Петропавловский собор коротко. История строительства петро-павловского собора и интересные факты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одним из главных храмов Петербурга считается Петропавловский собор. Сооружение до 2012 года являлось самым высоким архитектурным строением города. Высота его колокольни составляет 122,5 метра. Помимо того, что собор является действующим православным храмом, он служит памятником военной славы России. Там хранятся трофеи армии и реликвии, например, шведские знамена и ключи от взятых городов и крепостей.

Немного истории

Петропавловский собор - старинный петербургский храм. Его строительство началось в 1703 году в день святых Петра и Павла, а в 1704 году произошло его освящение. Церковь заложена в крепости, которую основал Петр I на Заячьем острове, спустя месяц после основания города.

Деревянный храм просуществовал недолго, уже в 1712 году Петр заложил основание для каменного собора в стиле барокко, автором которого стал итальянский архитектор Доминико Трезини. Строительство продолжалось 21 год. И в 1733 году его освятил архиепископ Феофан Прокопович.

Собор как воплощение вкуса Петра


Являясь главным храмом столицы, Петропавловский собор строился под руководством царя, по этой причине он проявляет его художественный вкус, мироощущение. Архитектурный ансамбль и убранство стали примером для возведения всех храмов Северной столицы, а позднее и всей России начала XVIII века. Доминантой в архитектуре по замыслу Петра стала колокольня Петропавловского собора. Возвышающийся золотой шпиль над берегами Невы показывает величие России.

Убранство храма

Внутренний интерьер напоминает парадный зал дворца. На стенах висят картины великих художников. Резной иконостас, который сделан в виде триумфальной арки, является шедевром декоративного искусства в стиле барокко. Композиция иконостаса состоит из пяти больших киотов, в которых расположены 43 иконы. Напротив - позолоченная кафедра с фигурами святых и место для царя, которое украшено резной короной и ярко-красным бархатом с вышитым орлом на нем. Колокольня собора украшена прекрасными часами с курантами. Сейчас на башнях 103 колокола, 31 из них принадлежит голландскому карильону 1757 года.


Петропавловский собор как усыпальница великих императоров

Собор стал по приказу императора усыпальницей царей и членов семьи. Так, при жизни Петра здесь были похоронены его дети, а в 1731 году и сам Великий царь. Место с надгробием выбирал сам государь. В соборе погребены правители династии Романовых, кроме Петра II, а также Ивана VI. А к концу XIX века здесь было совершено 46 захоронений, среди которых дети и внуки императоров.


В настоящее время все желающие имеют возможность подняться по лестнице на 42 метра на колокольню, чтобы подробнее узнать историю, увидеть колокольный комплекс, а также карильон.

29 июня 1703 года в день тезоименитства (именины или день ангела высоких особ) царя, при его непосредственном участии, была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла . Это и был Петропавловский собор , капитальное строительство которого началось только в 1712 и продолжалось до 1733 год.

Петропавловский собор

Петропавловский собор и теперь выглядит необычно для православного храма; в петровское же время он буквально бросал вызов крестово-купольному храмовому зодчеству. Собор имеет форму базилики – он сильно вытянут с запада на восток, что характерного архитектуре Западной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русских храмов полукруглые алтарные выступы – апсиды . Необычен и золоченый шпиль с фигурой ангела над колокольней собора, заменивший привычный купол. Кстати, высота колокольни со шпилем составляет более 120 метров, что позволяло собору долгое время оставаться самым высоким зданием России.

Правда, стоит отметить, что шпиль как архитектурный элемент к тому времени на Руси уже был известен: он венчал построенную в Москве в самом начале XVIII века церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня ). Однако для Санкт-Петербурга, располагающегося на равнине, подобный архитектурный ход имел особенное значение. Здания, как Петропавловский собор и Адмиралтейство , увенчанные шпилями, отлично видны с разных концов города, что обогащает его силуэт в архитектурном отношении.

В 20-е годы на колокольне Петропавловского собора были установлены часы «с курантами в 35 колоколов», приобретенные в любимой Петром Голландии. Однако в середине XVIII века они сгорели, после чего были заменены новыми, отбивавшими каждую четверть и половину часа, и каждый час исполнявшими мелодию «Коли славен» , а в полдень и полночь – «Боже, царя храни» .

Внутри Петропавловского собора

Необычен и интерьер Петропавловского собора, в первую очередь своей скромностью. Его стены украшают 18 картин на сюжеты Нового Завета , выполненные в новой, реалистической манере. Стены, своды и пилоны расписаны, в основном, под мрамор и украшены ордерными элементами – коринфскими пилястрами и антаблементом . Важную роль во внутреннем убранстве храма играет скульптура, которую Древняя Русь почти не знала: лепные фигурки ангелов и головки херувимов смотрят из-под сводов. Главная достопримечательность собора – иконостас, подаренный лично Петром I. Со времени Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, составленной из икон и почти полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловского собора иной: он сделан в виде нарядной триумфальной арки, и украшает его не живопись, а скульптура. В средней части иконостаса, на месте Царских врат , помещен барельеф с изображением Тайной вечери . Над апостолами возвышается нарядная беседка круглой формы – ротонда . Ее венчает императорская корона со скрещенными ключами – символом апостола Петра. Под куполом установлен стол, над которым парит скульптура богоматери. Слева и справа от апостолов на высоких тумбах стоят объемные фигуры архангелов Михаила и Гавриила .

