Египетские мужчины фараоны. Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Жизнь правителей всегда кажется чем-то загадочным и увлекательным, но что если речь идёт о людях, со дня смерти которых прошли тысячи лет? Точно сказать, как жил фараон в Древнем Египте мы не можем, но некоторые «косвенные улики» помогают нам сделать выводы касательно быта людей, ради погребения которых построили величественные пирамиды.

Роль фараона в Древнем Египте

К фараону относились не просто как к правителю определённого региона. Для своих подданных он был не царём, а настоящим посланником богов, содержащим в себе их великую силу и мудрость. По мнению древних египтян именно фараон:

  • Регулировал смену дня и ночи.
  • Заставлял воды Нила течь.
  • Дарил богатые урожаи.
  • Обеспечивал божественную помощь во время военных походов.
  • Оберегал от эпидемий и прочих кар.

В такой ситуации, можно припеваючи жить и даже не думать об укреплении собственной власти, ведь всё население в буквальном смысле боготворит правителя.

Но положение дел резко менялось, когда приходил черёд бед:

  1. Неудача в военном деле.
  2. Бунт рабов.
  3. Страшная эпидемия, «выкосившая» четверть населения.
  4. Неурожайный год и, как следствие, голод.

Всё это тоже «списывалось» на фараонов. Мол, утратил наш правитель божественное покровительство и теперь ничего хорошего случиться не может. Чтобы не попасть в опалу приходилось действительно заботиться о благополучии собственного государства.

Как поддерживалась дисциплина в войске фараона?

Война во все времена считалась одним из вариантов решения проблемы. Благодаря удачному набегу на соседей можно было:

  • Захватить тысячи рабов. В дальнейшем они попадали на невольничьи рынки и до конца своих дней прислуживали в домах зажиточных египтян или трудились на возведении монументальных построек.
  • Присоединить к своему царству немного территории. Власти мало не бывает.
  • На протяжении десятилетий получать с покорённых территорий налоги и контрибуции. Победить необходимо всего один раз, а вот выплаты от новых подданных будут поступать регулярно.
  • Распространить свою религию среди ближайших племён. Особенно приятно, что в качестве одного из божественных существ, в случае с Древним Египтом, выступает сам фараон.

Для достижения всех этих целей фараоны содержали многочисленные армии, костяк которых составляло местное население. Помимо этого в войске служили наёмники и негры.

В период феодальной раздробленности было сложно говорить о какой-то дисциплине. Но после объединения, судя по всему, её уровень несколько возрос.

Предполагается, что эффективность и полное подчинение было обусловлено:

  1. Постоянными воинскими тренировками.
  2. Введением системы поощрений за успехи в «ратном деле».
  3. Жёсткие наказания за провинности.

Стоит отметить, что речь идёт о «бронзовом веке», так что всё вооружение и броня выполнялись из этого материала. Во всяком случае, у египетской армии. Противники не всегда были оснащены даже этими «новинками» вооружения.

Как умер Тутанхамон?

Смерть большинства правителей Древнего Египта не вызывает у общественности особого интереса. За одним исключением и имя ему - Тутанхомон. И прежде чем перейти к его смерти, стоит сказать пару слов о жизни царя:

  • В 10 лет взошёл на престол.
  • Правил 9 лет.
  • Восстановил культ старых богов.
  • Справлялся с противоречиями двух религий.
  • Не принимал непосредственного участия в военных кампаниях, что не мешало войску, под предводительством приближенных лиц, одерживать победы.

А вот умер фараон в возрасте 19 лет, при невыясненных обстоятельствах. На теле правителя были обнаружены:

  1. Переломы рёбер.
  2. Множественные повреждения грудной клетки.
  3. Травмы головы.
  4. Переломы верхних конечностей.

Самая распространённая версия - гибель во время охоты . Молодой фараон выпал из колесницы и попал под колёса, что и привело к множественным повреждениям.

Неврологи высказывают мнение, что возможно гибели поспособствовала эпилепсия, которая могла возникнуть из-за частого кровосмешения. На протяжении многих столетий фараоны предпочитали брать в жёны только своих сестёр, дабы «не разбавлять» божественную кровь.

Как хоронили фараонов?

