Монумент Победы — самый высокий памятник в России. Монумент Победы — самый высокий памятник в России Памятник героям первой мировой войны

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Памятник героям Первой мировой войны - величественный скульптурный ансамбль, установленный в Парке Победы на Поклонной горе в городе-герое Москве в память о 100-летней годовщине вступления России в Первую мировую войну. Находится между зданием Центрального музея Великой Отечественной войны и расположенной на площади Победы Триумфальной аркой.

В честь героев былых времён…

Первые годы XX столетия оказались переломными для Российской империи - 1 августа 1914 года она оказалась втянутой, как выяснилось впоследствии, в самую масштабную военную кампанию в истории человечества - Первую мировую войну. Вступив в военный конфликт с Германией на стороне Антанты (вместе с Англией и Францией), Российская империя отправила на поля сражений лучших своих солдат и офицеров, имена которых долгие десятилетия были практически неизвестны - пришедшие к власти в 1917 году большевики всячески умаляли значение этого поистине масштабнейшего военного конфликта, приведшего в итоге к распаду четырёх крупнейших держав того времени - Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй.

Тысячи учителей, врачей, писателей, в числе которых ушли добровольцами на фронт Николай Гумилёв и Викентий Вересаев, сражались «за Веру, Царя и Отечество», стойко и мужественно перенося все тяготы солдатской жизни. Прославленные полководцы, вписавшие героические страницы в историю Первой мировой войны - генералы А. А. Брусилов , М. В. Алексеев, Ф. А. Келлер, А. И. Деникин , асы-истребители Императорского военно-воздушного флота, один из которых - А. А. Казаков - стал первым в истории лётчиком, выжившим после тарана, сёстры милосердия, среди которых была и великая княгиня Елизавета Фёдоровна - все они приумножили славу русского оружия, а многие из них положили свои жизни на алтарь Отечества.

О конкурсе на лучший проект

Всё возвращается на круги своя… Спустя столетие после начала Первой мировой войны члены Российского военно-исторического общества решили увековечить память о героических предках в скульптурном монументе, в апреле 2013 года обратившись с таким предложением в Министерство культуры РФ и Правительство Москвы . Инициатива была поддержана и сразу же был объявлен конкурс на лучший проект памятника, проводившийся в два этапа. Лучшие 15 проектных работ по результатам I тура были размещены на сайте общества и в Центральном музее Великой Отечественной войны и каждый желающий мог проголосовать за понравившийся проект. Без малого 200 тысяч интернет-пользователей приняли участие в голосовании и в сентябре того же года жюри объявило имя победителя конкурса, работа которого набрала больше всех голосов - им стал скульптор, народный художник России , профессор Андрей Николаевич Ковальчук.

Большая часть необходимой суммы на возведение монумента (97 миллионов рублей) была собрана военно-историческим обществом, а недостающую часть (74 миллиона рублей) выделило Правительство Москвы.

Для установки монумента выбрали большую открытую площадку в Парке Победы на Поклонной горе и целых 10 месяцев бригады скульпторов, художников, архитекторов, рабочих трудились над воплощением скульптурной композиции в жизнь.

1 августа 2014 года состоялась церемония торжественного открытия памятника, в которой приняли участие Президент РФ В. В. Путин, выступивший с речью, патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, мэр Москвы С. С. Собянин, министр обороны РФ С. К. Шойгу.

В граните, в бронзе, в сердцах

Величественный скульптурный ансамбль представляет собой состоящий из двух композиционно связанных между собой частей монумент, центральный элемент которого - установленная на высокую классическую колонну-постамент с рельефным, покрытым сусальным золотом изображением Георгиевского креста, бронзовая скульптура солдата с перекинутой через плечо винтовкой-трёхлинейкой и скаткой шинели, являющаяся собирательным образом всех воинов, прошедших боевыми тропами Первой мировой.

Несколько позади скульптуры солдата на невысоком гранитном постаменте находится многофигурная композиция на фоне флага России, обзор которой доступен с обеих сторон.

С одной стороны на фоне российского триколора расположены фигуры идущих в атаку солдат, возглавляемых офицером. В одном из скульптурных изображений воинов явственно угадывается фигура статного донского казака Козьмы Крючкова - первого награждённого Георгиевским крестом IV степени в Первую мировую войну. В следующей композиции представлены фигуры раненого солдата и поддерживающей его сестры милосердия, в чертах которой просматривается облик Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Завершает композиционную картину горельефное изображение батальных сцен. На оборотной стороне триколора находится скульптурная композиция, очень ярко и динамично изображающая рвущуюся в атаку кавалерию. Перед скульптурным триколором установлена массивная гранитная плита с размещённой на ней надписью «Героям Первой мировой войны» .