Спроектирован иконостас был, видимо, самим Доменико Трезини , а изготовлен в мастерской известного московского архитектора и резчика Ивана Зарудного , строителя Меншиковой башни. Под его руководством над царским заказом трудилось сорок опытных резчиков. Готовый деревянный иконостас из Москвы в Петербург везли по частям и собирали уже на месте. За иконостасом в алтаре установлена золоченая резная надпрестольная сень , (еще один подарок Петра I) прототипом которой стала знаменитая сень собора святого Петра в Риме – те же витые колонки, высокое навершие, богатое убранство.

У одного из ближайших к алтарю пилонов поставили нарядную резную кафедру. Ее сень венчает скульптурная группа: четыре сидящих евангелиста, над которыми парит голубь – символ Святого Духа . По сторонам кафедры, прислонившись к пилону, стоят фигуры апостолов Петра и Павла . Интересно, что в русских церквах кафедр не было – она является атрибутом католических храмов. Необычны для православного собора и пять больших хрустальных люстр вместо традиционных для Руси церковных паникадил.

История Петропавловского Собора

По окончании строительства Петропавловский собор был объявлен главным кафедральным храмом Санкт-Петербурга. В этом качестве он прослужил вплоть до середины XIX века. На смену ему пришел Исаакиевский собор , а Петропавловский стал придворным. Продолжая традицию Архангельского собора Московского Кремля, где покоится прах русских царей, Петропавловский собор тоже стал усыпальницей российских самодержцев – но уже императоров и императриц. Первым в 1725 году здесь был погребен сам Петр I, а затем еще десять правивших в России на протяжении XVIII – XIX веков монархов. В нем нет только останков Петра II, похороненного в Москве, и Николая II, чей прах до сих пор не нашел упокоения.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №72 (Любопытный Петербург, часть 5-я), февраль 2015 года

Петропавловский собор

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Особая благодарность Ольге Владимировне Скоробогатой, заведующей отделом по связям с общественностью Государственного музея истории Санкт-Петербурга, за неоценимую помощь в создании этого выпуска.

Дорогие друзья! Пятый выпуск серии «Любопытный Петербург» мы посвятили «сердцу» нашего города – Петропавловскому собору. Подготовить эту газету (как и предыдущий выпуск серии, посвящённый Заячьему острову) нам помогли сотрудники одного из крупнейших в России исторических музеев – Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Его главный «экспонат» – уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII-ХХ веков – Петропавловская крепость.

XVIII век

Крепость «Санкт-Петербург» (так вначале называлась Петропавловская крепость) была заложена 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года на небольшом Заячьем острове в дельте Невы. Крепость строилась «с великим поспешанием» для обороны русских земель, захваченных Швецией в XVII веке и отвоёванных в ходе Северной войны 1700–1721 годов.
Легенда, изложенная в рукописи «О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга» (название нашего города писалось тогда в одно слово), так описывает это знаменательное событие: «Май, 14. Царское величество изволил осматривать на взморье устьев Невы реки и островов и усмотрел удобной остров к строению города (оной остров тогда был пуст и обросши был лесом, а именовался Люистранд, то есть Весёлый остров). Когда вошёл на середину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышен. Взяв у солдата багинéт (штык) и, вырезав два дёрна, положил дёрн на дёрн крестообразно и, сделав крест из дерева, изволил говорить: “Во имя Иисус Христово, на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла”».
Дальше указывается, что 16 мая царь, выкопав ров, водрузил в него каменный ящик и «изволил поставить в тот ров ящик ковчег золотой, в нём мощи святого апостола Андрея Первозванного, и покрыть каменною крышкою, на которой вырезано было: “По воплощении Иисус Христове 1703, маия 16, основан царствующий град Санктпетербург великим Государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским”». Пётр I мечтал о том, что под покровительством апостола Андрея новая российская столица получит такую же славу, как Рим – город апостола Петра, брата Андрея.

Одно из первых изображений крепости на Заячьем острове (из учебных таблиц «Навигацкой школы» в Москве; составитель – Василий Киприянов, 1705 год). «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь».

29 июня, в день святых Петра и Павла, Пётр I заложил в центре крепости деревянную церковь. 1 апреля 1704 года митрополит Новгородский и Великолуцкий Иов освятил её во имя святых апостолов Петра и Павла (их память отмечается в один день, а за особые заслуги в деле христианской проповеди только они получили наименование «первоверховных»). Таким образом, как и сам новый город, храм получил имя святого апостола Петра – небесного покровителя царя.
1710 годом датируется одно из первых описаний церкви: «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют гармоничный колокольный звон… Человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время».
В 1709–1710 годах, после победы в Полтавской битве (1709 год), – решающем сражении Северной войны, завершившемся полным разгромом шведской армии, – храм расширили, пристроив два придела, увенчанных шпилями. Храм был расписан «под каменный вид жёлтым мрамором».

Петропавловский собор (в центре) и два из нескольких его прототипов – церковь святого Николая в Копенгагене (слева) и церковь святого Петра в Риге (справа).

