Открытое занятие «Мир профессий. Старт в науке Список использованной литературы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Классный час по профориентации для школьников 9 класса. Разработка

Описание: Данный сценарий можно использовать классным руководителям 9-ых классов для профессиональной ориентации, оказания помощи учащимся в выборе будущей профессии. Это первый классный час из цикла классных часов, посвящённых выбору профессии.
Для написания сценария использованы различные источники, в том числе и материалы из сети Интернет.
Цель классного часа:
Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.
Задачи классного часа:
1) расширить знания подростков о мире профессий;
2) помочь подросткам в правильном выборе будущей профессии.

Классная комната оформлена плакатами:
Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)
Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим. (Илья Ильф и Евгений Петров.)
Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.П. Чехов.)

1.Вступительное слово классного руководителя.

Известна формула счастья: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья, является правильный выбор своей профессии. А выбрать есть из чего - в мире более 50 тысяч профессий! Выбор профессии - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам на листах, которые лежат у вас на столах, нарисовать человека той профессии, кем вы решили стать. А если вы ещё не решили, то нарисуйте иллюстрацию к любой профессии, которая вам нравится.
Звучит медленная музыка, ребята рисуют.
Вот молодцы! А теперь давайте повесим на доску рисунки, которые вы нарисовали.

2.«Хочу – могу – надо».

В своей работе, психологи умело используют различные методы, формулы, помогающие молодому человеку сделать осознанный выбор профессии. Одной из формул профессионального самоопределения, является: «Хочу – могу – надо». «Хочу» – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений. «Могу» – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья. «Надо» – это пространство запросов от рынка труда, социально – экономические проблемы, тенденции развития мировой экономики. Учёт и сочетание этих трёх компонентов ведёт к профессиональному успеху.

3.Типы профессий.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, все профессии учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по Климову):
Человек - природа . В основе этих профессий лежит работа человека с природными объектами и явлениями (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, ветеринар...).
Человек - техника . Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие человека с разнообразными приборами, машинами, механизмами (инженер, электромонтёр, сварщик, токарь, водитель...).
Человек - человек . Эти профессии предполагают постоянную работу с людьми (врач, учитель, продавец, проводник, официант, юрист...).
Человек - знаковая система. В основе этих профессий лежит работа человека с цифрами, числовыми значениями, кодами, символами, текстами (переводчик, программист, бухгалтер, кассир, чертёжник, телефонист...).
Человек - художественный образ . Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Профессии данного типа связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...); с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

4.Практический блок.

Карточка со списком профессий.
Авиаконструктор, Автогонщик, Автослесарь, Агроном, Адвокат, Актёр, Аниматор, Артист, Архитектор, Астролог, Астроном; Банкир, Бармен, Библиотекарь, Биолог, Бортинженер, Бортпроводник, Ботаник, Боцман, Бульдозерист, Бухгалтер, Вагоновожатый, Вахтёр, Верстальщик, Ветеринар, Винодел, Водитель, Водолаз, Воздухоплаватель, Вокалист, Воспитатель, Врач, Генетик, Геолог, Гид, Гримёр, Гувернантка, Дворник, Дизайнер, Дипломат, Дирижёр, Дрессировщик, Егерь, Железнодорожник, Жестянщик, Живописец, Животновод, Жокей, Жонглёр, Журналист, Забойщик, Заведующая, Заводчик, Завуч, Завхоз, Закройщик, Замерщик, Заправщик, Звонарь, Землекоп, Знахарь, Зоолог, Зоотехник, Иконописец, Иллюзионист, Иммунолог, Инженер, Инспектор, Инструктор, Инструментальщик, Ирригатор, Искусствовед, Испытатель, Историк, Ихтиолог, Кассир, Китобой, Комбайнёр, Кондитер, Космонавт, Кузнец, Лесник, Лесоруб, Лётчик, Логопед, Лодочник, Маляр, Массажист, Машинист, Милиционер, Моряк, Мясник, Наладчик, Невролог, Невропатолог, Нейрохирург, Нормировщик, Носильщик, Нотариус, Няня, Окулист, Оператор, Офицер, Официант, Охотник, Охранник, Парикмахер, Парфюмер, Певец, Пекарь, Переплётчик, Печатник, Печник, Пианист, Пилот, Писатель, Плотник, Повар, Пограничник, Пожарный, Полировщик, Портниха, Почтальон, Поэт, Программист, Продавец, Пчеловод, Рабочий, Радист, Режиссёр, Репортёр, Рыболов, Сантехник, Сварщик, Скотовод, Сталевар, Стилист, Столяр, Стоматолог, Сторож, Судья, Сыровар, Таксист, Телеведущий, Технолог, Товаровед, Токарь, Тракторист, Тренер, Трубочист, Уборщица, Угольщик, Укладчик, Укротитель, Управляющий, Уролог, Уфолог, Учёный, Учётчик, Учитель, Фармацевт, Фасовщик, Фельдшер, Фигурист, Физик, Фокусник, Фотограф, Фотокорреспондент, Фотомодель, Фрезеровщик, Химик, Хирург, Хлебороб, Хлопкороб, Хореограф, Художник, Цветовод, Цветочница, Церковнослужитель, Циркач, Цирюльник, Часовщик, Чеканщик, Чертёжник, Чесальщик, Чистильщик, Шарманщик, Швея, Шеф-повар, Шлифовщик, Шоумен, Шофёр, Штукатур, Штурман, Экономист, Экскаваторщик, Экскурсовод, Электрик, Этнограф, Юморист, Юнга, Юрист, Ямщик.

