Как правили фараоны. Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император.

Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу.

Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер - аа, что означало дом великий.

Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени. По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплошением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора. В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен - Хепер - Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами "сын Ра", а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос - Нефер - Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.

Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким - либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины - фараоны.

В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон.

В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор.

Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта.

Фараон - это сын бога. Его главная обязанность - приносить дары богам и строить им храмы.

Рамсес III так обращался к богам: «Я ваш сын, сотворенный вашими руками… Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполню свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что нужно сделать для ваших святилищ». Далее Рамсес III рассказывает, какие храмы он построил, а какие восстановил. Каждый фараон строил себе гробницу - пирамиду. Фараон также назначал наместников номов (номархов), главных чиновников, главного жреца Амона. Во время войны фараон возглавлял войско. По традиции из дальних походов фараоны привозили неизвестные египтянам деревья и кустарники. Огромное внимание фараоны уделяли сооружению оросительных систем и лично следили за строительством каналов.

Награды лучшим

Фараоны ценили и всячески поощряли своих военачальников и чиновников, служивших главной опорой их власти и могущества и добывавших им богатства. После похода отличившимся раздавались награды. Иногда вознаграждение получал один человек. В честь победы устраивалось большое празднество. Роскошные подарки раскладывались на столах. На торжество допускалась только высшая знать.

Коронация

Ритуал коронации фараонов был подчинен установленным правилам. Но вместе с тем существовали He которые различия в зависимости от дня проведения ритуала. Это зависело от того, какому богу был посвящен день коронации. Например, коронация Рамсеса III проходила в праздник бога Мина - владыки пустыни и плодородия. Сам фараон возглавлял торжественную процессию. Он появился в кресле, которое несли на носилках царские сыновья и высшие чиновники, что считалось великой честью. Перед носилками шел старший сын, наследник. Жрецы несли курильницу с благовониями. Свиток в руках одного из жрецов представлял программу праздника. Подойдя к жилищу Мина, фараон совершил обряд воскурения и возлияния. Затем появилась царица. Рядом с нею шел белый бык с солнечным диском между рогами - символическое олицетворение бога. Его также окуривали благовониями. Процессия исполняла гимны. Жрецы несли деревянные статуи различных фараонов. Запрещено было «появляться» на празднике только одному из них - вероотступнику Эхнатону. Фараон направил четыре стрелы в каждую из сторон света: тем самым он символически поразил всех своих врагов. Под пение гимнов церемония подходит к заключительной стадии: правитель благодарит Мина и приносит ему дары. Затем процессия удалилась во дворец фараона.

Личная жизнь фараона

Отношение к женам и семьям у фараонов было разным. Например, Эхнатон почти не покидал свой дворец. Он нежно любил свою жену, мать и дочерей. До нас дошли рельефы, запечатлевшие его семью во время прогулок. Они вместе ходили в храм, вся семья принимала участие даже в приемах иноземных послов. Если у Эхнатона была одна жена, то у Рамзеса II их было пять, и все они носили титул «великой царской супруги». Учитывая, что этот фараон правил шестьдесят семь лет, это не так уж и много. Однако, кроме официальных жен, он имел еще немало наложниц. От тех и других у него осталось 162 отпрыска.

Жилище вечности

Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом. Гранитные или алебастровые блоки, пригодные для этого, были только в двух местах - на плато Гиза и Саккара. Позже для упокоения фараонов в фиванских горах стали вырубать целые залы, соединявшиеся переходами.

Главным в погребальной церемонии считался саркофаг. Фараон лично посещал мастерскую, где для него изготавливали саркофаг, и придирчиво наблюдал за работой. Он заботился не только о месте захоронения, но и о предметах, которые будут сопровождать его в загробном царстве. Богатство и разнообразие утвари поражает. Ведь и в мире Осириса фараон должен был продолжать привычную жизнь.

В последний путь

Похороны фараона представляли особенное зрелище. Родственники рыдали и горестно заламывали руки. Несомненно, они искренне скорбели по ушедшему. Но считалось, что этого мало. Специально приглашались профессиональные плакальщики и плакальщицы, которые были прекрасными актерами. Вымазав лицо илом и обнажившись до пояса, они разрывали на себе одежды, рыдали, стонали и били себя по голове. Погребальная процессия символизировала переселение из одного дома в другой.

В мире ином фараон не должен был ни в чем нуждаться. Впереди процессии несли пирожки, цветы и кувшины с вином. Дальше следовали погребальная мебель, кресла, кровати, а также личные вещи, утварь, ящики, трости и многое другое.

Заключала процессию длинная череда драгоценностей. И вот мумия фараона в гробнице. Жена падает на колени и обнимает его руками. А в это время жрецы выполняют важную миссию: они расставляют на столах «тризмы» - хлебцы и кружки с пивом. Затем кладут тесло, тесак в форме страусового пера, муляж бычьей ноги, палитру с двумя завитками на краях: эти предметы нужны, чтобы устранить последствия бальзамирования и дать усопшему возможность двигаться.

После исполнения всех обрядов мумия погружается в каменную «могилу», чтобы перейти в лучший мир и вести новую жизнь.

Древний Египет хранит множество тайн, которые представляют интерес для огромного количества людей во всём мире. Ирригационная система, обработка камня, изобретение зеркала – все эти открытия были сделаны в древнеегипетскую эпоху. Во главе каждого из них стоял неограниченный во власти хозяин – фараон.