8 июня 1712 года, на Троицу (в тот же праздник, к которому было приурочено основание крепости), рядом с деревянной крепостью Пётр заложил каменный Петропавловский собор. Поскольку с 1712 года Петербург стал столицей Российского государства, собор с самого начала своего строительства воспринимался как один из главных храмов России. Собор возводился по проекту выдающегося петербургского архитектора, швейцарца Домéнико Трезини. Это здание – один из наиболее значительных памятников Петровской эпохи, символ утверждения новой столицы на берегах Балтики. Собор – самый выразительный образец раннего русского барокко, которое называют также «петровским». Этот стиль формировался вместе с Петербургом, вбирая в себя европейские архитектурные традиции. До Петра в России таких православных храмов не строили. Интересно, что строительство велось таким образом, что первоначальная деревянная церковь оставалась внутри новой постройки. Она была разобрана только в 1719 году и перенесена на Петербургскую сторону в солдатскую слободу, где простояла до 1806 года.

«Фасад деревянной церкви св. апостолов Петра и Павла 1703 года», неизвестный художник. Иллюстрация из книги: Новосёлов С.К. Описание кафедрального собора во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. СПб, 1857 г.

Особое значение Пётр I придавал возведению колокольни. Колокольня в церковной традиции – это башня, пристроенная к храму (или расположенная рядом) и специально предназначенная для колоколов. В древней Руси вместо колоколен строили каменные стенки-звонницы, позднее их сменили отдельно стоящие ярусные башни-колокольни. Только в XVIII веке в России колокольни стали частью храма. Пётр стремился как можно быстрее возвести в молодой столице небывалое по высоте и торжественности здание. Именно с колокольни, увенчанной высоким остроконечным шпилем, и началось строительство Петропавловского собора. «Колокольню, – торопил строителей Пётр, – как возможно скорее отделать, дабы в будущем году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь».

Одно из первых изображений колокольни Петропавловского собора. Фрагмент Панорамы Санкт-Петербурга. Гравюра Алексея Зубова, 1716 год.

К 1719 году деревянный шпиль колокольни взметнулся на высоту 106 метров, существенно превзойдя самое значительное сооружение такого типа в России (и во всём православном мире) – колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Известно, что Пётр I даже задумывался о создании лифта в колокольне. К 1724 году несущие конструкции шпиля были полностью обшиты снаружи. «Крепостная церковь, – писал очевидец, – при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении». Деревянные конструкции шпиля были установлены Хáрманом ван Бóлосом – мастером, приглашённым Петром I из Голландии. Само слово «шпиль» – голландского происхождения. На самом верху укрепили шар из позолоченной меди, похожий на большое яблоко. Эта декоративная деталь, завершающая шпиль или купол здания, обычно так и называется – яблоко. По рисунку и модели Трезини был исполнен и установлен на шпиль медный крест с фигурой Ангела, ставший одним из важнейших символов северной столицы.

Ангел на шпиле Петропавловского собора. Рисунок Доменико Трезини, 1722 год. Таким был первый ангел, парящий над Санкт-Петербургом с 1724 по 1756 год.

Петропавловский собор создавался в один из важнейших периодов русской истории Нового времени. В 1721 году завершилась Северная война, был подписан победоносный для России Ништадтский мир и Петру I торжественно преподнесён титул отца Отечества и великого императора. Эти исторические события определили особую пышность и величие внутренней отделки храма, которая так же необычна для традиционного русского церковного зодчества, как и его внешний облик. Долгое время Петропавловский собор являлся своеобразным памятником славы русского оружия: здесь хранились трофейные знамёна, ключи от взятых русскими войсками городов и крепостей (в начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж, а в соборе остались копии шведских и турецких знамён, которые можно увидеть и сегодня).
В 1720 году на колокольне Петропавловского собора появились приобретённые Петром I в Амстердаме за баснословную по тем временам сумму (45 тысяч рублей) часы-куранты и карильон с 35 колоколами. Куранты – часы с музыкальным механизмом, исполняющим несложную мелодию. Слово «куранты» возникло благодаря названию французского танца «данс курат», очень популярного в старину. Эта мелодия звучала с башенных часов ратуш европейских городов. В России куранты впервые появились в XV веке на башнях Московского Кремля, а в Петербурге – на колокольне Троицкой церкви (разрушенной в 1933 году). «Зелó прехитрые» куранты каждые полчаса «играли сами собой, приводимые в движение большою железною машиною с медным валом», и издавали неслыханный в России перезвон.
Карильóн (от французского слова «перезвон») – музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов и клавиатуры, напоминающей клавиатуру органа, «махина, которая управляется руками и ногами». Каждая клавиша (похожая, скорее, на рукоятку) соединена с языком «своего» колокола длинной проволокой. В Западной Европе «колокольная музыка» наибольшее распространение получила ещё в средневековье. Первый в России карильон был размещён на колокольне Петропавловского собора. Специально обученный «колокольный игратель» каждое утро исполнял на карильоне музыкальные пьесы.
В 1725 году на втором ярусе колокольни (на высоте 42 метра) в дополнение к карильону была установлена русская звонница. Эта открытая площадка с колоколами – обязательная принадлежность православного храма. Колокольный звон созывает верующих на молитву. Такой звон называется «блáговест» – им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. При Петре I, когда Петропавловский собор был главным храмом Петербурга, благовест, раздававшийся с его колокольни, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. Колокольным звоном также выражают скорбь об усопшем в день похорон. Поскольку Петропавловский собор ещё при жизни Петра I стал усыпальницей Дома Романовых, звон колоколов всегда звучал во время погребения русских императоров и членов царствующей династии.

