Инструкции по бюджетному учету 183н. Различия между планами счетов бюджетных, автономных и казенных учреждений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Не каждый бухгалтер, работающий в коммерческой организации, сможет мгновенно перестроиться на работу в системе бюджетного учета. Он ведется по правилам, отличным от предписанных предприятиям коммерческого сектора и некоммерческим организациям.

Связано это различие с особенностью правового статуса таких учреждений . Их учредителями являются или органы государственной власти любого уровня, или муниципальные органы, или же министерства и ведомства федерального уровня. Организации эти являются получателями государственных средств, распределяемых в виде субсидий или сметного финансирования, контроль за расходованием которых гораздо строже, чем в частном секторе экономики.

Поэтому и нормативные акты, регулирующие эту сферу, отличаются от аналогичных, разработанных для предпринимательства. На 2019 год особых изменений нет.

С точки зрения методологии основным отличием двух систем учета является План счетов . Вторым после наименований и нумерации счетов важным отличием бюджетного учета от бухгалтерского является порядок формирования и сдачи форм отчетности . Она предоставляется не только в налоговые органы, но и учредителю организации.

Основными документами, регулирующими бюджетный учет, являются инструкции, выпускаемые Минфином, который регламентирует и бухгалтерский учет. Они носят как общий, так и частный характер, относясь к деятельности только одного типа учреждений.

Бюджетные учреждения делятся на три основные группы – бюджетные, автономные и казенные.

Для каждой из групп разработан собственный план счетов, отражающий различия в специфике их деятельности и ее регулированию.

  1. Бюджетные учреждения создаются в сфере науки, образования, культуры. Их финансирование осуществляется из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно.
  2. Казенные учреждения работают в сфере производства и науки, выполняют отдельные государственные функции или госуслуги, финансируются из бюджета на основании утвержденной сметы, их деятельность связана с использованием , они имеют собственные доходы, что рождает потребность в специфическом регулировании их финансово-бюджетной дисциплины.
  3. Автономные организации создаются, в основном, в сфере социальной поддержки населения, науки, образования, спорта и других сферах, связанных с оказанием услуг гражданам. Их финансирование осуществляется также из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно. Их отличием является то, что расчетные счета они могут открывать в коммерческих банках, а не только в Федеральном казначействе.

Основной особенностью всех типов является то, что своим имуществом они пользуются на основе права оперативного управления, финансирование получают от учредителя или напрямую из бюджета, что порождает особые требования к отчетности.

Для понимания требований к составлению и сдаче отчетности, бухгалтер должен знать классификацию субъектов бюджетного учета. В этом механизме задействовано три группы субъектов :

  • получатели средств (учреждения);
  • распорядители средств (учредители или региональные органы власти, направляющие средства их получателям);
  • главный распорядитель средств (как правило, федеральное министерство при распределении средств между автономными организациями).

Получатель средств отчитывается перед распорядителями путем составления отчетности, практически аналогичной той, которая направляется в налоговые органы.

Единый, общий для всех групп этого типа юридических лиц, План счетов бюджетного учета можно найти в Инструкции №157н . На 2019 год она претерпела серьезные изменения.

Важным изменением стали корректировки в наименованиях многих счетов, например, счет 10407 «Амортизация библиотечного фонда» переименовали в «Амортизация биологических ресурсов», счет 10707 «Библиотечный фонд» — «Биологические ресурсы». На основании Единого плана счетов разрабатываются алогичные планы для каждого из типов бюджетных организаций.

Ввели новые счета, например, 10429 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», 10449 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами».

Утратили силу счета 10540 «Материальные запасы — предметы лизинга», 10240 «Нематериальные активы — предметы лизинга», 10740 «Предметы лизинга в пути», 10990 «Издержки обращения».

Номенклатуру счетов конкретно для бюджетных учреждений регулирует Инструкция №174н , ею вводится Единый план счетов и порядок его применения, она также как и 157н серьезно изменялась дважды, теми же приказами Минфина.

Инструкция №191н вводит требования по предоставлению отчетности об исполнении бюджетов. Это особая форма отчетности, только одних форм баланса предлагается 6 видов. Выбор формы зависит от того, получателем, распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств является организация.

И, наконец, Инструкция №148н регулирует общие вопросы ведения бюджетного учета. Она регулирует правила отражения каждой хозяйственной операции,

Виды расчетов

Для любого бухгалтера бюджетного учреждения одним из самых важных областей применений правил бюджетного учета будет отражение в нем расчетов с разными группами дебиторов и кредиторов.