Происхождение термина «фараон»

Само слово «фараон» происходит от египетского «Пер-аа», что в переводе означает «великолепный дом». Так древние египтяне называли дворец, который являлся признаком, отличающим фараона от остальных людей.

Существует мнение, что правители не имели официального титула «фараон» и не приравнивались по положению к царям или императорам.

Жители Египта пользовались этим словом для того, чтобы исключить произнесение царского имени. В основном фараона называли повелителем обоих земель, под которыми понимали Верхний и Нижний Египет, или «принадлежащим Тростнику и Пчеле».

Имена фараонов древнего Египта

Имена фараонов древнего Египта были занесены в специальные списки. На сегодняшний день сложно судить о настоящих именах фараонов, так как в каждом из источников предлагается свой вариант произношения. Прежде всего, это объясняется существованием множества вариантов написания имени.

Египтяне верили, что фараоны на самом деле были богами, и считали первым из них бога Ра. Предшественником реально существовавших властителей древнего Египта принято считать бога Хора, сына Осириса и Исиды. На земле он преставал в образе правящих фараонов.

В полном варианте имя фараона содержало пять частей. Первая часть означала факт божественного происхождения. Во второй части было подчёркнуто происхождение фараона от богинь Верхнего и Нижнего Египта - Нехбет и Уаджет. Третье имя являлось Золотым и символизировало вечность существования правителя. Четвёртое имя обычно указывало на божественное происхождение фараона. Наконец, пятым или личным именем считалось то, которое было дано при рождении.

Положение фараона древнего Египта

Древние египтяне верили, что в образе фараона их взору предстают боги. Считалось, что все фараоны появляются в результате брака жены фараона с одним из божественных существ. Следует сказать, что фараонами могли быть не только мужчины, но и женщины. Примером этому может служить царица Хатшепсут.

В повседневной жизни фараона часто считали богом, ему посвящали оды, молились за его удачу и здоровье. Нередко и сам фараон обращался с молитвами к богам. Издревле считалось, что фараон и боги связаны особыми узами. Получая в дар от богов долголетие, здоровье и благополучие, фараон взамен должен был восхвалять их и возводить в их честь храмы.

Фараон был единственным, кто имел непосредственную связь с божественными существами. В некоторых случаях он был первым, кто начинал и заканчивал земледельческие работы. Так, например, фараон нередко сам готовился к посеву, а во время сбора урожая удостаивался чести срезать первые плоды.

Египет времён древности стал периодом, когда фараоны пользовались особым почтением. Властитель Египта признавался сыном бога Ра и был очень влиятельным.

Непременным атрибутом фараона являлась корона, состоящая из двух частей, символизирующих единство Верхнего и Нижнего Египта. Нередко фараоны носили с собой трость, верхняя часть которой была выполнена в виде головы собаки или шакала. Борода также была символом власти фараона и подчёркивала мужественный образ властителя Египта.

Самые известные фараоны древнего Египта

Время правления фараона Джосера (2635-2611 гг. до н.э.) называют золотым веком в истории древнего Египта. При нём трудами лучших учёных был изобретён солнечный календарь. В честь Джосера недалеко от города Мемфис была воздвигнута величественная пирамида. Проект пирамиды принадлежал известному зодчему Имхотепу. Пирамида была выполнена в виде семи ступеней и облицована белыми плитами. Особую роскошь ей придавали необычайно красивые дворы и храмы. Позже талантливый Имхотеп был возведён в ранг бога врачевания.

Первые пирамиды с гладкими стенами появились при фараоне Хеопсе (2551-2528 гг. до н.э.). Пирамиды, возведённые в его честь, расположились в городе Гиза. Благодаря тому, что пирамиды всё ещё продолжают поражать своим великолепием, они причислены к одному из восьми чудес света.

К строительству пирамиды было привлечено большое количество рабочих. Архитектором пирамиды, высота которой составляет 147 метров, являлся Хемиун. Для строительства понадобилось более 2 миллионов каменных плит. По словам некоторых историков того времени, возведение пирамиды растянулось на 20 лет. Такой труд был изнурительным, вследствие чего новых рабочих к месту строительства пирамид доставляли каждые три месяца.

Учитывая, что на строительство пирамиды уходило несколько лет, фараоны приказывали начать строительство пирамиды сразу после того, как становились правителями Египта.

Звания второй по величине пирамиды в Гизе удостоилась пирамида, возведённая во времена правления фараона Хефрена. Несмотря на то, что по высоте пирамида Хефрена была на несколько метров ниже пирамиды Хеопса, её значение также велико. Особо примечательным было возведение рядом с пирамидой статуи Большого Сфинкса. Неподалёку располагается третья по размерам пирамида, относящаяся к годам правления фараона Менкаура.

Времена правления Яхмоса I (1550-1525 гг. до н.э.) ознаменовались тем, что это был расцвет таких наук, как геометрия и астрономия. Яхмос I, благодаря успешным военным походам, значительно увеличил территорию Египта, который стал могущественным государством Ближнего Востока.

Наивысшее развитие древнего Египта произошло при царице Хатшепсут (1489 - 1468 до н. э.). Несмотря на то, что Хатшепсут была женщиной, времена её правления не оказались напрасными. Как и предшественники, она значительно расширила границы Египта благодаря успешно проведённым войнам, которые сама возглавляла. Царица увлекалась не только политикой, но и архитектурой. Именно по её приказу был возведён храм Джесер Джесеру в Дейр эль-Бахри.