Иконостас Петропавловского собора.

В 1729 году в соборе установлен деревянный позолоченный иконостас, придающий его внутреннему убранству особо торжественный характер. Он по праву считается непревзойдённым образцом русской резьбы эпохи барокко (эскиз иконостаса делал предположительно сам Доменико Трезини). Под руководством выдающегося русского художника и зодчего Ивана Зарудного он был изготовлен в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля, по частям перевезён в Петербург и установлен в соборе в 1729 году. Иконостас – особая перегородка с иконами («стена для икон» по-гречески), которая отделяет алтарь от остальной части православного храма и символизирует границу между миром земным и миром небесным. Высокие многоярусные иконостасы, состоявшие из пяти и более рядов икон, получили повсеместное распространение в русской церковной архитектуре XVI–XVII веков. Однако иконостас Петропавловского собора не похож на иконостасы допетровского времени. По своей композиции он близок к триумфальным сооружениям, возводившимся при Петре I в честь побед русского оружия. Здесь нет горизонтальных рядов икон, а центральная часть решена в виде величественной триумфальной арки, которая перекинута над центральными дверями иконостаса – Царскими вратами – и поднимается в подкупольное пространство на высоту почти 20 метров.
Над царскими вратами, расположенными в самом центре иконостаса, – скрещенные ключи. Эти атрибуты апостола Петра – ключи от рая, а также элемент герба Рима (города Святого Петра) – напоминают о том, что Петербург – это «третий Рим». В Петровскую эпоху такое изображение могло истолковываться как символические ключи от Балтики и новой столицы России, ставшей её морскими воротами.
В киотах (специальных шкафчиках) размещены 43 иконы, написанные 1727–1729 годах московскими мастерами. Иконы составляют единый художественный цикл, тематическая программа которого была разработана, скорее всего, архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Среди основных тем этой программы – прославление деяний Петра I и идея торжества русской государственности.

Фигура Святого апостола Петра на иконостасе Петропавловского собора.

Незадолго до освящения собора у одного из пилонов (столб, служащий опорой сводчатых перекрытий) была установлена кафедра. Нужно отметить, что в православных церквях практика чтения проповедей со специальных кафедр до Петра I не существовала. Кафедра украшена картинами из Ветхого и Нового заветов, деревянными позолоченными скульптурами апостолов Петра и Павла.
У противоположного пилона находится Царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом, где во время богослужения молился император. Над помостом укреплены изображения императорских регалий – корона, меч и скипетр. По традиции русские императоры приходили в Петропавловский собор после коронации – испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей.

Место захоронения Петра I. На надгробии – памятные медали, на стене – скульптурная группа «Оплакивание Христа», подаренная собору супругой императора Екатериной I в знак скорби по умершему мужу. Её могила – на переднем плане.

Пётр I не увидел Петропавловский собор во всём великолепии – 28 января 1725 года император скоропостижно скончался, простудившись во время наводнения. Гроб с его набальзамированным телом был помещён во временную деревянную часовню, сооружённую Доменико Трезини внутри строящегося храма, где в окружении свечей, гербов и знамён простоял шесть лет. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Ещё при жизни Петра I в Петропавловском соборе похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену (принцессу Шарлотту-Христину-Софию), сестру Петра I (Марию Алексеевну) и его невестку (царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра I – царя Фёдора Алексеевича). Таким образом, ещё до окончания строительства собор стал некрóполем. Некрополь по-гречески – «город мёртвых». Так в древности назывался крупный погребальный комплекс, большое кладбище. Со временем это слово приобрело и другое значение – место, где похоронены известные люди. В Петропавловском соборе покоится прах многих представителей династии Романовых, прежде всего, русских императоров и императриц, за исключением Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (место захоронения неизвестно).
У восточной стены собора расположен ещё один некрополь – Комендантское кладбище. Здесь хоронили комендантов Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости (до 1796 года это была единая должность), скончавшихся на своём посту.

«Большой пожар в городе Петербурге в 1737 году». Немецкая гравюра. В левой части гравюры – Петропавловский собор.

Не меньшую угрозу, чем наводнения, для Санкт-Петербурга всегда представляла огненная стихия. Огонь уничтожал дворцы и храмы, жилые кварталы и гостиные дворы, заводы и баржи, уносил человеческие жизни. Так, в 1737 году на Адмиралтейской стороне вспыхнул пожар, обративший в пепел более тысячи жилых домов от истока Мойки до Зелёного моста. В 1756 году во время ночной грозы загорелась колокольня Петропавловского собора. Самое высокое сооружение С.-Петербурга строилось в ту пору, когда громоотводы ещё не были изобретены, и не раз страдало от попадания молний. Летняя гроза 1756 года оказалась фатальной, сгорел не только деревянный шпиль с фигурой Ангела и часами, но и кровля собора. Расплавились колокола. Не выдержав жара, обрушились верхние ярусы колокольни и купол. Иконостас, благодаря его разборной конструкции, удалось вынести по частям.
Восстановительные работы затянулись на несколько десятилетий. В 1757 году над алтарём вместо первоначального деревянного купола был возведён новый кирпичный, увенчанный луковичной главкой. Новая двускатная крыша была сделана по железным стропилам, уложенным на кирпичные арки.