Монумент напоминает нынешнему поколению о славной истории предков ибо, перефразируя великого русского учёного М. В. Ломоносова , можно сказать, что народ, который не помнит своего прошлого, не имеет будущего. Поэтому знать историю своего народа, своей страны просто необходимо, чтобы в будущем не повторять ошибок, совершённых прошлыми поколениями.

Памятник героям Первой мировой войны был открыт в Москве в самом значимом месте столицы - на Поклонной горе между музеем Великой Отечественной войны и Триумфальной аркой. Торжество состоялось 1 августа 2014 года в память о столетии начала этой трагедии - Первой мировой войне. Решение об установке такого монумента в Москве по инициативе Российского военно-историческое общества было принято в апреле 2013 года. Авторами стали скульпторы А. Ковальчук, народный художник России, П. Любимов и В. Юсупов, которые на конкурсной основе выиграли право на воплощение своего замысла. Российское военно-историческое общество проводило сбор средств на сооружение памятника.

Мемориал состоит из двух, композиционно и идейно скомпонованных частей-элементов. На высокой круглой колонне в классическом античном стиле стоит отлитый из бронзы русский солдат. Это, по признанию А.Ковальчука, образ собирательный. Солдат немолод - он прошел, возможно, не одну войну. Он честно выполнял свой долг и был храбр, о чем свидетельствуют украшающие грудь героя Георгиевские кресты. У него простое лицо - слегка усталое, с печатью мудрого отношения к пережитым ужасам войны и утратам. Аккуратно свернутая скатка шинели и винтовка-трехлинейка перекинуты через плечо статной фигуры воина. На колонне рельефно выделяется изображение Георгиевского креста, покрытое сусальным золотом.

Вторая часть памятника на невысоком конусообразном постаменте немного позади солдата. Это многофигурная композиция, изображающая флаг России с рельефным гербом и народ. На гранитном неровном уступе воины. Отельно, чуть впереди, на фоне флага фигура офицера с поднятым мечом. Композиционно (поворотом головы и плеч) от обращен к плотной группе вооруженных воинов, идущих в атаку. В этой группе один узнаваемый солдат. Это казак Козьма Крючков, который первым был награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую. Далее - уже горельефно в следующем уступе скалы - двухфигурный элемент. Это раненый молодой солдат и поддерживающая его сестра милосердия. Женщина обликом напоминает великую княгиню Елизавету Фёдоровну. Еще дальше, в следующей каменной складке, повторяющей изгиб полотнища флага, изображение батальных сцен становится рельефным.

Памятник предназначен для кругового обзора - он стоит на большом свободном пространстве. Поэтому и с тыльной стороны флага также находится изображение. Это идущая в атаку кавалерия. В стремительной динамике здесь и люди, и животные.

Как подчеркнул в интервью Андрей Ковальчук, раскрыть тему защиты Родины ему хотелось многопланово. Это памятник не только солдату, а скорее всему народу великой державы.

В последние пару лет Москва представляет собой город "прифронтовой полосы": весь центр перерыт, благоустраиваюся и перелопачиваются сотни улиц, площадей, проспектов.Всё замощивается плиткой и малыми "собянинскими" архитектурными формами. Короче, время сейчас не до конных обелисков. Деньги пилят на более простых формах. Но и в это не простое для столицы время в Москве появились несколько конных памятников. Про памятник Рокоссовскому я писал в прошлом выпуске. Здесь рассскажу о новых.


Памятник Героям Первой мировой войны.

К своему стыду, я, москвич, с момента установки в 2014 году, так не разу и не выбрался на Поклонку. Смотрел по ТВ, как этот памятнику открывает Президент и вся его камарилья. Мне памятник сразу не понравился, такой... в духе совагитпропа. Памятник всегда показывали в анфас, но кто же мог подумать, что с обратной стороны памятника есть конные скульптуры казаков. Увидев в интернете фото (опять мне стыдно) я всё-таки выбрался (спустя 2 года) заснять предмет наших обзоров.

Памятник, открытый в Москве на Поклонной горе 1 августа 2014 года в честь столетия Первой мировой войны. Авторы монумента — скульпторы А. Ковальчук, П. Любимов, В. Юсупов, архитекторы М. Корси, С. Шленкина.

Решение об установке в Москве памятника героям Первой мировой войны было принято в апреле 2013 года. Инициатором установки памятника и организатором проведения конкурса являлось Российское военно-историческое общество. Монумент было решено установить на Поклонной горе между Триумфальной аркой и музеем Великой Отечественной войны.