Подготовка к похоронам начиналась ещё при жизни правителя:

  • Возводился монументальный некрополь - пирамида.
  • Сразу после смерти тело фараона подвергалось бальзамированию.
  • Извлекались внутренние органы, дабы избежать процессов гниения.
  • Тело обрабатывалось специальными бальзамами и растворами.
  • Труп оборачивали бинтами, дабы замедлить процесс разложению и перекрыть доступ воздуха к плоти.
  • На церемониальной ладье тело фараона доставлялось к подножию пирамиды.
  • Внутрь святилища заходили лишь жрецы и их приближённые лица.
  • После проведения всех церемоний гробница опечатывалась.

Сама погребальная церемония дошла до нас в неполном виде и по большому счёту состоит из набора ритуалов и заклинаний, которые, по мнению жрецов, должны были провести владыку в загробную жизнь.

Как и все язычники, древние египтяне оставляли рядом с прахом фараона вещи, которые должны были пригодиться ему «на том свете». Именно эти реликвии на протяжении тысячелетий привлекали «охотников за сокровищами».

Жизнь Египетского правителя

По большому счёту, фараоны жили как посланники богов на земле:

  1. К общению с ними допускался лишь ограниченный круг людей.
  2. Прислуживали царям дети жрецов.
  3. К правителям относились как к непосредственному продолжению божественной воли.
  4. Фараон имел право получить всё, что ему захочется в пределах своих владений.
  5. Власть царя была абсолютной, её не ограничивал никакой свод правил или законов.
  6. Подобно крестьянам, фараоны могли страдать от инфекционных заболеваний. Хоть они и получали наилучшее, по тем временам, медицинское обслуживание, но это была медпомощь образца 2-3 тысячелетия до нашей эры.
  7. Были центральными фигурами религиозного культа.

Но на самом деле картина была не столь радужной, как может показаться на первый взгляд. Царю приходилось придерживаться ритуалов, сформировавшихся за всё время существования династии. Участие в религиозных обрядах было одним из обязательных моментов, ведь так постановили сами боги.

Мода на мумии и пирамиды уже прошла, но до сих пор многие люди интересуются, как жил фараон в Древнем Египте и могли ли египтяне самостоятельно построить одно из чудес света. Археология даёт нам ответы лишь на часть вопросов, кое-что остаётся на откуп фантазии.

Видео о временах правления Тутанхамона

В данном ролике будут описаны все интересные факты о жизни фараонов в Древнем Египте:

Аменхотеп III хранит загадочную полуулыбку.

Череп Аменхотепа III. Передних зубов нет, остальные источены кариесом. Неужели такие же зубы были и у Нефертити?

Аменхотеп III был одним из величайших правителей Древнего Египта. Страна достигла при нем расцвета: возводились огромные статуи и великолепные храмы, золото текло рекой, не было недостатка в хлебе, пиве и рабах. Фараон и его приближенные жили в холе и неге. Однако изучение его мумии показало недавно, что жизнь Аменхотепа была сплошной пыткой: каждый кусок пищи вызывал мучительную боль. Его зубы (те, которые еще оставались) сгнили до корней. Но почему он не обращался к врачам?

Вопреки распространенному даже в научных книгах мнению, в Древнем Египте не было стоматологии. Исследование более 500 египетских черепов из музейных коллекций, проведенное англичанкой Джудит Миллер, переквалифицировавшейся из зубного хирурга в египтологи, выявило ужасающую картину состояния зубов древних египтян. На челюстях не обнаружено никаких следов лечебного воздействия. Так что если у кого-то из жителей богатейшей и культурнейшей империи начинали болеть зубы, оставалось только сжать их и терпеть.

Исследованы черепа детей и взрослых за период от додинастических времен (6000 лет назад) до оккупации Египта римлянами (2000 лет назад). Почти во всех черепах не хватает хотя бы одного зуба, а оставшиеся стерты до пеньков и изъедены кариесом. Во многих случаях видны следы абсцессов или хронической инфекции челюстных костей. Но основным стоматологическим бедствием на протяжении почти всей истории Египта был износ зубов.

Чем же питались египтяне тысячи лет назад? Об этом можно узнать по содержимому мусорных куч и свалок, раскопанных археологами, из папирусов с перечислением съестных припасов, отпущенных для питания солдат и рабов, из надписей на стенах храмов, где перечислены припасы, предложенные в жертву богам, и, наконец, о диете египтян можно судить по пище, запасавшейся в пирамидах для загробной жизни похороненных.