С подотчетными лицами

Строгий контроль за всеми видами расходования средств распространяется и на . До сих пор действует требование об оформлении расходных кассовых ордеров при выдаче наличных денег. Отчитываются сотрудники по авансовому отчету с оправдательными документами (для коммерческих организаций эти особенности документооборота уже отменены). Учитываются расчеты на синтетическом счете 020800000, имеющем большое количество аналитических счетов.

Если в коммерческих организациях недосдача является частным делом, то в учреждении – это нарушение бюджетной дисциплины. Недосдачи в понимании законодателя при разработке формулировок этой статьи бывают разного характера в зависимости от актива и причин его утраты:

  • движимого имущества;
  • денежных средств;
  • в результате недобросовестных действий ;
  • в виде судебных издержек.

Расчеты по этим видам недосдач отражаются по счету 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» . Здесь, согласно нормам п. 220 Инструкции №157н, учитываются не только недосдачи, но и хищения, своевременно невозвращенные денежные средства, выданные по авансовому отчету, невозвращенные контрагентами авансовые платежи по расторгнутым государственным контрактам, по суммам судебных издержек.

С учредителем

Для всех видов учреждений их учредителем будет орган власти или определенное министерство. Оно наделяет учреждение имуществом. Расчеты с учредителем являются одним из основных видов расчетов и их неточное или несвоевременное проведение и отражение в учете может привести к применению в отношении уполномоченных лиц мер ответственности. Операции отражаются или ежегодно или перед преобразованием организации в другую форму.

Отражаются они на счете 021006000 . В обязательном порядке на этом счете отражается переданное организации учредителем имущество, которым она не может распоряжаться самостоятельно, но пользуется поступающими от него доходами. К такому имущество относится недвижимость и другие дорогостоящие основные средства. Также здесь отражается так называемое «особо ценное движимое имущество» (термин введен одной из инструкций), которое организация приобрела самостоятельно, за счет доходов от своей деятельности.

Вместе с самим имуществом должна отражаться сумма начисленной на него амортизации, которая так и остается здесь, в случае выбытия имущества из ведения до его полной амортизации. Здесь же отражаются целевые субсидии и возврат их неизрасходованной части.

С прочими дебиторами

Этот вид расчетов отражается на синтетическом счету 021005000 «Расчет с дебиторами по доходам» и сопутствующих ему аналитических счетах. На этом же счету учитываются переплаты по налогам. Следует учитывать, что большинство расходов должно быть санкционировано учредителем или в виде утверждения сметы, или в виде предоставления разрешения на совершение конкретной расходной операции.

На субсчете 020502000 отражаются доходы от собственности, на 020503000 – доходы от реализации. Все операции дополнительно отражаются в журналах, которые ведутся по установленным формам.

Таким образом, все правила, регулирующие учет в бюджетных организациях существенно отличаются от правил РСБУ, кроме того, они претерпели ряд структурных изменений, связанных с изменением бюджетной классификации и усилением роли электронного документооборота в отношениях между государственными органами.

Бухгалтеру для того, чтобы ориентироваться во всех этих изменениях, нужно посвятить время изучению инструкций. В этом случае учет будет вестись в соответствии с новыми правилами и не возникнет проблем, связанных со сдачей отчетности.

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 года.

Регистрационный N 19713

Утверждены отдельный план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкция по его применению. Последняя устанавливает единый порядок отражения этими организациями активов, обязательств и фактов хозяйственной деятельности на счетах плана.

Хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики. В нем приводятся аналитические коды вида объекта учета, коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат) - 24-26 разряды номера счета, соответствующие структуре данных, закрепленных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете необходимой информации, а также определять по согласованию с учредителем недостающую корреспонденцию счетов.

Приказ применяется при формировании учетной политики автономного учреждения начиная с 2011 г.

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19713


Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу с 10 февраля 2019 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 г.

Комментарий

Приказом внесены изменения в план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Корректировки не связаны с вступлением в силу с 1 января 2018 г. федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Поправки приняты для приведения в соответствие плана счетов автономных учреждений и Инструкции № 183н с Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Ряд поправок принят с целью совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бюджетной деятельности, дополняет и уточняет существовавшие нормы.

Приказ Минфина России от 19.12.2017 № 238н (далее – Приказ № 238н) вступил в силу 30.01.2018.

Изменения в план счетов

Из плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (как и из Единого плана счетов) исключены счета:

  • 204 51 "Активы в управляющих компаниях";
  • 215 51 "Вложения в управляющие компании".