Наиболее значимой фигурой, повлиявшей на границы территории древнего Египта, стал фараон Тутмос III Великий. Благодаря освоению искусства ведения войны, ему удалось присоединить такие государства, как Ливия, Сирия, Палестина, а также Финикия. Таким образом, во времена правления Тутмоса III Египет стал государством, в состав которого вошли земли Передней Азии. Считается, что успех египетской армии принесло использование наёмных войск, а также боевых колесниц.

В отличие от своих предшественников, фараон Эхнатон (1364-1347 гг. до н.э.) особое внимание уделил реформам в религиозной сфере. Именно при нём был введён культ личности самого фараона, а не богов. При фараоне Эхнатоне столицей Египта стал город Ахетатон, не посвящённый ни одному из божественных сил. Последним шагом фараона Эхнатона стал приказ, согласно которому следовало остановить строительство всех храмов.

Нововведения Эхнатона пришлись не по нраву населению Египта, а также его последователям. Уже после его смерти значение всех богов было восстановлено, посвящённые им храмы вновь отстраивались. Времена правления Эхнатона вспоминаются египтянами с отрицательной стороны, и нередко его не включают в списки фараонов.

Последним фараоном, который увеличил территорию древнего Египта, является Рамсес II, который запомнился как завоеватель и строитель. Именно во времена его правления Египет возвращает былое влияние. При Рамсесе II развернулось строительство многих произведений искусства, в частности, монументов. Во времена его правления было создано около 5000 изображений фараона, сохранившихся до наших дней.

Последователи Рамсеса II не смогли сохранить могущество древнего Египта. После великолепного правления фараонов династии Рамсесов начались усобицы между отдельными территориями древнего Египта, что послужило началом распада великой цивилизации. Власть фараонов постепенно ослабевала, а Египет стал территорией, завоёванной другими государствами.

Заключение

Деятельность каждого из фараонов древнего Египта оставили свой след в истории. Каждый период знаменовался своими открытиями и достижениями.

Несомненно, имена фараонов ещё долгое время будут занимать страницы истории эпохи древности.


К фараонам в Египте относились как к богам. Они были правителями одной из первых великих цивилизаций, живущими в условиях абсолютной роскоши и владычествующими над империей, подобной которой мир никогда не видел. Они питались молоком и медом, в то время, как тысячи людей гибли во время строительства огромных статуй в их честь. А когда их собственная жизнь подходила к концу, фараонов хоронили так, что их тела сохранялись в течение более 4000 лет. У низ была абсолютная власть, они наслаждались жизнью, как никто другой в то время, но порой явно перегибали палку.

1. Гигантские памятники с гениталиями


Сесострис был одним из величайших военачальников в истории Египта. Он отправлял военные корабли и войска в каждый уголок известного мира и расширил свое государство больше, чем кто-либо в истории Египта. И после каждой битвы он отмечал свой успех путем установки большой колонны с изображением половых органов. Сесострис оставлял такие столбы на месте каждой битвы.

Причем Сесострис делал это довольно забавно: если противостоящая ему армия доблестно сражалась, то он приказывал выгравировать изображение пениса на колонне. Но если противника побеждали без малейших проблем, то на колонне вырезали изображение влагалища.

2. Умывания мочой


Сын Сесостриса, Ферос был слепым. Скорее всего, это была какая-то врожденная болезнь, которую он унаследовал от своего отца, но официальная египетская история гласила, что он был проклят, оскорбив богов. Десять лет спустя после того, как Ферос ослеп, оракул сказал ему, что он может вернуть свое зрение. Все, что Ферос должен был сделать, это промыть глаза мочой женщины, которая никогда не спала с кем-либо другим, кроме своего мужа.

Ферос попытался проделать подобное с помощью своей жены, но это не сработало. Он все еще был слепым, а к жене появился ряд вопросов. После этого Ферос заставил всех женщин в городе по очереди помочиться в горшок и выплеснуть ему мочу в глаза. После многих десятков женщин, случилось чудо - зрение вернулось. В итоге Ферос сразу же женился на этой женщине, а предыдущую жену приказал сжечь.

3. Город, построенный на сломанных спинах

Эхнатон полностью изменил Египет. Перед тем как он вступил на престол, у египтян было много богов, но Эхнатон запретил веру во всех богов, кроме одного: Атона, бога солнца. Он также построил целый новый город, Амарну, в честь своего бога. Для постройки города было задействовано 20000 человек.

На основе костей, найденных на местном городском кладбище, ученые определили, что более двух третей этих работников сломали во время стройки минимум одну кость, а у трети людей был перелом позвоночника. И все это было зря. Как только Эхнатон умер, все, что он делал, было разрушено, а его имя было вычеркнуто из истории Египта.

4. Поддельная борода


Хатшепсут была одной из немногих женщин, которые правили Египтом. Хатшепсут стала известной тем, что при ней были построены некоторые из величайших чудес Египта, но далось ей это вовсе не легко. Египет, возможно, был немного более прогрессивным, чем другие страны вокруг него, но в этой стране по-прежнему не относились к женщинам как к равным. Поэтому женщине было очень нелегко править Египтом. Неудивительно, что Хатшепсут приказала своим людям изображать ее как мужчину.

На всех картинах ее рисовали с рельефной мускулатурой и окладистой бородой. Она называла себя «сыном Ра» и (как утверждают некоторые историки) носила поддельную бороду и в реальной жизни. В итоге ее сын в конечном итоге сделал все, чтобы «стереть» память о Хапшесут из истории, чтобы скрыть, что женщина была фараоном. Он сделал это так хорошо, что об ее существовании никто не знал до 1903 года.