До возникновения государства с династиями фараонов кочевники добывали пищу охотой, рыболовством и собирательством. В рационе было много белков. Около 4000 года до н.э. люди начали оседать по берегам Нила и браться за полеводство, что привело к увеличению доли углеводов в питании. К появлению первых фараонов египтяне уже выращивали ячмень и примитивную пшеницу-двузернянку, овощи, бобовые культуры, фруктовые деревья. Держали скот, пили молоко, возможно, делали сыр. В рационе простого человека мясо было редкой роскошью, но фараоны и придворные потребляли много говядины.

При такой здоровой диете что могло портить зубы? Основным виновником износа был хлеб. Его выпекали из мелких зерен примитивного предка современной пшеницы, смолотых сначала в ручных каменных мельницах, потом - жерновами из песчаника. В любом случае хлеб содержал мелкий песок от жерновов, песок пустыни залетал в тесто при обработке и выпечке, так как пекарни находились прямо под открытым небом. А иногда песок нарочно добавляли к зерну, чтобы улучшить его перемалывание и получить более мелкую муку. Такой хлеб нещадно истирал зубы. Кроме того, хлебный мякиш из двузернянки был очень липким. Он долго оставался на зубах и застревал между ними, давая приют микробам, вызывающим кариес. А чистить зубы египтяне еще не додумались.

С появлением греческой династии Птолемеев в начале IV века до н.э. в Египет пришла более высокая греческая культура производства муки и хлебопечения. Пшеницу-двузернянку сменила близкая к современным сортам твердая пшеница, хлеб стал мягче и не таким липким.

Но с установлением государства Птолемеев появился еще один бич для зубов - мед. До того собирали мед диких пчел, он из-за своей редкости высоко ценился, но был доступен в основном фараонам и жрецам. Так что Аменхотеп III ел абразивный и липкий хлеб с не менее липким медом. Но, когда в Египте завелись пасеки, медом смогли баловаться и те, кто до тех пор удовлетворял любовь к сладкому финиками и фигами. Так что истирание зубов ослабло, а кариес усилился.

Из папирусов известны имена семи зубных врачей, причем шесть из них жили в Древнем царстве (2800-2250 годы до н.э.), а седьмой - на полторы тысячи лет позже. Чем они занимались - неясно, возможно, заговаривали зубы заклинаниями или предлагали отвары из растений, способные ослабить зубную боль. В начале ХХ века немецкие археологи нашли в одной из египетских гробниц два человеческих зуба, соединенных золотой проволокой, и предположили, что это зубопротезный мост. Но, скорее всего, это был просто амулет, который носили на одежде. Во всяком случае, на изученных Миллер черепах нет никаких следов искусства дантистов. Даже в тех случаях, когда источенный болезнями зуб еле держался в челюсти, его не удаляли, хотя это могло избавить пациента от мучений.

К египетским царям относились как к настоящим живым богам. Они были правителями одной из первых великих цивилизаций, жили в роскоши, и в их руках находилась доселе невероятная для одного человека власть.

Египетские правители жили припеваючи, пока целые сотни или даже тысячи людей погибали во время строительства величественных пирамид и статуй в их честь. А когда умирали сами фараоны, их хоронили в гигантских гробницах, которые скрывали их тела от посторонних глаз почти 4000 лет.
В истории человечества никто прежде не имел подобной абсолютной власти и влиятельности и не жил в таком достатке, как фараоны. Порой такое всемогущество очень портило царей, что вполне неудивительно для несовершенной человеческой натуры.

10. Одержимость пигмеями и фараон Пепи II



Пепи (Pepi) Второму было примерно 6 лет, когда он стал царем Египта, то есть когда ему было поручено править целым царством, он был всего лишь маленьким ребенком. Несомненно, в руках Пепи было сосредоточено намного больше власти, чем стоит доверять 6-летнему несмышленышу.
Неудивительно, что юный царь с детства был очень испорченным ребенком. Вскоре после своего вступления на трон, Пепи получил от исследователя по имени Харкуф (Harkhuf) письмо, в котором тот рассказал фараону историю о встрече с танцующим пигмеем (представитель низкорослого африканского народа, обитающего в экваториальных лесах). Это послание настолько поразило и воодушевило фараона, что он захотел увидеть диковинного пигмея лично.
«Бросай все и приезжай с ним ко мне во дворец!», – написал в ответ Пепи. Ребенок распорядился, чтобы с Харкуфом ничего не случилось, и серьезно позаботился об охране. «Когда вы будете садиться в лодку, собери доверенных слуг, и пусть они обступят пигмея со всех сторон во время ходьбы по трапу, чтобы тот ни в коем случае не упал в воду! Когда пигмей будет ложиться спать в свой гамак, вокруг него тоже должны лежать преданные тебе люди. Каждую ночь проверяй его по 10 раз!», – строго приказал фараон. В итоге Пепи заполучил своего пигмея в целости и сохранности.
С детства он привык получать все желаемое и считать себя намного более важным, чем кто-либо еще на Земле. Ко времени, когда он достиг более зрелого возраста, фараон был уже настолько испорченным и капризным человеком, что даже заставлял своих рабов обмазываться медом и ходить вокруг него голышом, чтобы Пепи не беспокоили мухи.