В 1764 году указом императрицы Екатерины II был объявлен конкурс на проект восстановления колокольни. В нём, в частности, приняли участие выдающиеся русские зодчие Юрий Фéльтен и Савва Чевáкинский. Однако, рассмотрев предложенные ими проекты, императрица распорядилась построить колокольню «точно так, какова была, понеже все протчие планы не столь красивы». Работы проводились под руководством инженера Хармана ван Болоса. Новый деревянный шпиль, обшитый медными золочёными листами, был воссоздан к 1773 году, и на его вершину установили воссозданную в прежнем виде фигуру второго Ангела.

Вид на город сквозь циферблат башенных часов.

Новый часовой механизм и карильон, взамен сгоревших, изготовил и доставил в Петербург известный голландский мастер Орто Красс. Их сборку на высоте 62 метров лишь в 1776 году осуществил часовой мастер И. Редигер. Тогда же по четырём сторонам света были установлены красивые круглые циферблаты с римскими цифрами. Диаметр каждого такого циферблата составляет два метра! Слово циферблат – немецкое и обозначает любую панель с цифрами. Циферблат может быть не только в часах, но и в других приборах, например, – в весах. В старину не так следили за точностью времени, как сейчас, поэтому циферблаты часов на колокольне имели только одну – часовую – стрелку. В новых курантах-карильоне было уже 38 колоколов, что позволяло исполнять более сложные мелодии.
К 1777 году на колокольне появился первый громоотвод. Ещё в 1750-х годах в России стало известно об опытах американского изобретателя и политика Бéнджамина Франклина по созданию защиты от молний. В 1772 году Екатерина II распорядилась об устройстве «електрического отвода к отвращению удара и палению, от молнии происходящего». Как его установить, решали учёные из Академии наук под руководством академика Леонарда Эйлера. Наконец, летом 1775 года слесарных и кузнечных дел мастера приступили к работе. По шпилю и стене собора, от креста до земли, был проложен железный прут, конец которого был опущен в воду канала.
В 1777 году случился «великий шторм». От натиска ураганного ветра фигура Ангела погнулась, а крылья оторвались. Чтобы избежать в дальнейшем таких неприятностей, решили уменьшить вес Ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый эскиз был разработан архитектором Антонио Ринальди согласно принципам классицизма. Этот, третий по счёту, Ангел – привычного нам вида – был установлен на шпиль в 1778 году и парил над городом в течение сорока лет.

XIX век

Подъём Петра Телушкина на шпиль колокольни. С гравюры начала 1830-х годов.

В 1829 году шторм вновь сильно повредил крест, а у Ангела отломилось крыло (которое чуть было не упало на коменданта крепости). Для того, чтобы произвести ремонт, нужно было строить вокруг колокольни дорогостоящие леса. За починку решил взяться талантливый ярославский кровельщик Пётр Телушкин. Ему удалось забраться на шпиль без возведения строительных лесов, а только лишь «остроумным применением сложных верёвочных петель и прибегая к весьма находчивым уловкам». В 1830 году в течение шести недель под восторженные возгласы зевак по верёвочной лестнице он каждый день поднимался на вершину шпиля и в одиночку вернул фигуре Ангела правильное положение и прикрепил крыло. Этот ремонт вошёл в историю как образец русской смекалки и отваги.

«Вид Невы и Петропавловской крепости». Акварель Василия Садовникова, 1847 год.
Винтовая лестница внутри шпиля, постепенно сужаясь, поднимается на 2/3 высоты шпиля и заканчивается небольшой дверцей «на улицу». Дальше к Ангелу можно подняться только по наружной лесенке.

В 1834 году крест вновь накренился. Выяснилось, что стали подгнивать деревянные конструкции шпиля. Восстановительные работы долго откладывались. Наконец в 1856 году император Александр II выразил согласие на устройство нового шпиля. Его главным строителем был назначен инженер Дмитрий.Журавский. Он спроектировал необычно лёгкий для такого массивного сооружения металлический каркас в виде восьмигранной пирамиды. Несущие конструкции были смонтированы в 1858 году. Опоры восьми рёбер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи шпиль был покрыт медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим методом под руководством известного петербургского химика, члена-корреспондента Академии наук Генриха Струве. Внутри шпиля была устроена винтовая лестница. Над яблоком (его диаметр – 1,6 метра) поднялся шестиметровый крест с новой фигурой Ангела (высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Эта четвёртая по счёту фигура Ангела сохранилась до сих пор. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась до 122,5 метра. Петропавловский собор приобрёл свой современный облик.

Фигурки херувимов на колокольне.

На самом верху колокольни Петропавловского собора, под куполом с часами, можно заметить интересные украшения в виде головок пухлых младенцев с крылышками. Это херувимы – декоративный мотив, появившийся в западноевропейской архитектуре в XV веке и позже получивший широкое распространение. Херувимов можно увидеть и внутри Петропавловского собора. Согласно христианским представлениям, херувимы – это ангелы стражи. По народным верованиям, херувимы – это души погибших детей. В виде херувимов иногда делают украшения для рождественских ёлок или для пасхальных верб.
Одновременно с переделкой шпиля в 1858 году была проведена реставрация башенных часов. Московские мастера братья Николай и Иван Бутенóпы отремонтировали башенные часы и модернизировали механизм, добавив на циферблаты минутные стрелки (раньше их не было). Карильон, который износился и замолчал уже к 1840 году, восстанавливать не стали. Куранты настроили на исполнение церковного гимна Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». >

XX век

Так выглядит «игральный механизм» курантов.