Ребята, давайте разобьемся на 5 команд (можно по желанию). Дадим названия своим командам, выберем капитанов команд.
Капитаны вытягивают с помощью жребия один из типов профессий: человек – природа; человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система; человек – художественный образ.
Каждой команде сейчас будут выданы карточки с типами профессий и списком профессий. Задача каждой команды выписать из этого списка профессии нужного типа. Это практическое занятие поможет учащимся правильно классифицировать профессии.
В течение 15 минут ребята в командах обсуждают и выписывают на больших листах бумаги фломастером профессии, соответствующие выбранному типу профессий.
Каждая команда должна защитить свой проект.
Ребята, а теперь давайте вернёмся к тем рисункам, которые вы нарисовали вначале нашего занятия.
Каждый из детей выходит к доске, показывает рисунок и называет тип своей профессии.

5.Подведение итогов.

Выбор профессии – это длительный процесс. И он может продолжаться долго. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Хочется вспомнить слова великого русского педагога К. Ушинского «Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
Мы хорошо сегодня с вами поработали, спасибо вам, ребята. В следующий раз мы с вами продолжим исследовать мир профессий. Пригласим на следующий классный час специалиста из центра занятости, который определит, с помощью тестирования, какой тип профессий вам подходит.

6.Рефлексия. Обратная связь.

А сейчас я бы хотела, чтобы каждый из вас закончил одно из предложений.
Я узнал, что тип моей профессии...
Я думаю, что после сегодняшнего разговора...
Я надеюсь...

В 3 классе у нас прошёл урок общения на тему «Все профессии важны».Мы достаточно много разговарили о различных профессиях, отгадывали загадки, кроссворд, играл.

На урок я пригласила родителей Амельянову Полину Сергеевну – библиотекаря и Лапоухову Марину Дмитриевну - повара нашей школы. Мамы пришли с удовольствием рассказали о своих профессиях.У ребят появилось очень много вопросов.

Подводя итог урока дети на своих рисунках показали с какими профессиями они знакомы, и о каких профессиях мечтают. Анализируя детские рисунки, я поняла, ребята не так уж и много знают профессий. Они изобразили футболистов, художников, охранников, артистов, пожарников, то есть те профессии, о которых видят фильмы по телевизору, читают книги.

Начав, новый учебный год я поставила перед собой задачу, как можно больше дать знаний ребятам о различных профессиях, более глубоко о профессии может рассказать увлечённый человек, а для этого конечно лучше рассказать о своей профессии на своём рабочем месте. Так появилась идея провести экскурсию в Администрации поселения. Нас встретила управляющая делами Светлана Викторовна Стоякина, провела по кабинетам познакомила со всеми работниками Администрации. Дети узнали,как расшифровывается ЗАГС, познакомились с Натальей Ивановной Остапенко. Светлана Викторовна познакомила ребят с профессией бухгалтер, экономист. Третьеклассники много спрашивали и получали ответы на все вопросы. Так например был задан вопрос о бюджете посёлка, куда расходуются деньги. Валентина Ивановна объяснила ребятам, что достаточную часть бюджета расходуют на обслуживание электростанции. Естественно следующей экскурсией должна быть экскурсия на электростанцию.