Передача финансовых вложений в доверительное управление отражается внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000. Одновременно сведения об активах в доверительном управлении формируются на забалансовом счете 40.

Скорректировано название счета 206 63. В новой редакции счет называется "Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления". Из текста исключено упоминание о расчетах по пенсиям (очевидно, ввиду отсутствия таких авансов).

Приказом № 238н скорректированы правила формирования номеров счетов аналитического учета (п. 3 Инструкции № 183н). Они обобщены в таблице.

Код синтетического
счета объекта учета
Разряды номера счета Примечание
1 – 4 5 – 14 15 – 17 24 – 26
207 00 раздел, подраздел нули 640 КОСГУ

По счетам аналитического учета счета 207 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам).

Ранее в тексте Инструкции № 183н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код поступления, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 640 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и автономные учреждения.

209 81 нули нули нули КОСГУ До внесения изменений в разрядах 1 – 4 номера счета 209 81 необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов.
210 05 раздел, подраздел нули* 510 КОСГУ Счет 210 05 применяется и для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. В этом случае в разрядах 1 – 4 номера счета 210 05 отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой будет отражаться доход от оказанного вида услуги (работы).
301 00 раздел, подраздел нули 810 КОСГУ

По счетам аналитического учета счета 301 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам).

Ранее в тексте Инструкции № 183н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код выбытия, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 810 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и автономные учреждения.

* Очевидно, в тексте п. 3 Инструкции № 183н в новой редакции допущена опечатка. В нем сказано, что в разрядах 5 – 17 номера счета 210 05 указывается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510. Этот код ставится в разрядах 15 – 17 номера счета. Следовательно, по общему правилу в разрядах 5 – 14 номера счета отражаются нули.

Обратите внимание, в п. 2.1 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), было внесено изменение, согласно которому в разрядах 1 – 17 номера счета 201 00 "Денежные средства учреждения" ставятся нули. Ранее в разрядах 1 – 4 номеров счетов учета денежных средств необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов.

В пункт 3 Инструкции № 183н аналогичная корректировка не внесена. По нашему мнению, в целях сопоставимости показателей автономные учреждения также должны указывать нули в разрядах 1 – 17 номера счета 201 00. Косвенно это подтверждает наличие нулей в разрядах 1 – 17 номера счета 209 81 "Расчеты по недостачам денежных средств".

Учет нефинансовых активов

Корреспонденции счетов по внутреннему перемещению объекта основных средств между материально ответственными лицами распространяются также на передачу имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение. Одновременно информация о переданных объектах основных средств отражается на соответствующих забалансовых счетах 25, 26. Уточнение внесено в пункт 9 Инструкции № 183н. Аналогичное положение введено для нематериальных и непроизведенных активов (п.п. 16, 21 Инструкции № 183н).

Пункт 53 Инструкции № 183н дополнен новым положением, которое применяется при отражении в учете передачи фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение) балансодержателю объекта для отнесения суммы вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости объекта. Иными словами, имеется в виду ситуация, когда объект числится на балансе одного учреждения, а функции по поддержанию этого объекта в рабочем состоянии возложены на другое учреждение (обособленное подразделение).

Операция оформляется записью по кредиту счетов 0 106 11 000, 0 106 21 000, 0 106 22 000, 0 106 24 000, 0 106 31 000, 0 106 32 000, 0 106 34 000, 0 106 41 000, 0 106 42 000, 0 106 44 000 и дебету счетов:

  • 0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 340 – при передаче вложений головному учреждению, обособленному подразделению (филиалу);
  • 0 401 20 241 – при передаче государственным и муниципальным организациям.

В отличие от п. 53 Инструкции № 174н в аналогичном пункте для автономных учреждений не исключены абзацы, которые определяют корреспонденции счетов при списании вложений, в т.ч. в объекты незавершенного строительства, в случаях:

  • уничтожения в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;
  • уничтожения в результате террористических актов, иных действий не по воле учреждения как правообладателя.

Налицо несогласованность отражения одних и тех же операций в инструкциях для бюджетных и автономных учреждений. Очевидно, до внесения Минфином России уточнений автономные учреждения должны применять положения п. 53 Инструкции № 183н в действующей редакции.

Расчеты с подотчетными лицами

Пункт 109 Инструкции № 183н дополнен корреспонденциями счетов для списания с балансового учета задолженности перед подотчетными лицами, не востребованной кредиторами. Операция отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами". Одновременно списанная кредиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами".