5. Вонючая дипломатия


Амасис явно не был самым вежливым фараоном, который когда-либо сидел на троне Египта. Он был алкоголиком и клептоманом, который воровал вещи своих друзей, приносил себе в дом, а затем попытаться убедить друзей в том, что эти вещи всегда принадлежали ему. Он получил трон силой. Предыдущий правитель отправил Амасиса, чтобы подавить восстание, но когда тот приехал к мятежникам, то понял, что у них довольно неплохие шансы на победу. Поэтому, вместо того, чтобы подавить мятеж, он решил возглавить его.

Амасис отправил фараону объявление войны очень экстравагантным способом, подняв ногу, испустив газы и сказав гонцу: «передай фараону все, что у меня за спиной». Во время правления Амасис продолжил воровать вещи у приближенных, но теперь он он отправлял за оракулами, чтобы те сказали, виновен он или нет. Если оракул говорил, что фараон невиновен, то его казнили как мошенника.

6. Город безносых преступников


Амасис недолго пробыл на троне. Он был илишне суровым правителем, и вскоре его свергли. На этот раз революцию возглавил нубиец по имени Актисанес. Когда он пришел к власти, Актисанес начал бороться с преступниками, причем очень оригинальным способом. Каждому человеку, который совершал преступление по время его правления, отрезали нос.

После этого их ссылали в город Риноколура, название которого буквально переводилось, как «город отрезанных носов». Это был очень странный город. Он был заселен исключительно безносыми преступниками, вынужденными существовать в одних из самых суровых климатических условий в стране. Вода здесь была загрязненной, а жили люди в домах, которые строили сами из разбросанных повсюду кусков щебня.

7. 100 детей от девяти жен


Рамзес II жил так долго, что люди начали всерьез беспокоиться насчет того, что он никогда не умрет. В то время, когда большинство правителей убивали в течение первых нескольких лет их правления, Рамзес II прожил 91 год. За свою жизнь он построил больше статуй и памятников, чем кто-либо из египетских фараонов.

Также, естественно, у него было больше женщин, чем у кого-либо. К времени его смерти у Рамзеса II было, по крайней мере, 100 детей от 9 жен. Когда он вторгся в Хеттское царство, то отказался подписать мирный договор, если ему не отдадут в жены старшую дочь правителя. Также он не «брезговал» своими дочерьми, женившись как минимум на трех их них.

8. Ненависть к животным


Камбис на самом деле не был египтянином, он был персом и сыном Кира Великого. После того, как его народ завоевал Египет, Камбиса поставили во главе этой страны. Почти каждая история, которую египтяне рассказывали о Камбисе, была связана с тем, как он издевался над тем или иным животным. В самом начале правления он пошел к Апису - священному быку, которого египтяне считали богом.

Прямо перед жрецами Аписа, он вытащил кинжал и начал колоть быка, смеясь над ними и приговаривая: «Подобный бог достоин египтян!». Причем это было сделано не просто для того, чтобы поиздеваться над египтянами, он просто любил смотреть, как страдают животные. В свое свободное время, он часто устраивал бои между львятами и щенками и заставлял свою жену смотреть, как те рвут друг друга на части.

9. Одержимость пигмеями


Пепи II было около шести лет, когда унаследовал престол Египта. Он был всего лишь маленьким ребенком, правящим огромным царством, поэтому неудивительно, что его интересы были примерно такими же, как у обычного шестилетнего мальчика. Вскоре после того, как Пепи II стал фараоном, исследователь по имени Харкхуф написал ему письмо, в котором известил, что встретил танцующего пигмея. С тех пор для Пепи II это стало навязчивой идеей.

Пепи II приказал немедленно отбросить все дела и привезти к нему в дворец пигмея, чтобы тот развлекал его танцами. В итоге целая экспедиция все же доставила мальчику-фараону пигмея. Когда он вырос, он уже был настолько испорчен, что он приказывал своим рабам обнажаться, намазываться медом и ходить за ним. А делалось это для того, чтобы фараона не беспокоили мухи.

10. Отказ от смерти


Хотя фараонов и называли бессмертными, тем не менее они умирали. И, хотя они строили пирамиды для загробной жизни, каждый фараон на самом деле сомневался по поводу того, что произойдет, когда он в последний раз закроет свои глаза. Когда к фараону Микерину, который правил в XXVI веке до нашей эры, пришел оракул и сказал, что правителю осталось жить всего 6 лет, фараон пришел в ужас.

Он сделал все возможное, чтобы избежать этого, решив обмануть богов. Микерин посчитал, что можно остановить время, сделав день бесконечным. После этого он каждую ночь зажигал столько ламп, чтобы казалось, что в его покоях продолжается день, и никогда не спал, устраивая по ночам пиршества.

А совсем недавно в трущобах Каира была найдена , которая уже успела породить массу споров в научном сообществе.

Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин «фараон» появился из словосочетания двух египетских слов пер — аа, что означало дом великий. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра . За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплошением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц — богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось «устойчивое явление Ра». Третьей частью имени было имя фараона как «золотого Хора. В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен — Хепер — Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами «сын Ра», а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос — Нефер — Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.

Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким — либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии.

Правили не только мужчины — фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. Во всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор, согласно которому боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам.

Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта.