Конкурс начался 15 апреля и проходил в несколько этапов. В первом этапе участвовало участвовали 32 конкурсанта. 12 июля стартовал второй этап конкурса, в котором участвовало 15 работ. На сайте конкурса до 16 августа проводилось интернет-голосование, в котором приняло участие около 200 тысяч пользователей. Выставка проектов-финалистов проходила в Центральном музее Великой Отечественной войны. 18 сентября жюри объявило победителя конкурса. Им оказался проект скульптора Андрея Ковальчука (чему я вобщем-то совсем не удивлен). По итогам интернет-головосания этот проект вошел в пятерку лучших, набрав около 6 % голосов. Российское военно-историческое общество проводило сбор пожертвований на сооружение памятника. Ими было собрано 97 миллионов рублей. Ещё 74 миллиона выделили московские власти.

Памятник Св. Георгию Победоносцу.

Сам памятник, вобщем-то не новый, эта скульптура была в запасниках Студии военных художников им. М. Б. Грекова и находилась перед входом в неё. В я об этом уже писал.

Но в самом центре Москвы в Потаповском переулке в день воинской славы 7 ноября 2016 года был открыт Сквер Полководцев и скульптура была перенесена туда. Помимо бюстов разных военноначальников и других скульптур туда же переехал памятник Св. Георгию Победоносцу работы скульптора Александра Таратынова .

Что спадвигло московские власти переместить её в центр Москвы, да ещё в зажатый со всех сторон "закуток" в Потаповском переулке мне не ведомо, разве что близость офиса Российского военно-исторического общества, которое крышует курирует нынешний министр мультуры Медынский. Но вся задумка и эпичность этой изумительной работы здесь пропала напрочь, впрочем как и все остальные скульптуры и бюсты натыканные здесь без закономерности и логики. Увы, собянизм-медынизм гладит утюгом нашу столицу и не только её.

И ещё один....
Памятник Св. Георгию Победоносцу Архангелу Михаилу (мемориал Калашникову).

«Памятник Михаилу Калашникову» — монумент работы скульптора Салавата Щербакова, посвящённый создателю автомата Калашникова Михаилу Калашникову. Находится в сквере на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц в Москве.

Советский и российский конструктор стрелкового оружия, дважды Герой Социалистического Труда, Герой Российской Федерации, генерал-лейтенант Михаил Калашников, прежде всего известный своим автоматом Калашникова, скончался 23 декабря 2013 года в Ижевске на 95-м году жизни.

Как указывается на сайте концерна «Калашников», «автомат Калашникова, производящийся Ижевским машиностроительным заводом Госкорпорации Ростехнологии, участвовал во всех вооруженных конфликтах второй половины прошлого столетия. В начале XXI века автомат Калашникова по-прежнему остается самым востребованным стрелковым оружием в мире. В 55 государствах насчитывается более 100 миллионов единиц АК. В Египте ему установлен памятник, в Афганистане силуэт оружия вышивают на коврах, а в некоторых африканских странах новорожденных мальчиков называют Калаш.

В декабре 2014 года руководство госкорпорации «Ростех» совместно с Российским военно-историческим обществом приняло решение о возведении в Москве памятника Калашникову. Изначально памятник планировалось расположить на пересечении Садовой-Каретной и Краснопролетарской улиц в Москве, но затем место установки было приближено к скверу рядом с Долгоруковской улицей, которому РВИО предложило дать имя Калашникова.

Памятник представляет собой фигуру Михаила Калашникова с автоматом в руках, который он держит, по замечанию журналистов, «как мать младенца». Как рассказывал автор монумента Салават Щербаков, «многие хотели, чтобы Калашников был без оружия, но мы сделали так, что автор смотрит на свой автомат, как на произведение искусства, например, как на скрипку Страдивари». Статуя высотой в 5 метров стоит на 2-х метровом постаменте, так как по Щербакову, Калашников — это «главная фигура здесь» и «человек большой скромности», он «был близок к народу и сам был плоть от плоти народа».

На заднем плане — скульптурная композиция с фигурой Архангела Михаил а, поражающего копьём дракона как олицетворение «неких сил зла» и загоняющего его в преисподнюю на фоне силуэта земного шара. При этом крылатый Архангел Михаил сидит на крылатом же коне, так и оставшись похожим на Георгия Победоносца с копьём. В композиции также задействованы атрибуты конструкторского бюро — кульман, циркули, а также чертежи и множество моделей автомата.


proof

Памятник князю Дмитрию Донскому.