Финансовый результат

Уточнен порядок учета субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания:

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись Пункт
Инструкции
№ 183н
Примечание
дебет счета кредит счета
1 Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания на основании соглашения с учредителем 4 205 31 560 4 401 40 130 186

Ранее для начисления доходов от субсидии на выполнение задания были предусмотрены две записи. Применение той или иной корреспонденции зависело от периода, в котором заключено соглашение о предоставлении субсидии.

Если соглашение заключалось в текущем году на очередной финансовый год, должны были отражаться доходы будущих периодов на счете 4 401 40 130.

Если соглашение заключалось в текущем году на этот же год, доход должен был начисляться в обычном порядке по счету 4 401 10 130.

Теперь запись по счету 4 401 10 130 предусмотрена только для случая, когда в текущем финансовом году увеличивается объем субсидии (при изменении условий соглашения по предоставлению субсидии).

Таким образом, изменения подразумевают, что соглашение о предоставлении субсидии должно быть заключено до начала финансового года, на который утверждено задание.

2 Признаны доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленные доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания 4 401 40 130 4 401 10 130 186 Запись делается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения, заключенного с учредителем (вне зависимости от факта перечисления субсидии).
3 Увеличен в текущем финансовом году объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания 4 205 31 560 4 401 10 130 96, 178 Запись делается при изменении в текущем году условий соглашения по предоставлению субсидии.
4 Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания 4 401 10 130 4 303 05 730 178

Остаток субсидии возвращается, если не достигнуты установленные заданием показатели, характеризующие объем государственных (муниципальных) услуг (работ).

Основанием служит отчет о выполнении задания, представленный учредителю.

Пункт 97 Инструкции № 183н уточнен в части получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки продукции, товаров) по госконтрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива. Одновременно с поступлением денег на лицевой счет автономного учреждения на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции, товаров) уменьшается ранее принятое к учету казначейское обеспечение обязательств по забалансовому счету 10.

Порядок учета операций по контракту с казначейским сопровождением (казначейским аккредитивом) разъяснен в письме Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-10/68702.

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

Порядок отражения в учете расчетов по НДС по уплаченным авансам приведен в соответствие с нормами НК РФ. Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В Инструкции № 183н в прежней редакции были предусмотрены следующие корреспонденции:

  • Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 13 660 – принят к вычету НДС по авансу, перечисленному поставщику, исполнителю, подрядчику (п. 116 Инструкции № 183н);
  • Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 115 Инструкции № 183н).

Корреспонденция из п. 115 Инструкции № 183н противоречила порядку учета НДС, установленному НК РФ. Кодексом предусмотрено восстановление в бюджет НДС, принятого к вычету с предоплаты, а не зачет. Этот недостаток исправлен в новой редакции п. 115 Инструкции № 183н: для восстановления суммы НДС в учете должна быть сделана запись по дебету счета 0 210 13 560 и кредиту счета 0 303 04 730. Порядок отражения в программе расчетов по НДС по авансам, выданным на счете 210 13, показан в практических статьях справочника хозяйственных операций по "1С:БГУ 8" для бюджетных и автономных учреждений.

Санкционирование расходов

В новой редакции п. 196 Инструкции № 183н допускается использование корреспонденции со счетом 502 07 "Принимаемые обязательства" при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По общему правилу счет 502 07 не применяется при принятии обязательств в рамках закупок у единственного поставщика, а также по расходам, не связанным с закупками товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 308 Инструкции № 157н).

В ряде случаев контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в результате признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся. Эти случаи перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). В таких ситуациях контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки.

Минфин России в письме от 15.04.2016 № 02-07-10/21917 разъяснял, что учреждение вправе в рамках учетной политики распространить положения Инструкции № 157н в части принимаемых обязательств на применение счета 502 07 при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в т.ч. согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Теперь положения этого письма внесены в Инструкцию № 183н.

Таким образом, в случаях, перечисленных в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также в иных ситуациях, установленных учетной политикой, учреждение вправе при заключении контракта с единственным поставщиком использовать счет 502 07. Однако по общему правилу этот счет, как и ранее, применяется при заключении договоров с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), применять его для заключения договоров с единственным поставщиком необязательно.

В целом план счетов бюджетного учета, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между инструкциями № 174н от 16.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" и № 183н от 23.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" можно назвать минимальными.