Фараон - это сын бога. Его главная обязанность - приносить дары богам и строить им храмы. Рамсес III так обращался к богам: «Я ваш сын, сотворенный вашими руками… Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполню свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что нужно сделать для ваших святилищ». Далее Рамсес III рассказывает, какие храмы он построил, а какие восстановил. Каждый фараон строил себе гробницу - пирамиду. Фараон также назначал наместников номов (номархов), главных чиновников, главного жреца Амона. Во время войны фараон возглавлял войско. По традиции из дальних походов фараоны привозили неизвестные египтянам деревья и кустарники. Огромное внимание фараоны уделяли сооружению оросительных систем и лично следили за строительством каналов.

Награды лучшим

Фараоны ценили и всячески поощряли своих военачальников и чиновников, служивших главной опорой их власти и могущества и добывавших им богатства. После похода отличившимся раздавались награды. Иногда вознаграждение получал один человек. В честь победы устраивалось большое празднество. Роскошные подарки раскладывались на столах. На торжество допускалась только высшая знать.

Коронация

Ритуал коронации фараонов был подчинен установленным правилам. Но вместе с тем существовали некоторые различия в зависимости от дня проведения ритуала. Это зависело от того, какому богу был посвящен день коронации.

Например, коронация Рамсеса III проходила в праздник бога Мина - владыки пустыни и плодородия. Сам фараон возглавлял торжественную процессию. Он появился в кресле, которое несли на носилках царские сыновья и высшие чиновники, что считалось великой честью. Перед носилками шел старший сын, наследник. Жрецы несли курильницу с благовониями. Свиток в руках одного из жрецов представлял программу праздника. Подойдя к жилищу Мина, фараон совершил обряд воскурения и возлияния. Затем появилась царица. Рядом с нею шел белый бык с солнечным диском между рогами - символическое олицетворение бога. Его также окуривали благовониями. Процессия исполняла гимны. Жрецы несли деревянные статуи различных фараонов. Запрещено было «появляться» на празднике только одному из них - вероотступнику Эхнатону. Фараон направил четыре стрелы в каждую из сторон света: тем самым он символически поразил всех своих врагов. Под пение гимнов церемония подходит к заключительной стадии: правитель благодарит Мина и приносит ему дары. Затем процессия удалилась во дворец фараона.

Личная жизнь фараона

Отношение к женам и семьям у фараонов было разным. Например, Эхнатон почти не покидал свой дворец. Он нежно любил свою жену, мать и дочерей. До нас дошли рельефы, запечатлевшие его семью во время прогулок. Они вместе ходили в храм, вся семья принимала участие даже в приемах иноземных послов. Если у Эхнатона была одна жена, то у Рамзеса II их было пять, и все они носили титул «великой царской супруги». Учитывая, что этот фараон правил 67 лет, это не так уж и много. Однако, кроме официальных жен, он имел еще немало наложниц. От тех и других у него осталось 162 отпрыска.

Жилище вечности

Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом. Гранитные или алебастровые блоки, пригодные для этого, были только в двух местах - на плато Гиза и Саккара. Позже для упокоения фараонов в фиванских горах стали вырубать целые залы, соединявшиеся переходами. Главным в погребальной церемонии считался саркофаг. Фараон лично посещал мастерскую, где для него изготавливали саркофаг, и придирчиво наблюдал за работой. Он заботился не только о месте захоронения, но и о предметах, которые будут сопровождать его в загробном царстве. Богатство и разнообразие утвари поражает. Ведь и в мире Осириса фараон должен был продолжать привычную жизнь.

Похороны фараона

Похороны фараона представляли особенное зрелище. Родственники рыдали и горестно заламывали руки. Несомненно, они искренне скорбели по ушедшему. Но считалось, что этого мало. Специально приглашались профессиональные плакальщики и плакальщицы, которые были прекрасными актерами. Вымазав лицо илом и обнажившись до пояса, они разрывали на себе одежды, рыдали, стонали и били себя по голове.

Погребальная процессия символизировала переселение из одного дома в другой. В мире ином фараон не должен был ни в чем нуждаться. Впереди процессии несли пирожки, цветы и кувшины с вином. Дальше следовали погребальная мебель, кресла, кровати, а также личные вещи, утварь, ящики, трости и многое другое. Заключала процессию длинная череда драгоценностей. И вот мумия фараона в гробнице. Жена падает на колени и обнимает его руками. А в это время жрецы выполняют важную миссию: они расставляют на столах «тризмы» - хлебцы и кружки с пивом. Затем кладут тесло, тесак в форме страусового пера, муляж бычьей ноги, палитру с двумя завитками на краях: эти предметы нужны, чтобы устранить последствия бальзамирования и дать усопшему возможность двигаться. После исполнения всех обрядов мумия погружается в каменную «могилу», чтобы перейти в лучший мир и вести новую жизнь.

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов

До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не всегда величали фараонами. Имя и титул фараона считались священными, поэтому их избегали называть и уточняли имя конкретного фараона только в том случае, когда это было крайне необходимо. Это, разумеется, не облегчает труд историков.) С середины II тысячелетия египтяне называли своего правителя «пep-o» – «большой дом». От этого определения и произошло позднее слово «фараон».

В летопись каждый год вносились записи о правлении царя. Перечисленным в летописи царям в IV тысячелетии до н. э. предшествовали многочисленные племенные вожди и цари, владевшие областями Северного и Южного Египта. В летописи приводятся также имена царей северной части Египта, о которых уже в III тысячелетии не сохранилось никаких сведений, только имена и приблизительная последовательность правления.