9. Гигантские генитальные памятники царя Сесостриса



Сесострис (Sesostris) был одним из самых великих военачальников в истории Египта. Он отправлял военные корабли и армии во все концы известного ему мира и распространил египетское царство дальше, чем кто-либо из других правителей этой империи. После каждой битвы в честь своего успеха Сесострис устанавливал огромные колонны с изображением половых органов.
Царь оставлял эти столбы на месте всех своих сражений. На многих из них были выгравированы тексты про то, кем он был, как он поборол своего врага, и про свою уверенность в божественном одобрении его политики вторжения во все чужеземные страны.
Вдобавок, Сесострис оставлял на этих колоннах деталь, которая была призвана характеризовать армию поверженного противника. Если соперники были сильны и сражались достойно, он добавлял на монумент изображение полового члена. Но если враг был немощен, на памятнике появлялась гравировка в виде женского полового органа.
Эти колонны возводились по всему материку, и просуществовали еще немало времени. Даже знаменитый древнегреческий историк Геродот видел несколько позорных столбов Сесостриса. 1500 лет спустя некоторые из них все еще стояли в Сирии, напоминая о поражениях их предков.

8. Умывания мочой и фараон Ферос



Сын Сесостриса, Ферос (Pheros), был слепым. Возможно, это было наследственное заболевание, но официальная версия египетских хроник гласила, что наследника престола прокляли. Согласно легенде Нил стал затапливать берега империи, и Ферос разозлился, что река причиняет ущерб его царству. В ярости он бросил в нее свое копье. Фараон надеялся, что так он проткнет дно Нила и спустит всю воду, но возмущенные его дерзостью боги прокляли правителя слепотой.
Спустя 10 лет оракл сказал Феросу, что его зрение можно вернуть. Все, что для этого требуется, – умыться уриной женщины, которая никогда не спала ни с кем, кроме собственного мужа.
Ферос попробовал мыть глаза мочей своей жены, но это не помогло. Он так и не прозрел, а жена лишь разводила руками, уверяя, что не изменяла ему. Тогда фараон собрал всех женщин в городе, приказал им всем по очереди сходить в туалет в один и тот же кувшин, и поочередно выливал его содержимое себе на глаза.
Это сработало. Спустя несколько десятков женщин Ферос нашел самую верную египтянку и исцелился. На радостях царь женился на этой девушке, а свою прежнюю жену сжег. По крайней мере, именно так гласит легенда. Хотя вряд ли зрение фараона спасла волшебная урина, и может быть, такую историю сочинили, чтобы оправдать его странное пристрастие к женской моче.

7. Поддельная борода Хатшепсут



Хатшепсут (Hatshepsut) – была одной из немногих женщин, удостоившейся царствования над древним Египтом. У нее были большие планы на империю, но на пути к успеху царице нужно было преодолеть некоторые преграды. В то время Египет хоть и был намного более прогрессивной страной, чем другие, но и здесь к женщинам относились не на равных, и поэтому царице приходилось нелегко.
Чтобы упростить свое положение, она даже приказала своим людям, чтобы они всегда рисовали ее мужчиной. На всех изображениях Хатшепсута должна была быть представлена публике с мускулистым телом и с бородой. Царица звала себя «Сыном Ра» и на людях предположительно тоже всегда носила поддельную бороду. Ей казалось, что так простые подчиненные и знатные египтяне будут воспринимать ее серьезнее.
Хатшепсут удалось немало хорошего совершить для своего царства, и она думала, что во многом причиной этому были ее уловки и переодевания в мужчину. Однако в итоге ее сын сделал все возможное, чтобы стереть наследие своей матери из истории страны, чтобы никто не знал, что Египтом управляла женщина. Это удалось ему настолько хорошо, что до 1903 года никто и не подозревал, что Хатшепсут была женщиной.