После осенних каникул отправились на электростанцию. Нас встретил главный энергетик Владимир Берг. Мои четвероклассники увидели огромный двигатель и засыпали вопросами работников станции, примерили перчатки, каски, калоши, и конечно получили массу впечатлений. Узнали, чтобы на электростанции работали двигатели нужна солярка, солярку на бензовозе привозит водитель, обслуживать дизель нужен дизелист, по столбам лазит монтёр и много другой информации.

Следующий наш маршрут запланирован на апрель – посетить привод, познакомиться с этой казалось бы закрытой территорией, узнать почему пролетая над нашей местностью моргают самолёты.

6 апреля 2016 года наконец мы совершили экскурсию на привод. Приводная радиостанция приводной радиомаяк - наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый рядом с лётным полем, предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля - борт.

Приводная радиостанция излучает незатухающие высокочастотные колебания, модулированные сигналом опознавания. Сигналы опознавания передаются кодом Морзе.

Нас встретил Евгений Анатольевич, он рассказал, что такое привод, для чего он нужен, где получить нужную для этого профессию, показал приборы.

Мы услышал сигнал, который передаёт станция. Нам показали карту, на которой показаны маршруты самолётов.

Евгений Анатольевич рассказал какими качествами характера должен обладать человек, который хочет работать на приводе: дисциплинированность, быстрота реакции, четкость выполнения инструкций, внимательность ну и конечно человек должен быть образованным.

Следующая наша экскурсия запланирована в пожарку. Ребята приготовили небольшой концерт и подарки на день пожарного.

Мир профессий – это многотысячная разновидность специализаций и их составляющих. Но как сориентироваться в этом огромном мире? Как выбрать ту единственную? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

Начать стоит с того, что при выборе сложно определить плюсы и минусы профессий. Ведь для этого надо общаться с людьми этой профессии или, ещё лучше, попытаться подработать помощником интересующего специалиста.

Про профессии желательно узнавать как можно больше. Ведь выбор предстоит довольно сложный, зачастую, на всю жизнь.

Профессии можно разделить на социально-гуманитарные, педагогические, медицинские, производственные и творческие.

Особенности профессий социально-гуманитарной направленности заключаются во внимании на работу в системе «Человек-Человек».

Приветствуются такие качества, как эмпатия, импровизация в любой ситуации, умение грамотно общаться с людьми.

Педагогическая профессия заключается в обучении людей чему-либо. Количество подобных профессий увеличивается с каждым днём.

Обычно эти профессии разделяются на определённые специальности. Например: младших классов, учитель математики так далее. Это способствует сужению профессии в целом.

Медицинские профессии были и останутся очень важными и востребованными. Тем более, сейчас, когда всё меньше и меньше достойных специалистов занимаются лечением людей и животных.

Насчитывается около 50 медицинских профессий и ещё больше специальностей.

Профессии в правоохранительных органах имеют целый ряд преимуществ: начиная от заработной платы, и заканчивая преждевременной и хорошей пенсией. Хотя профессия и должность понятия немного разные.

Некоторые должности, работая в органах, находятся под постоянной опасностью. Кроме этого, время работы может быть совершенно ненормированным. Это достаточно значительные недостатки. Поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к выбору.

Самыми высокооплачиваемыми на рынке профессиями являются архитектор, дизайнер и колорист.

Каждая из перечисленных профессий требует больших знаний, фантазии и способности воплощать в жизнь то, что выстроилось в голове.

Цель : расширение знаний обучающихся о профессиях.

Задачи:

  • в ходе игры ознакомить обучающихся с различными профессиями, с качествами присущие людям той или иной профессии;
  • развить кругозор, обогатить словарный запас ребёнка;
  • воспитать уважение к различным профессиям.

Оборудование : плакаты с пословицами; предметы людей разных профессий; презентация .

1. Сегодня на нашем классном часе мы отправимся в интересный и увлекательный мир, чтобы отгадать тему нашего занятия решите анаграмму.

Анаграмма - это слово, в котором буквы не на своих местах.

ИРМСПФРСЕОЙИ (Мир профессий)

Как бы вы определили цели нашего занятия?

  • Понять, что такое - «профессия».
  • Узнать, какие бывают профессии.
  • Подумать, какие профессии больше нравятся.

Давайте разделимся на группы:

1. Профессионалы.

2. Специалисты.

3. Мастера.

4. Эксперты.

Группы готовы? Отправляемся!

2. Выход на тему классного часа.