27 сентября 2013 года (!!!) на территории Первого Московского Кадетского Корпуса состоялось открытие памятника Великому князю московскому Дмитрию Донскому. Сие действо так и осталось бы не замеченным для широкой публики, если бы не мой интерес к этой теме. Ну стоит себе за забором, КПП и прочими заграждениями прекрасный памятник. Так и будет стоять в неизвестности.

фото из сети

Конную скульптуру Дмитрия Донского создали Вячеслав и Андрей Клыковы . Представители известной династии изобразили великого князя верхом на коне, олицетворяя его подвиги и достижения за время правления. Кроме победы в Куликовской битве, этот правитель выступил против Золотой Орды, освободил и объединил русские земли, а также построил в Москве белокаменный Кремль. Высота памятника более 6 метров. Реализовать данный проект удалось благодаря поддержке Анатолия Николаевича Кузнецова — члена Попечительского совета Первого Московского кадетского корпуса.

Канонизировали князя в 1988 году. Освятил памятник великому князю московскому Дмитрию Донскому Святейший Патриарх Кирилл. Находясь рядом с главным входом в кадетский корпус, конная скульптура напоминает о славной истории Руси и подвигах предков, благодаря которым сегодня нам есть чем гордиться.

Продолжение следует....

Меня давно уже интересует, почему у нас в России так мало памятников, посвященных Первой мировой войне?

Нет, я прекрасно понимаю, что во времена Советской власти, эта война считалась "империалистической" (что, в общем-то, по сути своей, совершенно верно), гордиться ее результатами тем более не приходилось, особенно если учитывать, что партия большевиков во время самой войны выступала за поражение царской России, а после свержения монархии либералами, выдвинула лозунг "Долой войну!", чрезвычайно популярный как среди уставших от 4-летней бойни фронтовиков, так и среди основной массы населения, измученного войной, в которой Россия воевала не столько за свои, сколько за чужие интересы .

Памятник Русскому экспедиционному корпусу в Париже .

Очень трогательный памятник, не так ли?
Прямо так и вспоминаются сцены "прощания с конем" (см.: фильм "Служили два товарища").
Вот только русский герой с двумя Георгиевскими крестами держит в руке французскую каску. Ну а как же иначе, ведь он Францию защищал...

Хотя, за этот памятник французам нужно сказать спасибо, все-таки пусть даже таким образом вспомнили о своих союзниках, помогавших им не только на своем фронте, но и там, где немцы вполне могли взять Париж уже осенью 1914 года (и если бы не Россия, пожертвовавшая ради спасения Франции двумя своими армиями в Восточной Пруссии, взяли бы!).

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что именно пацифизм (в данном случае, не важно, насколько искренний) большевиков, вкупе с обещанием немедленно решить аграрную проблему в интересах абсолютного большинства населения преимущественно крестьянской страны (в отличие от либералов, провозглашавших лозунги "Войны до победного конца" и "Верности союзническим обязательствам", и откладывающих решение земельного вопроса на послевоенное время) сыграл главную роль в росте их популярности, обеспечившей в итоге практически бескровный захват ими власти.

Но Советской власти нет уже почти 25 лет (если считать от августа 1991 года). Не так давно, в 2014 году во всех российских СМИ широко обсуждались различные аспекты Первой мировой в связи со столетием ее начала. Но где же памятники, посвященные этой войне, в которой Россия сыграла далеко не маловажную роль, неоднократно спасая своих союзников от казалось бы неминуемого поражения?

Может быть все дело в том, что в Первой мировой Россия, начав на стороне в итоге одержавшей победу Антанты, заключив сепаратный мир с главным противником Германией, оказалась среди стран, потерпевших поражение?

Ну и что? Разве в этой (пусть и проигранной) войне России нечем гордиться и некому ставить памятники?

Например, в Будапеште , в непосредственной близости от Будайской крепости (то есть, в самом центре исторической части города!) есть и музей, посвященный Первой мировой войне, и несколько интересных памятников , посвященых ей. Причем, заметьте, это не монументы полководцам.


Как видите, слева - немецкий солдат, а справа - воин австро-венгерской армии. Экспозиция не является временной (в честь сомнительного юбилея начала войны), что видно хотя бы по тому, что скульптуры солдат явно не из пластмассы изготовлены.