6. Плохо пахнущая дипломатия царя Амасиса



Амасис (Amasis) был не самым вежливым и воспитанным царем в истории древнего Египта. Он был не только алкоголиком, но и клептоманом – фараон воровал вещи своих друзей, а потом убеждал их, что это никогда не были их вещи.
Трон он заполучил силой. Прежний царь империи послал его подавить восстание, но когда Амасис прибыл на место, он понял, что у бунтарей очень большие шансы на победу. Тогда же он и решил возглавить их, вместо того чтобы исполнить поручение законного фараона. Амасис не был утонченным дипломатом, поэтому войну он объявил очень грубо – поднял ногу, пукнул и сказал гонцу: «Передай это своему царю!».
Все непристойные привычки Амасиса имели свои важные последствия. Когда он был простым клептоманом, Амасиса отправили предстать перед жрецами, чтобы те решили, виновен ли он или нет. Когда же Амасис стал фараоном, он наказал всех провидцев, которые оправдали его ранее. Царь считал, что если жрецы на самом деле разговаривали с богами, они должны были бы знать, что он был воришкой, а не позволить ему спастись от суда.

5. Город безносых преступников и правитель Актисанес

Народ Амасиса не смог долго выносить такого царя. Он был очень грубым и суровым фараоном, поэтому вскоре его свергнули с трона. В этот раз египетскую революцию возглавил эфиоп по имени Актисанес (Actisanes), который собирался править намного мудрее и милосерднее своего предшественника.
К преступникам у него был свой подход. Каждому, кто совершил какое-то преступление, палачи отрезали нос, а затем виновного отправляли жить в город Риноколура (Rhinocolura), что буквально так и переводится – город отрезанных носов.
Там проживали исключительно безносые преступники, которым приходилось выживать в самых суровых условиях в стране. Вода в Риноколуре была очень грязной, а свои дома покалеченные жители строили из осколков щебня.
На первый взгляд все это не вяжется с обещанием нового фараона быть мягче Амасиса, но для 6 века до нашей эры это на самом деле считалось вершиной щедрости в отношении преступников. Римляне писали про Риноколуру, что это пример очень хорошего отношения Актисанеса к своим подчиненным. В древние времена, если за преступление тебе отрезали нос, это считалось большой удачей.

4. 100 детей царя Рамзеса II



Рамзес (Ramses) Второй жил так долго, что люди даже начали переживать, что он не умрет никогда. Во времена, когда большинство царей убивали в течение первых лет их правления, Рамзес прожил очень много – 91 год. И все это время он хорошо проводил время. За всю свою жизнь он не только построил больше статуй и памятников, чем другой царь Египта, но и переспал с большим количеством женщин, чем кто-либо еще в стране.
К своей глубокой старости у Рамзеса было не меньше 100 детей от 9 жен. Чтобы произвести на свет столько наследников, в постели нужно провести немало времени. Рамзес женился почти на каждой девушке, в которую он влюблялся. Когда он вторгся в Хетское царство, фараон отказался заключать мир с правителями этих земель, пока они не отдадут ему свою старшую дочь. Также он не стеснялся обращать свой взгляд на собственных дочерей. Рамзес женился на трех из них, включая свое первое дитя.
Возможно, таких жен у фараона было четыре. Историки пока не уверены, была ли Генутмир (Henutmire) его дочерью или его сестрой, но поскольку речь идет о Рамзесе II, нет никакой разницы, кем она была до того, как стала его женой.

3. Ненависть фараона Камбиса к животным



Камбис (Cambyses) не был египтянином, он был персом и сыном Кира (Cyrus) Великого. После того, как его народ покорил Египет, Камбиса поставили главой над захваченной землей. За свое правление он особенно прославился ненавистью к животным.
Почти в каждой истории египтян про Камбиса есть отрывок про убиение какого-нибудь зверя. В самом начале своего царствования фараон отправился навестить Аписа (Apis), быка, которого египтяне боготворили. Прямо перед жрецами, ухаживающими за живым божеством, царь выхватил кинжал и принялся бить им животное, смеясь в лицо сановникам со словами: «Это бог, достойный египтян!».
Как бы не казалось, но причиной убийству несчастного быка не было его отношение к египтянам. На самом деле сыну Кира просто очень нравилось смотреть на страдания зверей. Во времена своей власти Камбис устраивал бои между львятами и щенками, и заставлял свою жену смотреть, как животные раздирают друг друга на части.