В 1906 году репертуар башенных часов Петропавловского собора пополнился государственным гимном Российской империи «Боже, царя храни», написанным композитором Алексеем Львовым. Куранты вызванивали гимн дважды – в полдень и в полночь, а каждые четверть часа исполняли «Коль славен…». Одновременно на русской звоннице (третий ярус колокольни, высота 42 метра от основания собора) установили 27 новых колоколов, отлитых на гатчинском заводе. Самый большой из них весил 4,8 тонны, в его подъёме участвовало 400 солдат гарнизона Петропавловской крепости.

Бронзовый часовой колокол перед подъёмом на звонницу Петропавловского собора. Фото Карла Буллы – «отца российского фоторепортажа», 1905 год.

В 1897-1908 годах рядом с собором была построена Великокняжеская усыпальница (поскольку в самом соборе для захоронений уже не осталось места). Слово «усыпальница» связано с отношением к смерти как ко сну и переходу в другой мир. В христианском мире был широко распространён обычай хоронить представителей правящих династий в храмах. До XVIII века, когда столицей России была Москва, усыпальницей великих князей московских, а позднее – русских царей, служил Архангельский собор в Московском Кремле. С переносом столицы в Санкт-Петербург императорской усыпальницей стал Петропавловский собор. В Великокняжеской усыпальнице было решено хоронить только некоронованных членов императорской семьи – братьев, сестёр, детей и внуков императора. До начала Первой мировой войны туда успели перенести восемь захоронений из собора и похоронить ещё пять великих князей. Всего в усыпальнице 60 склепов. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор.

Великокняжеская усыпальница.

В 1900–1907 годах был устроен отдельный вход в Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу, предназначенный для императорской семьи. Он был устроен при сооружении галереи, соединяющей собор и усыпальницу, по проекту Леонтия Бенуá. Он же был автором металлической ограды, установленной перед Царским подъездом со стороны Соборной площади. В качестве образца по личному указанию императора Николая II была выбрана знаменитая решётка Летнего сада. Художником Николаем Харламовым были созданы четыре мозаики, украсившие фасады Великокняжеской усыпальницы – образы Иверской, Казанской и Феодоровской Богоматери, а также образ Спаса Нерукотворного, расположенный над входом в галерею Великокняжеской усыпальницы. По рисунку художника Николая Брýни был выполнен витраж «Воскресение Христово».

Литография «Петропавловская крепость» из альбома «Петербург в 1921 году». Художник Мстислав Добужинский, 1923 год.

В сентябре 1917 года, ещё при Временном правительстве, из Петрограда в Москву был вывезен 31 ящик с имуществом собора: утварью, иконами, церковными облачениями, золотыми и серебряными венками, книгами. Многие ценности безвозвратно исчезли после прихода к власти большевиков. Ныне лишь отдельные предметы, хранившиеся в Петропавловском соборе, находятся в музейных собраниях Москвы (оружейная палата) и Петербурга (Эрмитаж, Музей истории Санкт-Петербурга). Внутреннее убранство Великокняжеской усыпальницы было уничтожено, мраморные надгробные плиты разбиты.
Богослужения были прекращены, в 1919 году собор был закрыт, в 1922 году он был передан «Главнауке», а в 1926 году – Музею революции. Куранты и колокола Петропавловского собора надолго замолчали. Предпринятая в 1937 году попытка настроить их на исполнение «Интернационала» не удалась, часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1930-х годах даже рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели.
Хотя ещё в 1918 году собор был взят под государственную охрану как памятник истории и культуры, здание не отапливалось и не ремонтировалось и к 1939 году его состояние стало «угрожающим для посещения трудящимися».
В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. Несмотря на то, что шпиль был закрашен альпинистами серой корабельной краской, а Ангел закрыт мешковиной, колокольня была заметным ориентиром для фашистской артиллерии и авиации. Одна из бомб, разорвавшихся на территории крепости, осколками повредила шпиль собора, а циферблаты взрывной волной вынесло из гнёзд. Алтарный витраж Николая Брýни был выбит взрывной волной.

Колокольня Петропавловского собора, отмеченная на фотоснимке как мишень для фашистских пушек.

Восстановление разрушений, причинённых Великой Отечественной войной, растянулось на десятилетия. В 1954 году Петропавловский собор был передан Государственному музею истории Ленинграда (ныне – Музей истории Петербурга) в удручающем состоянии. С тех пор выполнен огромный объём работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора.
В 1957 году вновь заиграли куранты – на этот раз первые такты гимна Советского Союза. Часы пришлось почти полностью восстанавливать. Их завод автоматизировали, и механикам больше не приходилось ежедневно поднимать свинцовые гири на 30-метровую высоту. Русская звонница была восстановлена в 1988 году. В настоящее время она включает 22 колокола, на которых исполняются пасхальные звоны, концерты колокольной музыки и благовест перед службами в соборе.
Возобновилась прерванная традиция погребений в Великокняжеской усыпальнице: в 1992 году захоронили правнука Александра II – великого князя Владимира Кирилловича. В 1998 году в Екатерининском приделе собора состоялось погребение обнаруженных вблизи Екатеринбурга останков императора Николая II, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, а также лейб-медика Евгения Боткина и трёх слуг, расстрелянных большевиками вместе с царской семьёй.

