любить это скудное поле,
    Чтоб вечно вам милым казалось оно.
    Храните свое вековое наследство,
    Любите свой хлеб трудовой -
    И пусть обаянье поэзии детства
    Проводит вас в недра землицы родной!..

    Стр. 187

    1.Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!

    Значение слов и словосочетаний:

    вирши - стихи
    коснулось души умиленье - человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
    милые плуты - автор называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
    святой доброты - доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
    грибные набеги - веселые походы в лес за грибами
    рубанок - столярный инструмент
    синеющей лентой - автор сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
    вековое наследство - автор имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
    хлеб трудовой - хлеб, который достается не даром, а благо¬даря большому труду.

    2.Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут... Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

    Гляди-тко, погляди-тко, спроста.

    3.В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

    Изваяние - скульптурное изображение; статуя.
    Величава - проникнутая торжественной красотой, величием;
    свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
    Родименький - свой, родной.
    Удел - доля, судьба, участь.



  • Рассказать друзьям