2. Город царя Акенатена, построенный на сломанных спинах



Акенатен (Akhenaten) полностью изменил Египет. До того как он занял свой трон, у египтян было много богов, но Акенатен запретил политеизм и оставил только одного кумира – Атона, бога солнца. Это означало серьезные перемены в жизни Египта, на внедрение которых ушло очень много сил. Так много, что фараон утомил свой народ буквально до смерти.
В честь единого бога Атона царь Акенатен построил целый новый город – Амарну (Amarna). Фараон согнал на стройку 20 000 человек, и ему было не важно, какой ценой им дастся участие в этой миссии, и как они будут себя чувствовать. Несчастные египтяне должны были перенести все нагрузки или умереть. Основываясь на анализе костей с городского кладбища, археологи заключили, что свыше двух третей умерших здесь рабочих ломали кости, и у целой трети из них был сломан позвоночник.
Людей очень плохо кормили. Почти каждый житель нового города был истощен, и никому не позволялось заняться лечением или отдыхать слишком долго. Если кто-то нарушал правила, пытался урвать себе лишний кусок еды или ленился, непослушного подчиненного приговаривали к казни и закалывали ножом.
Все эти страдания египтян оказались тщетной жертвой, потому что сразу после смерти Акенатена все его начинания были уничтожены, а его бесславное имя было почти стерто из истории Египта.

1. Отказ фараона Менкура умирать



Даже фараон умирает. И хотя великие имена египетских царей всегда сопровождались титулом «вечный» или «бессмертный», каждый правитель знал, что придет и его черед покинуть этот мир. Они строили для себя пирамиды, чтобы комфортно провести загробную жизнь, но все же каждый из фараонов однажды испытывал сомнения в том, что ждет человека после того, как его веки сомкнутся в последний раз.
Менакур (Menkaure), фараон, правивший в 26 веке до нашей эры, точно сомневался в том, что произойдет после его смерти. Когда к нему пришел оракл и сообщил, что царю осталось жить всего 6 лет, тот был поражен до глубины души и повергнут в истинный ужас. Менакур делал все возможное, чтобы избежать смерти.
Однажды он решил, что сможет перехитрить богов. Фараон думал так: если ночь никогда не наступит, не придет и новый день, а если следующий день не наступит, время не сможет двигаться вперед, и это значит, что Менакур не умрет. Поэтому каждый вечер он зажигал как можно больше ламп и свечей, и убеждал себя в том, что продлевает светлое время суток. Весь остаток своей жизни ночью царь почти не спал, проводя время при свете рукотворных светильников, распивая алкоголь и веселясь до утра, одновременно боясь, что вот-вот наступит тот самый момент, когда «погаснет его свеча».

Согласно мифологии, в древние времена Египтом правили боги. Но потом боги покинули Египет, оставив на своем месте фараонов - своих сыновей.

Титул и атрибутика

В 5 классе вы узнали, что изначально Египет был разделен на два царства - Верхнее и Нижнее. В каждом из них правил свой самодержец, однако, позже, в ходе войн, Египет был объединен под властью одного правителя.

Именование фараона состояло из пяти имен. Первое было связано с богом Гором. Оно говорило о вере народа в его святость. Второе связывалось с богинями Нехбет и Уаджет, покровительницами Верхнего и Нижнего Египта. Третье имя - золотое, символизирующее вечность. Четвертое имя было тронным, а пятое было личное и получаемое при жизни.

Фараонам было запрещено быть на людях без головного убора, именуемого пшент, представляющего собой объединение отдельных корон Верхнего и Нижнего Египта. Также в отличие от белых платков простолюдинов, фараоны Древнего Египта носили золотые платки с голубыми полосами.

Символами власти фараона был короткий жезл с крюком наверху, плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и голову шакала наверху, а так же крест с петлей, именуемый анкх - символ вечной жизни.

Важной особенностью правителей была накладная борода, которые носили и женщины-фараоны.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

После смерти фараонов, которые имели безусловное божественное происхождение, подвергали бальзамированию, а затем и мумификации. Их тело помещалось в каменные саркофаги и погружалось сначала в мастабы, а со времен фараона Джосера - в пирамиды, являющимися их усыпальницами. Там фараоны должны были воссоединиться с богами.

Список и описание фараонов Древнего Египта

Первым фараоном Первой династии был Нармер Менес (3060-3007 до н.э.).

Именно он объединил Египет и начал править обеими его частями.

Рис. 1. Карта Верхнего и Нижнего Египта.