Профессий много на Земле, и каждая важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе, ведь жизнь у нас одна.

Что такое – профессия?

Ответы детей.

«ПРОФЕССИЯ - вид труда, деятельности, работы, который требует от человека определенной подготовки, знаний, умений»

  • в современном мире насчитывается 40 тыс. профессий;
  • важно суметь разобраться в этом многообразии;
  • узнать, чем занимаются люди данной профессии;
  • познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
  • учитывать собственные интересы и способности.

3. Игра «Азбука профессий».

Команды должны за 5 минут записать названия профессий на выбранные ими буквы алфавита.

4. Формирование новых знаний.

Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор профессии?

В мире существует тысячи различных профессий. Каждый человек выбирает ту, которой он посвящает свою жизнь. Вы учитесь в начальной школе. Но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту, выбор профессии.

Ребята, а ведь у нас каждого из вас есть мечта. Кем вы хотите стать, когда вырастете?

Стихотворение «Мы пока ещё ребята…»

5. Игра «Собери слово».

Продавец, маляр, портной, водитель, журналист, повар, строитель, учитель

Стихотворения «Мамина профессия», «Папина профессия»

А знаете ли вы, кем работают ваши мамы или папы?

Рассказы детей.

6. Игра «Узнай профессию»

Несколько детей получают картинки с изображением людей различных профессий. Определить, человек какой профессии изображен на картинке, и изобразить пантомимой. Все остальные ученики должны догадаться, о какой профессии идет речь.

Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»

Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…

Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь поваром ты быть, то делай так…
Если нравится тебе, то и других ты научи,
Если нравится тебе, то делай так…

Если хочешь стать спортсменом, делай так..
Если хочешь быть артистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…

7. Игра « Загадки о профессиях»

Мы в профессии играем, их легко мы угадаем.

Если заболело ухо
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь
- Ведь тебе поможет…(врач)

Этот четко знает дело,
Он ребята стрижет умело.
Зачем ходить косматыми?
Зачем ходить лохматыми?
Ведь лучше быть ребятами
Красивыми, опрятными… (парикмахер)

Служат там Отважные люди
Законопослушных, Находчивых любят.
Пусть дождь проливной
Или тёмная ночь
Любому в беде они смогут помочь (милиционер)

Перетянут он ремнём
Каска прочная на нём.
Он с горящий входит в дом,
О сражается с огнём… (пожарный)

Строю школы, строю бани, строю новые дома
Строю целые деревни, даже строю города..
В своём деле я художник и над ленью победитель.
Догадались? Я… (строитель)

Чтобы дети не болели,
Не ходили еле - еле.
Чтоб здоровыми росли,
Ели кашу, пироги,
Чтобы слышать детский говор,
Нужен в каждой школе… (повар)

Кто у больной кошки сидит?
И как лечиться, он говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Ветеринарный врач)

Ему нужны тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь)

Цифры-расчеты. Цифры-отчеты,
Кто с компьютером на “ты”.
Это профессия хоть куда,
И сбывается мечта! (Бухгалтер, человек)

Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить.
Чтобы были на местах
Лестницы и двери. (Архитектор)

Молодцы, ребята!

8. Ребята, как вы думаете, все ли профессии мы назвали?

Стихотворение о профессиях.

Следующая игра «Волшебный мешок».

Вы должны достать из мешка предмет, назвать его и сказать: «Люди какой профессии его используют, что им делают?»

Врач, повар, портной, бухгалтер, парикмахер, библиотекарь, воспитатель, слесарь.

9. Кто это говорит?

По реплике узнать профессию.

10 . Итог занятия. Рефлексия.

А, теперь, ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде.

  • Человек трудом велик.
  • Славен человек не словами, а делами.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Дело мастера боится.
  • Птицу узнают в полете, а человека - в работе.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.

Дети собирают и озвучивают пословицы.

Надо не только получить какую-то профессию, но и стараться хорошо трудиться. И тогда про вас скажут «Мастер своего дела». Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть. Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру.

Портному – за (одежду).
Сапожнику – за удобную (обувь).
Столяру – за прочную (мебель).
Строителю – за уютное (жильё).
Парикмахеру – за красивую (прическу).
Врачу – за избавление от (боли).
Учителю – за (знания).

Наше занятие подходит к концу.

Что вы узнали нового?

Чему учились?

Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя.
Решай мой друг, кем быть тебе,
Ведь, каждая из них важна.



Рассказать друзьям