В целом план счетов бюджетного учета , планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между инструкциями № 174н от 16.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" и № 183н от 23.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" можно назвать минимальными.

По сравнению с действовавшей ранее Инструкцией № 148н (приказ Минфина России от 03.11.2011 № 148н "О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2011 № 117н") в инструкции № 162н (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению"), 174н, 183н были добавлены бухгалтерские записи по списанию просроченной задолженности. Ничего принципиально нового они не содержат, их отсутствие в Инструкции № 148н можно объяснить только недосмотром. Вместе с тем, и в Инструкции № 162н бухгалтерские записи по списанию задолженности приведены не для всех ее видов. Полная корреспонденция счетов содержится только в двух последних по времени выхода инструкциях № 174н и № 183н:

Счет учета просроченной задолженности

КОСГУ

Инструкция № 148н

Инструкция № 162н

Инструкция № 174н

Инструкция № 183н

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Основные различия между планами счетов и инструкциями по их применению обусловлены следующими особенностями деятельности государственных (муниципальных) учреждений:

По сфере деятельности. В планах счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений отсутствуют счета учета, используемые финансовыми органами и органами казначейства, а также счета учета имущества казны; не предусмотрены счета учета доходов по кодам 110 КОСГУ, 151 КОСГУ, 160 КОСГУ (в рамках групп счетов 205 00, 401 10) и счета учета расходов по кодам 251 КОСГУ, 261 КОСГУ (в рамках групп счетов 206 00, 302 00, 401 20).

По способам финансового обеспечения. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов отсутствуют счета учета расчетов с финансовым органом по поступлениям в бюджет (210 02, 210 04) и по платежам из бюджета (304 05), а также счета учета бюджетных ассигнований (503 00) и лимитов бюджетных обязательств (501 00), предусмотренные для казенных учреждений.

У казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета отсутствуют счета 507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и 508 00 "Получено финансового обеспечения", предусмотренные для бюджетных и автономных учреждений. Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено отражение на счете 504 00 "Сметные (плановые) назначения" сметных назначений не только по расходам (как для казенных), но и по доходам. Сметные назначения по доходам отражаются по кредиту счета 504 00 и дебету счета 507 00.

Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено использование счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами", в т. ч. с целью отражения временного использования средств одного источника финансового обеспечения для оплаты обязательств, принятых за счет другого источника, и последующего восстановления использованных средств.

По праву на распоряжение имуществом. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов бухгалтерского учета предусмотрено выделение особо ценного движимого имущества (аналитическая группа 20 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов), в т. ч. и в составе материальных запасов. Для казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета предусмотрено только иное движимое имущество (аналитическая группа 30 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов).

По взаимоотношениям с учредителями. В планах счетов бюджетных и автономных учреждений предусмотрен счет 210 06 "Расчеты с учредителем". В частности, в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н приведены бухгалтерские записи при поступлении основных средств и нематериальных активов в оперативное управление учреждения и возврате учредителю при прекращении оперативного управления в корреспонденции со счетом 210 06.

В соответствии с положениями п. 238 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждения единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" (далее – Инструкции № 157н) и исходя из особенностей правового статуса казенных учреждений, у них не должно быть никаких расчетов с учредителем. Счет 210 06 не упомянут в Инструкции № 162н. Тем не менее, видимо, по недосмотру, счет 210 06 указан в Плане счетов бюджетного учета, а также в таблице соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", доведенной письмом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396.

По распоряжению денежными средствами. В плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в отличие от автономных не предусмотрено использование счетов 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах вкредитной организации", 0 201 22 000 "Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации".

По ограниченному использованию автономными учреждениями КОСГУ. В Плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений использование кодов КОСГУ, отражающих увеличение и уменьшение активов и обязательств, не предусмотрено (коды 310–410, 510–610, 560–660, 730–830 и т. д.). Коды КОСГУ применяются только в счетах учета затрат и доходов, внутриведомственных расчетов, плановых показателей (109 00, 401 00, 304 04, 502 00, 504 00, 507 00, 508 00). Также в текст Инструкции № 183н внесено описание экономического содержания операций для выбора аналитического счета в рамках счетов 302 00, аналогичное положениям законодательства о применении КОСГУ.

Российская Федерация

ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (Приказ)

Закон прост : План счетов и Инструкция по его заполнению включены в систему отдельными документами

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов и Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) автономными учреждениями приказываю:

1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Настоящий Приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 года.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов Российской Федерации
А.Л.КУДРИН



Рассказать друзьям