О древнейшей эпохе Египта осталось довольно много памятников материальной культуры и даже письменные источники, но они очень краткие, отрывочные, неполные, начертаны на очень древнем языке, с трудом поддающемся расшифровке. По этой причине о происхождении первых египетских фараонов известно совсем немного. Было бы гораздо проще, если бы древние летописцы указывали хотя бы даты рождения и смерти своих царей, но летосчисления, похожего на современное, у древних египтян не было, поэтому в истории Древнего Египта существует так много загадок, а в египтологии существуют разные хронологии.

История фараонов Древнего Египта настолько длинная, что историки для удобства разделили ее на несколько периодов, каждый из которых сопоставим по продолжительности с историей любой европейской державы.

Древнее царство (2707-2170 до нашей эры) – эпоха великих пирамид.

Среднее царство (2119-1793 до н. э.) – развитие письменности.

Новое царство (1550-1069 до н. э. – время великих зодчих.

Позднее царство (715-332 до н. э.) – период персидского господства.

После окончания каждой великой эпохи наступало время хаоса, разделения Египта на две части. Эти времена характеризуются как Периоды распада:

Первый период распада (или Первый переходный период) – 2170-2019 до н. э.

Второй период распада (или Второй переходный период) – 1794/93-1550 до н. э.

Третий период распада (или Третий переходный период) – 1070/69-714 до н. э.

Но вообще история египетских фараонов началась в доисторическую эпоху, которую принято определять как Додинастический период, вслед за которым настало время Ранних династий – ок. 3100-2700 гг. до н. э. (I и II династии – 3100-2700 гг. до н. э.). В те очень давние времена Египет постепенно развивал свою высокую культуру. Окончательно оборвались династии Древнего Египта при греческих фараонах Птолемеях (332-30 до н. э.). В 30 году до н. э. Египет стал римской провинцией. Знаменитая царица Клеопатра считается последней правительницей на троне фараонов.

Первый фараон Аха (или Менес) правил примерно с 3032 до 3000 года до н. э. и сумел объединить две части страны – Верхний и Нижний Египет.

Все эпохи разделяются на династии, правившие три тысячи лет – в общей сложности 31 династия. Все хронологии Древнего Египта довольно условные, потому что за давностью лет и при отсутствии точных данных историкам приходится пользоваться косвенными указаниями, сопоставлять разные источники. Поэтому даты правления фараонов даны предположительно – в разных исторических источникам можно встретить данные, различающиеся на целые десятилетия.

Списки фараонов Древнего Египта обнаружены в храмах. Самый древний такой список относится к Пятой династии (2498-2345 гг. до н. э.) – так называемый Палермский камень. На плите из черного базальта, расколотой на несколько кусков разных размеров, высечен перечень фараонов Древнего Египта за шесть или семь столетий, начиная с доисторического периода, то есть с конца IV тысячелетия до Новой эры. На одном из кусков упоминаются некоторые из последних египетских царей Додинастического периода (примерно до 3150 года до н. э.). Заканчивается список фараоном Нефериркаром, который правил в середине Пятой династии. Примечательно, что на «Палермском камне» называются не только имена фараонов, но и описываются важнейшие события, случившиеся при их правлении.

В другом списке фараонов – из храма Карнак – названы все царственные предки фараона Тутмоса III (XVIII династии). Не хватает только нескольких фараонов из Второго периода распада.

Самый известный перечень древнеегипетских фараонов содержит так называемый Абидосский список, который выбит на каменных стенах храма Сети I в Абидосе. Там изображен фараон Сети I, который показывает своему сыну Рамзесу II длинные ряды картушей 76 египетских царей, начиная с Менеса и заканчивая Сети I. Правители из Второго периода распада, иначе называемого Вторым переходным периодом, там тоже пропущены, как и в Карнаке.

В Абидосском списке отсутствуют также пять царей XVIII династии: Хатшепсут, Эхнатон, Сменхкар, Тутанхамон и Эйе (царица Хатшепсут была исключена, по всей вероятности, по приказу Тутмоса III, а четверо остальных фараонов относились к Амарнскому периоду и были прокляты как вероотступники).

В Списке Саккара имеется 47 картушей (первоначально было 58), и там названы фараоны от Анеджиба из Первой династии до Рамзеса II. Фараонов Второго переходного периода там тоже нет.

Самым подробным списком признан знаменитый Туринский канон. Возраст его составляет, по оценкам специалистов, около 1200 лет. Первоначально этот список содержал триста имен фараонов, но папирус при транспортировке был сильно поврежден, и многие его фрагменты не сохранились. Это тем более досадно, что пропали части скрупулезно составленного документа, где были проставлены даты правления с точностью до месяца и дня.

Огромный вклад в историю Древнего Египта внес Манефон Семеннитский – единственный известный древнеегипетский историк. Манефон написал «Историю Египта», которая дошла до нас фрагментарно, в виде цитат в трудах других историков древности – Иосифа Флавия, Секста Африкана, Евсебия Кесерейского и других, которые пользовались его сочинениями для восполнения собственных знаний о Египте. Манефон был, по всей вероятности, жрецом или верховным жрецом при Птолемее I (306/304-283/282 гг. до н. э.). Он пользовался храмовыми документами и архивами и располагал большими возможностями, по сравнению с историками нового времени, для ознакомления с древнеегипетскими историческими источниками. Манефон разделил всю историю Древнего Египта на 30 династий, и этот принцип разделения сохранился до сих пор (хотя сейчас принято насчитывать 31 династию).