Золотой век переживал Египет при фараоне Джосере, второго представителя 3 -ей династии. Именно при нем началось строительство пирамид. Джосер осуществил много военных походов и смог подчинить Синайский полуостров.

При фараоне Хеопсе (Хуфу) была возведена самая высокая пирамида, являющаяся единственным сохранившемся чудом света.

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Правление царицы Хатшепсут также было прекрасным для Египта. Она организовала экспедицию в Пунт, развивала архитектуру и проводила военные походы.

В список фараонов, которые вели захватнические войны и занимались расширением своих границ, также входят Аменхотеп 4, Сети 1, Аменхотеп 3, Тутмос 3.

При Тутмосе 3 Египет достиг своего максимального расширения на северо-запад, владея Сирией и восточным побережьем Средиземного моря. Только войска Ассирии и Вавилона смогли остановить Тутмоса 3 в его походах.

Основными направлениями захватнической деятельности фараонов был не только Ближний Восток. На юге, на плато Тигре с 5 по 4 век до н.э. находилось царство Д’мт, а недалеко на запад от него был самый злой враг Египта - Нубия. Нубийские рабы очень ценились в Египте.

Религиозные реформы активно проводились при Эхнатоне. Он отменил поклонение богам, заменив их культом фараона. Реформы не нашли поддержки в народе и после смерти правителя их отменили.

Последний великий фараон - Рамзес 2. Он смог объединить под своей властью все исторические территории. После смерти Рамзеса Египет значительно ослаб, погрузившись в междоусобные войны за власть.

Фараон — это высшая должность в иерархии древнеегипетского общества. Само понятие «фараон» не было официальным титулом и использовалось для того чтобы не называть имя и титул царя. Этот эвфемизм впервые появился в Новом царстве. В переводе с древнеегипетского языка это понятие означает «великий дом», что подразумевало под собой дворец царя. Официально же в титуле фараонов отражалось их владение «обеими землями», то есть как Верхним, так и Нижним Египтом. В разные эпохи фараоны Древнего Египта имели различный статус, степень сосредоточения власти и влияния в государстве.

История фараонов Древнего Египта

Наивысшее влияние фараоны Египта имели во времена Древнего царства после того как Верхний и Нижний Египет были объединены в единое государство. Этот период характеризуется снижением деспотичности и агрессивности египетской монархии наряду с развитием бюрократии и переходом большинства отраслей государственного хозяйства под прямое управление царя. Власть фараонов в этот период стремительно сакрализировалась. Фараон считался единым в земной и божественной ипостасях, и был, таким образом, посредником между миром людей и богами. До IV династии фараонов считали земным воплощением бога Гора, в то время как после смерти их считали преображающимися в Осириса. В дальнейшем фараонов стали считать сыновьями бога солнца Ра.

Полубожественная сущность фараонов в представлении египтян налагала на них обязанность поддерживать мировой порядок (Маат) и всячески бороться с хаосом и несправедливостью (Исфет). Поэтому фараон наделялся свойствами напрямую общаться с богами посредством постройки храмов и святилищ и обильных жертвоприношений. В Древнем царстве авторитет фараонов был настолько велик, что траур после их смерти длился в стране девяносто дней, и смерть царя воспринималась как величайшее горе, нарушение порядка и устоев мироздания. Воцарение же нового законного наследника понималось как величайшее благо для страны и восстановление пошатнувшегося положения.

Максимальное могущество фараонов и их авторитет в египетском обществе держались в течение Древнего царства. После его падения и в ходе I переходного периода власть в стране в значительной степени перешла в руки жрецов и знати, из-за чего роль фараонов стала снижаться и больше не достигла такой же значимости, как при Древнем царстве. В дальнейшем в обществе Древнего Египта стали развиваться традиции индивидуализма, что отразилось на многих сферах жизни, в том числе и на восприятии фигуры фараона. Моральная и идеологическая зависимость жителей страны от правителя уже не была настолько большой, а свой авторитет фараоны начали поддерживать в основном путем завоевательных походов в другие страны.

Тем не менее, Новое царство, характеризовавшееся большим количеством завоеваний и серьезным расширением владений государства, распалось в результате все возрастающего влияния храмов, жрецов и правителей отдельных провинций, в результате чего власть фараонов совершенно перестала пользоваться таким же авторитетом, как ранее. Они перестали серьезно влиять на жизнь своих подданных и соседние государства, а их роль посредников между миром людей и миром богов совершенно нивелировалась. После того как Египет был завоеван персами, фараонами официально стали считать уже персидских царей, после них это звание принял Александр Македонский, а после его смерти - династия Птолемеев.