Вот ещё:

Судя по характерной каске, немецкий солдат с яростно сжатым кулаком, лицо которого о многом говорит, грозится отомстить врагам за смерть мирного жителя:


Понимаете ли вы, что врагами для него являются солдаты стран Антанты (в том числе и русские, по крайней мере до того момента, когда прекратила существование не только Российская империя, но и Австро-Венгрия с Германией; ведь Брест-Литовский мирный договор Советской России с Германией, заключенный 3 марта 1918 года, военных действий все-равно не остановил).
Но почему-то он (по крайней мере, для меня) врагом все равно не выглядит.
И вот почему.
Не он начинал эту войну, а политики! А вот смерть соотечественника он воспринимает как повод для мести, хотя такие же немецкие солдаты, да и наверняка он тоже, неоднократно убивали мирных жителей стран, против которых шла война. И русские (а также французские, английские, итальянские и т. д.) солдаты имели не меньшее право на месть.

А вот противоположная ситуация: старик-венгр (что видно по национальному костюму и характерным усам) держит на руках раненого (а скорее, убитого) солдата.
Чья пуля его сразила? Русская, английская или французская? Судя по тому, на каких фронтах воевала армия Австро-Венгрии, либо русская, либо итальянская (хотя, может быть, и какой-то румын при отступлении своей армии в 1916 году "удачно" выстрелил?):

Но дело вовсе не в том, от чьей именно пули погиб этот солдат.
Вглядитесь в лицо этого старика. В нем нет ни обвинений, ни ненависти, а только лишь немой вопрос-укор: "Люди, что же вы делаете?".

Вот эта скульптурная композиция полностью:


Почему у нас в России так мало подобных памятников?

Не считать же таковыми позорную мемореальную доску генералу Маннергейму - союзнику Гитлера, установленную в Питере, или памятник предателю - казачьему генералу Краснову в Ростовской области?!
Да, оба они явллись участниками Первой мировой войны, но ведь памятники им установлены не за это, а по совершенно другой причине, имя которой "извращение исторической памяти"!

Памятник героям Первой мировой войны - памятник, открытый в Москве на Поклонной горе 1 августа 2014 года в честь столетия Первой мировой войны. Авторы монумента - скульпторы А. Ковальчук, П. Любимов, В. Юсупов, архитекторы М. Корси, С. Шленкина.

Решение об установке в Москве памятника героям Первой мировой войны было принято в апреле 2013 года. Инициатором установки памятника и организатором проведения конкурса являлось Российское военно-историческое общество. Монумент было решено установить на Поклонной горе между Триумфальной аркой и музеем Великой Отечественной войны. Конкурс начался 15 апреля и проходил в несколько этапов. В первом этапе участвовало участвовали 32 конкурсанта. 12 июля стартовал второй этап конкурса, в котором участвовало 15 работ. На сайте конкурса до 16 августа проводилось интернет-голосование, в котором приняло участие около 200 тысяч пользователей. Выставка проектов-финалистов проходила в Центральном музее Великой Отечественной войны. 18 сентября жюри объявило победителя конкурса. Им оказался проект скульптора Андрея Ковальчука. По итогам интернет-головосания этот проект вошел в пятерку лучших, набрав около 6 % голосов. Российское военно-историческое общество проводило сбор пожертвований на сооружение памятника. Ими было собрано 97 миллионов рублей. Ещё 74 миллиона выделили московские власти.

Открытие

1 августа 2014 года состоялась торжественная церемония открытия памятника. Это было одно из главных мероприятий, приуроченных к 100-летию со дня вступления России в Первую мировую войну. В церемонии принял участие президент России Владимир Путин. Среди гостей присутствовали министр обороны Сергей Шойгу, мэр Москвы Сергей Собянин, патриарх Кирилл. На открытии памятника президент выступил с речью. «Ровно век назад Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну. И сегодня мы открываем мемориал её героям - российским солдатам и офицерам. Открываем на Поклонной горе, которая хранит благодарную память о ратной славе русского воинства. Обо всех, кто на разных этапах истории государства российского защищал его независимость, достоинство и свободу», - сказал Владимир Путин.

Описание

По словам скульптора Андрея Ковальчука, памятник состоит «из двух элементов: русского солдата, прошедшего войну, честно выполнившего свой долг и ставшего георгиевским кавалером, и многофигурной композиции, олицетворяющей флаг России». На открытии памятника скульптор рассказал о своей задумке: «Главный солдат - это точно собирательный образ, причем, создавая его, я преднамеренно не стал делать молодого человека, а хотел показать немного глубже, раскрыть эту тему защиты Родины. И вот русский солдат, XX век, это Русско-японская война, Первая Мировая война, Гражданская война и Великая Отечественная война, и вот этот человек фактически мог пройти все эти войны. И вот такие люди - это настоящие герои, герои, которым сегодня отдается дань памяти, потому что, многие годы, многие десятилетия, у нас в стране не было ни одного памятника…



Рассказать друзьям