Некоторые сведения о египетских фараонах были почерпнуты из трудов историков и летописцев других стран, например, греческих историков V века до н. э. Геродота и I века до н. э. Диодора, которые тоже уделяли внимание историческим событиям в такой крупной и важной стране как Египет.

Все списки указывают последовательность правления фараонов и их имена. Однако эти списки неполные, фараонов переходных периодов они, как правило, пропускают. А в списке Манефона, как и в текстах Геродота и Диодора, приводятся греческие варианты имен фараонов. Египетские имена фараонов можно найти только в древнеегипетских текстах.

Указания на продолжительность правления фараонов находят на оттисках печатей на глиняных сосудах для вина. О возрасте фараона иногда можно судить по результатам исследования с помощью радиоуглеродного метода.

Радиоуглеродный метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения основан на измерении соотношения содержания в материале изотопов углерода. Углерод присутствует в земной атмосфере в виде стабильных изотопов C-12 и C-13 и радиоактивного изотопа C-14. Углерод постоянно подвергается воздействию проникающего в атмосферу космического излучения, и при этом образуется радиоактивный изотоп С-14. Когда организм погибает и разлагается, стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный изотоп распадается с периодом полураспада 5568 + 30 лет, поэтому его содержание в останках постепенно убывает. Зная исходное содержание изотопа в тканях и выяснив, какое количество осталось, можно узнать, какое количество радиоактивного углерода распалось и, таким способом, установить время, прошедшее с момента прекращения жизнедеятельности организма.

Принцип радиоуглеродного датирования предложил американский физик и химик Уиллард Либби еще в 1946 году. С тех пор методика его применения в различных условиях и для различных органических материалов была усовершенствована, чтобы уменьшить погрешность. В настоящее время радиоуглеродный анализ считается одним из самых надежных способов определения возраста органических останков, хотя не все ученые это признают.

Применительно к мумии фараона радиоуглеродный анализ дает возможность получить довольно достоверные данные о датах его рождения и смерти. Если фараон умер очень молодым (как, например, Тутанхамон), специалисты рассматривают также состояние его скелета и так называемых «зубов мудрости».

Степени родства древнеегипетских фараонов установить сложно. Генетический анализ мумий проводится редко, а в тех случаях, когда он все-таки был проведен, результаты были положительные – фараоны и их супруги находились в кровном родстве. Но генетические исследования осложняются тем, что для лучшей сохранности мумии подвергали облучению гамма-лучами, и это облучение повлияло на результаты. Генетическое исследование костного мозга и зубной ткани некоторых мумий успешно проведено. Но, вероятно, сложность анализа и сомнительные результаты охлаждают пыл исследователей.

В списках фараонов указана последовательность, но не даты правления и годы жизни каждого отдельного фараона. Поскольку в Древнем Египте не было точного летоисчисления, то более или менее точное датирование всегда создавало большие сложности. Не удивительно, что данные, какие можно встретить в работах ученых-египтологов, очень сильно различаются, иногда на сто лет. Новейшие датировки основаны на современных исследованиях, но и новизна не является гарантией точности.

Представить себе, как выглядели фараоны Древнего Египта, несколько проще, потому что сохранились многочисленные изображения, в том числе подписанные. Даже если учесть, что портретное сходство могло вовсе отсутствовать, что автор рисовал идеальное изображение божественного властителя Египта, он все-таки основывался на реальных чертах своих современников, хотя и приукрашивал их. Видел ли художник, хотя бы издали, свою царственную модель, неизвестно. Авторы изображений фараонов наверняка руководствовались, подобно иконописцам, установленными канонами, но вовсе не исключено, что эти каноны, возможно, предполагали внесение некоторых индивидуальных черт. В лицах всех фараонов есть определенное сходство, но все-таки проглядывают и различия, так что можно предполагать наличие портретного сходства с конкретными фараонами.

Внешний облик фараонов в течение тысячелетий практически не изменился. Из-за жаркого климата на них иногда не было надето никакой другой одежды, кроме напоминающей фартук набедренной повязки схенти из тонкого льняного полотна, перетянутой на талии поясом. По особым случаям к этому поясу прикрепляли звериные хвосты – обычай, оставшийся, вероятно, с тех времен, когда правители Египта были племенными вождями и главными охотниками племени. У племен, добывавших себе пропитание охотой, существовал обычай надевать на себя во время ритуалов звериные шкуры или носить на себе клыки, хвосты или другие части тел убитых животных. Иногда во время ритуалов фараоны, тоже по давней традиции, носили на плечах накидку из меха или целую шкуру пантеры. В более поздние века вместо набедренной повязки фараоны носили туники из тончайшего полотна. Грудь полностью закрывали широкие массивные золотые ожерелья с драгоценными камнями и жемчугом. В торжественных случаях царственную особу украшали золотые пряжки, ожерелья, диадемы, заколки, подвески, и все это великолепие весило не один килограмм.

На голове фараону полагалось носить корону или платок. Иногда в будничной обстановке фараоны ограничивались только платком или париком. Голову обычно брили, а париков было много – будничные и парадные, завитые разными способами или заплетенные в косички. Поверх платка или парика фараоны носили урей – золотую диадему в виде готовящейся к нападению кобры.

Корона была не одна, а несколько разных: хеджет – корона Верхнего Египта в виде высокого белого колпака, напоминающего кеглю; дешрет – красная корона Нижнего Египта, цилиндрическая спереди с длинным выступом сзади; пшент – двойная комбинированная корона Верхнего и Нижнего Египта. Для ритуальных целей фараоны надевали корону атеф – искусно выполненный тростниковый колпак, иногда снабженный рогами. Синюю округлую корону в виде шлема стали носить фараоны XVIII династии.