Титулование фараонов Египта

Как уже отмечалось, «фараон» не было официальным именованием правителей Древнего Египта. В действительности их называли «принадлежащими Тростнику и Пчеле» или «повелителями обеих земель», отражая в этих титулах их власть над обеими частями Египта - Верхним и Нижним.

Официальное именование фараона , начиная с времен Среднего царства и вплоть до начала римского владычества, обязательно состояло из пяти имен. Первое из них, самое раннее по времени возникновения, было связано с богом Гором и отображало веру народа в то, что фараон был его земным воплощением. Второе имя было связано с двумя богинями - Нехбет и Уаджет - которые считались покровительницами соответственно Верхнего и Нижнего Египта. Это имя символизировало власть фараона над ними, воплощало мощь монархии. Третье имя - золотое. Его значение не было выяснено, и две основные версии связывают его либо с солнцем (то есть фараон сравнивался с солнцем), либо с золотом, символизировавшим вечность. Четвертое имя фараона - тронное. Оно давалось ему в ходе коронации. Наконец, пятое имя египетского правителя - личное. Его будущий царь получал при рождении.

Фараоны ранних династий зачастую известны по Горову имени, так как эта часть титула появилась раньше остальных. Правители более поздних династий, относящихся к Среднему и Новому царствам, известны чаще всего по личным именам и упоминаются так же и в научных работах.

Атрибуты фараонов

Фараонам было запрещено появляться перед своими подданными без головного убора, поэтому в числе их атрибутов обязательно была корона. Чаще всего она представляла собой комбинацию из красной короны правителя Верхнего Египта и белой короны правителя Нижнего и называлась «пшент» (рис. 1). Обе эти короны символизировали также богинь-покровительниц обеих частей страны, которые часто изображались на единой короне царя. Помимо единой короны фараоны иногда надевали синюю корону для военных походов и золотую для проведения различных религиозных обрядов.

Рис. 1 - Пшент

Также фараоны носили на голове платок. Этот головной убор носили все жители страны, однако в зависимости от сословия он имел различные цвета. Фараоны носили золотые платки с синими полосами.

Еще одним атрибутом фараона был короткий жезл с крюком на верхней части. Это один из наиболее древних атрибутов царской власти, известный еще со времен Додинастического Египта и, согласно большинству исследователей, произошедший от пастушьего посоха. Также фараоны носили плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и навершие в виде головы собаки или шакала, и крест с петлей - анкх (рис. 2), символизировавший вечную жизнь.

Рис. 2 - Анкх

Также одним из атрибутов фараонов была накладная борода. Она всегда изготовлялась искусственно и носилась, чтобы подчеркнуть власть и мужскую силу правителя. Бороды носили и фараоны-женщины, например, Хатшепсут. Зачастую им приходилось надевать их для того чтобы притворяться мужчиной перед подданными.

Наиболее известные фараоны Египта

Родоначальником единого Египта считается фараон Менес , который, будучи царем Верхнего Египта, подчинил себе Нижний и первым надел двойную красно-белую корону. Несмотря на множество упоминаний Менеса в текстах египетских жрецов и греческих и римских историков, он может быть и мифологической фигурой.

Золотым веком Древнего Египта считается время правления фараона Джосера , второго представителя III династии. Именно при нем началось возведение пирамид - усыпальниц фараонов. Джосер провел также множество военных походов, подчинил Египту Синайский полуостров и провел южную границу государства по первому нильскому порогу.

Значительного расцвета Египет достиг и при царице Хатшепсут . Она снарядила торговую экспедицию в Пунт, занималась архитектурой, а также вела и завоевательную деятельность.

Фараон Эхнатон прославился как религиозный реформатор. Он пытался отменить культ старых богов, заменив его культом самого фараона, перенес столицу страны в новый город и остановивший возведение храмов. Реформы Эхнатона не были популярны, поэтому после его смерти они были в основном отменены, а имя фараона-реформатора было подвергнуто забвению.

Последним великим фараоном Египта был Рамсес II , который смог на некоторое время вернуть ему былое могущество в результате множества военных походов. Однако после его смерти Египет окончательно погрузился в пучину междоусобиц, восстаний и войн, что привело к его распаду и завоеванию.



Рассказать друзьям