XXI век

Лишь в 2002 году после 85-летнего перерыва с колокольни Петропавловского собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Ангел претерпел несколько серьёзных ремонтов, в том числе капитальный в 2002-2003 годах, во время которого снимался со своего места и увозился в реставрационную мастерскую. Подобно флюгеру, Петербургский Ангел вращается на внутреннем стержне, благосклонно повинуясь направлению ветра. До 2012 года Петропавловский собор оставался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, уступив небоскрёбам «Князь Александр Невский» (124 метра) и «Лидер Тауэр» (140 метров). Не считая, конечно, 326-метровой телебашни. Но она является не «зданием», а «сооружением».
В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж «Воскресение Христово». Ныне он находится на своём старом месте – в восточном окне Великокняжеской усыпальницы. В этом же году в соборе перезахоронили останки императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III и матери Николая II. С 1992 года впервые в послереволюционное время в Петропавловском соборе стали проводиться богослужения. А в 2009 году между Санкт-Петербургской Епархией Русской Православной церкви и музеем был подписан договор о совершении регулярных богослужений по выходным и праздничным дням.

Действующий карильон на колокольне Петропавловского собора. Колокола и клавиатура.

В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон – дар Петербургу от правительства Фландрии (историческая область на северо-западе Европы) и 350 жертвователей. Он состоит из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 160 кг). Игра на карильоне в Петропавловской крепости возобновилась благодаря профессору Королевской школы карильона Йо Хаазену из бельгийского города Мехелен. В этом городе находится знаменитый карильон собора Святого Ромбальда. Возможно, вы слышали выражение «малиновый звон». Легенда гласит, что так назвал перекличку мехеленских колоколов Пётр I (французское название города Мехелена – Малин). Каждое лето в Петропавловской крепости проходит традиционный карильонный фестиваль, объединяющий исполнителей из разных стран.
Таким образом, на колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс из 103 голландских и русских колоколов. Самые старые из них датируются 1757 годом – это сохранившаяся часть второго голландского карильона.

Петропавловский собор в наши дни.

Петропавловский собор – уникальный историко-архитектурный памятник XVIII века, один из важнейших символов северной столицы. Известный во всём мире золочёный шпиль Петропавловки, увенчанный фигурой Ангела, главенствует в панораме центральных набережных города. Согласно старинной легенде, пока Ангел гордо парит над Невой, Петербургу не страшны никакие беды.

Что читать об истории Петропавловского собора?>

История Петропавловской крепости. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2014, – 20 с.: ил.
Петропавловская крепость от А до Я. – СПб.: ГМИ СПб, 2011, – 72 с.: ил.
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. Альбом. – СПб.: ГМИ СПб, 2007, – 160 с.: ил.
Символы Петербурга. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2004, – 20 с.: ил.



В 1703 году при строительстве Петропавловской крепости на её территории заложили деревянную церковь Святых Петра и Павла. 8 июня 1712 года Доменико Трезини начал строительство нового большого каменного храма. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви. 30 мая 1714 года была проведена церковная служба освящения будущего храма. Официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

Петропавловский собор начали строить по настоянию Пётр I с колокольни. Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты, украшавшие некоторые европейские храмы. Такие же Пётр захотел иметь и в России. Были закуплены трое курантов, одни из которых доставили в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной 2 метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Изначально колокольня была с деревянным каркасом, трёхъярусной, завершалась шпилем. Шпиль был создан в 1717-1720 годах по проекту архитектора Ван Болеса, представлял собой деревянный каркас обшитый позолоченными медными листами. По окончании этих работ Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. Здесь применены не только библейские, но и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.
В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - 4 евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.
В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.
В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Уникален иконостас. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1729 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Часть икон сохранилась с XVIII века, необычны формы икон. В центре - царские врата со скульптурами апостолов.

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню.
При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского, по которым предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.
Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс, на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первую часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привезли в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплатили первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удалось, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умер. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770- годов.
Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.
В 1830 году ураганный ветер повредил фигуру ангела на шпиле. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне не оказалось. Кровельщик Пётр Телушкин вызвался без страховки, удерживаясь только пальцами, забраться на яблоко шпиля и отремонтировать флюгер. Пётр Телушкин за свой подвиг получил право на бесплатную чарку водки во всех казённых кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Однако он часто терял этот документ, Телушкину приходилось подолгу восстанавливать свою привелегию. В конце концов чиновникам надоело ставить печати на бумагу, печать поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щёлкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник характерный жест приглашающий выпить.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Он оказался единственным, кто математически расчитал конструкцию сооружения. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за всё время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").
Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея, в 1717 году - сестра Петра I, Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.
Когда в самом соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада. В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой Мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. Великокняжеская усыпальница же была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад. В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи.

Петропавловская крепость . Барокко

Собор св. апостолов Петра и Павла - Петропавловский собор

Пам. арх. (федеральн.)

1712-1733 - арх. Трезини Доменико

см. Петропавловская крепость ( продолжение )

Высота собора 122,5 м шпиля - 40 м. Собор освящен, службы совершаются по особому расписанию, в остальное время функционирует как музей.

Деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла была заложена 29 июня (12 июля) 1703 г. в Петров день в центре Заячьего острова. Храм с колокольней в виде остроконечной башни в «голландском стиле» был освящен 1 апреля 1704 г. В 1709-1710 гг. церковь стала крестообразной в плане «о трех шпицах», была расширена.

Возведение нового каменного собора началось 8 июня 1712 г. по проекту Д. Трезини. В 1719 г. под руководством голландца Х. ван Болеоса была закончена сборка деревянных конструкций шпиля колокольни. В 1724 г. шпиль и малый купол колокольни были покрыты медными, вызолоченными через огонь листами рижского мастера Ф Циферса. По рисунку Трезини выполнен и установлен над яблоком шпиля медный крест с фигурой летящего ангела. Высота колокольни стала 106 м.

Это трехнефный храм. Над западным пролетом среднего нефа возведена колокольня, над восточным - восьмигранный барабан. В оформлении фасадов использована идея плавного перехода от первого яруса ко второму посредством введения боковых волют. В аттике была помещена медная доска художников А. Матвеева и А. Захарова с изображением апостолов Петра и Павла. Над аттиком, завершенным лучковым фронтоном, были установлены деревянные скульптуры. Овальное окно в нижней части восточного фасада оформлено лепным изображением херувимов в облаках. Фасады собора в 1730- е гг. были окрашены в розовый цвет.

    Деревянная церковь св. апп.
    Петра и Павла.
    Рис. Н. Челнакова, 1770-е гг.

    Собор св. апп. Петра
    и Павла. 1841 г.
    Литогр. А.Дюрана.

    Подъем П. Телушкина
    на шпиль колокольни.
    С гравюры нач. 1830-х гг.

    Фото -
    С. М. Прокудин-Горский,
    нач. XX в.

    Вид Петропавловского
    собора до перестройки 1858 г.
    Добавил - .

    План собора.

    Новый колокол для собора
    св.апостолов Петра и Павла.
    1905г.

    Поднятие колокола
    на колокольню
    Петропавловского
    собора,1905.

    Снятие
    маскировочного
    чехла с купола.
    1944 г.
    Добавил - .

В 1756 г. пожар разрушил деревянные шпиль и крышу, погибли часы и колокола, разрушен западный портик. В 1757 г. над алтарем по рисунку В. В. Фермара мастер-строитель А. Антониетти возвел кирпичный купол, увенчанный луковой главкой. Фасады покрасили в серовато-зеленый цвет. Колокольню с 1762 г. восстанавливала Контора о строении Александро-Невского монастыря. По приказу Екатерины II - в прежних формах. Кладка каменных ярусов завершена в 1770 г. По проекту датского мастера Б. П. Бауэра в 1773 г. возвели новый деревянный шпиль, облицованный медными золочеными листами. Куранты, изготовленные часовым мастером Б. Ф. Оорт Крассом в Голландии в 1757-1760 гг., в 1776 г. установил часовой мастер И. Э. Редигер.

В 1777 г. бурей был поврежден шпиль. Исправление проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман.

В 1778 г. под руководством академика Леонарда Эйлера были проведены работы по оснащению шпиля громоотводом.

В 1779 г. в западной части собора освящен придел св. Екатерины. Плафон придела в 1830 г. расписали И. Е. и Ф. А. Павловы.

В начале XIX в. века в соборе проводились ремонтные работы при участии арх. Л. Руска, Д. Висконти, А. И. Мельникова, И. И. Шарлеманя, художников В. К. Шебуева и Д. И. Антонелли.

В 1829 г. буря вновь повредила фигуру ангела на шпиле. Кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.

В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман?) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3, 2 м, размах крыльев - 3,8 м

Одновременно были капитально отремонтированы куранты. Работу выполнили братья Бутенопы. С 1859 г. куранты каждые пятнадцать минут исполняли музыку композитора Д. Бортнянского, а в полдень и в полночь - гимн «Боже, царя храни», написанный А. Ф. Львовым.

В 1911 г. фасады перекрасили в песчаный цвет.

Силуэт удлиненной после перестройки колокольни стал очень эффектным, трудно поверить в то,что изменения были выполнены одним инженером без архитектурно-художественного образования и опыта.

После революции богослужения были прекращены, а в 1919 г. в собор запретили доступ публики. В 1927 г. здание собора было передано Музею Революции. С 1954 г. принадлежит Музею истории Ленинграда. В 1955-1957 гг. по проекту И. Н. Бенуа проведена научная реставрация. В 1987-1995 гг. художники Л. Н. Соколов и Ю. И. Трушин выполнили реставрацию картин и икон. В 1991-1995 г. проведена реставрация ангела и креста. В 1996-1998 гг. отреставрирован Екатерининский придел по проекту арх. А. Е. Гунича и С. С. Наливкиной. Там захоронена семья последнего российского императора Николая II .

В 1999-2001 г. фигура ангела вновь реставрировалась.

(по материалам , , )

Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176 "Об учреждении перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения: Историко-культурный заповедник "Петропавловская крепость - государственный музей истории Санкт-Петербурга"

Постановление Правительства РФ от 10.07. 2001 №527: Петропавловская крепость: о. Заячий, Петропавловская крепость



Рассказать друзьям