Полосатый платок фараонов немес повязывали на голову, почти закрывая лоб, два конца соединяли сзади, два другие свободно и симметрично выпускали на плечи и грудь. Существовал и более простой вариант завязывания платка-клафта, при котором концы связывали на затылке или скрепляли золотыми заколками и выпускали на спину. На коронах и платках фараона обязательно присутствовал урей надо лбом – изображение кобры, которая являлась знаком власти правителей Египта. Змея всегда была представлена развернувшейся, готовой к нападению, с поднятой головой, что должно было обозначать готовность к борьбе против сил зла.

Фараон, вероятно, не мог самостоятельно одеться, правильно надеть свои головные уборы, и для парадного облачения ему необходимы были слуги.

Типичной деталью внешности фараона являлась приставная бородка. Фараоны, как и простые египтяне, брили усы и бороду. Искусственная борода, тщательно завитая или заплетенная в косички, уложенная в форме трапеции или совсем прямая, прикреплялась к подбородку тесемками, привязанными к парику. Египетских богов изображали с бородками, значит, и у фараона должна быть такая же, чтобы подчеркнуть его божественность.

В Древнем Египте существовал обычай подводить глаза, наносить на лицо грим. Декоративную косметику накладывали щедро. В гробницах фараонов археологи находили большое количество шкатулок, пузырьков и мисочек с целым запасом различных мазей, красок, белил, ароматических веществ. Некоторые снадобья, должно быть, оказывали целебное действие. На всех изображениях фараонов глаза у них ярко обведены и подрисованы черной краской. Возможно, это связано с убеждением, что черная краска предохраняет от глазных болезней, которые были широко распространены, или хранит от злых духов.

Фараоны часто изображены с перекрещенными на груди скипетром и плетью. Возможно, эти царские регалии достались фараонам от их далеких предшественников, племенных вождей. Для вождя племени скотоводов посох и плеть были обычными атрибутами и знаками власти. Скипетр фараона, должно быть, символизировал пастушеский посох и обязанность фараонов заботиться о своем народе, стеречь его, как пастух стережет свое стадо, защищать от врагов, побивая их могучей дланью, вооруженной плетью для битья, символом оружия. Загадочная плеть одновременно сильно напоминает веер от мух – необходимый в быту предмет. Скипетры могли иметь разную форму – например, с головой бога Сета, которая символизировала власть и могущество фараона.

Бог Сет царствовал в пустыне и, по мнению ученых, прообразом его головы послужила голова пустынной землеройки, которая и сейчас водится в саваннах и полупустынях от Марокко до западной Ливии.

Что касается обуви, то в Древнем Египте почти все ходили босиком, не исключая знати и даже самого фараона. Фараон надевал сандалии из папируса или из кожи только для торжественных выходов за пределы дворца, а в своих покоях, по всей вероятности, ходил босиком по гладким каменным плитам. Простые люди не имели права надевать такую обувь, как у правителей и сановников, да и не имели в ней нужды. Чтобы в самый зной на работе защитить ноги от раскаленных острых камней и песка, они иногда привязывали ремнями к ступням подошвы из твердой кожи или плетеной соломы, но, как правило, египтяне ступали по земле босыми ногами.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 4. Эпоха второй половины XIV – XVI веков новой эры в истории «древнего» Египта. Атаманская – Отоманская империя 1. Общий обзор истории 18-й «древне»-египетской династии Знаменитую 18-ю династию египтологи относят к периоду 1570-1342 годы до н.э. , с.254. Согласно нашей

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил

Из книги Русь и Рим. Славяно-тюркское завоевание мира. Египет автора Носовский Глеб Владимирович

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта: Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея Первого (305-285 гг. до н.э.). Автор истории Египта на греческом языке.Туринский

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

7.2. Странные периодические «возрождения» в истории «древнего» Египта В томе «Числа против Лжи», гл. 1 мы уже говорили, что хронология Египта - одна из самых молодых исторических наук. Она создана на основе уже сложившейся скалигеровской истории Рима и Греции, а потому

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Война и мир в истории Древнего Египта Менес - объединитель ЕгиптаОдин из первых оазисов человеческой цивилизации - Древний Египет - пережил в своей военной истории многое, что впоследствии повторялось в судьбах других государств и народов.В самом своем рождении

Из книги Древний Восток автора

Источники по истории Древнего Египта Первые известия о египетской и других восточных цивилизациях появились у обитателей Европы еще до становления античной цивилизации, во II тысячелетии до н. э. Собственно говоря, Египет и другие страны Востока были своего рода фоном и

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи продолжают использовать в периодизации истории Древнего Египта последовательность правления 30 династий египетских царей, введенное еще Манефоном. Первый царь в этом ряду, Менес (или Мина), правил

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 1 Как был найден потерянный ключ к истории Древнего Египта 19 мая 1798 года французский флот под командованием молодого генерала Бонапарта отплыл из Тулона, чтобы бросить вызов английскому владычеству в Египте. Наполеон надеялся, завоевав эту страну, создать оплот на

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Воссоединение Египта под властью саисских фараонов Следует отметить, что Ассирия установила свое господство в Египте не только потому, что она обладала военным превосходством. Среди прочих причин, о которых мы можем лишь догадываться или судить по сохранившимся



Рассказать друзьям